Исследовательская работа "Чем пахнут ремесла?"
презентация к уроку (4 класс) на тему

Миронова Инна Александровна

«ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА»

Автор: Кравченко Арина, ученица 4 «Г» класса ГБОУ «Школы №1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В.Кисунько»

Руководитель: Миронова Инна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ «Школы №1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В.Кисунько»

Цель исследования: исследование процесса выращивания льна-долгунца, его последующей обработки с целью получения льняной нити и льняного полотна

Задачи исследования:

  • Вырастить из семян растения льна
  • Найти информацию о способах получения нити из растений льна
  • Получить из растений льна нитки
  • На практике проверить эффективность и качество способов окрашивания ниток природными красителями
  • Соткать из полученных ниток ткань

Гипотеза исследования: в современном мире можно получить льняную ткань в домашних условиях

Объект исследования: льняное семя

Предмет исследования: процесс выращивания льна, получение ниток и ткани

Освещена история льна, его применение. Показывается процесс выращивания льна-долгунца. Продемонстрирован процесс обработки растений с целью получения материала для прядения, а также сам процесс прядения – получения нитки из кудели. Показаны способы окрашивания льняной нити природными красителями. Отражен процесс ткачества ткани из полученных ниток.

Сформулированы выводы. Представлен список используемой литературы.

Методика исследования: наблюдение; сравнительный метод; анализ

В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что и в наше время практики прошлых веков по изготовлению льняной ткани в домашних условиях могут быть применены.

Изучив некоторые источники информации, достигнув поставленной задач по выращиванию льна и получению ткани из льняных волокон, были определены основные этапы и условия успешности производства.

Проведенные работы также наглядно демонстрируют высокую трудоемкость и длительность описанного процесса.  Таким образом, наше предположение подтвердилось: сегодня ничто не мешает нам оглянуться в прошлое и вновь, как это делали наши прапрабабушки, для получения ткани начать применять полностью ручной труд. Однако масштабное промышленное производство существенно упрощает этот процесс, ускоряет его и позволяет получить более качественную и разнообразную по цветовой гамме и плотности плетения нитей ткань.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько»

СВАО, ул. Новгородская, д. 21А

Исследовательская работа

                                                 

«ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА»

                                                 

Кравченко Арина Дмитриевна,

ученица 4 «Г» класса

Научный руководитель:

Миронова Инна Александровна,
учитель начальных классов

Москва – 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ        3

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ        4

1.1. ЛЬНЯНАЯ ИСТОРИЯ        4

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        6

2.1. ВЫРАЩИВАНИЕ ЛЬНА-ДОЛГУНЦА        6

2.2.  МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ        8

2.2.1. ОБРАБОТКА ЛЬНА И ПРЯДЕНИЕ НИТЕЙ        8

2.2.2. КРАШЕНИЕ НИТЕЙ        11

2.2.3. ТКАЧЕСТВО        15

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ        16

ВЫВОДЫ        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

БЛАГОДАРНОСТЬ        18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        18

АННОТАЦИЯ

Цель исследования: исследование процесса выращивания льна-долгунца, его последующей обработки с целью получения льняной нити и льняного полотна

Задачи исследования:

  • Вырастить из семян растения льна
  • Найти информацию о способах получения нити из растений льна
  • Получить из растений льна нитки
  • На практике проверить эффективность и качество способов окрашивания ниток природными красителями
  • Соткать из полученных ниток ткань

Гипотеза исследования: в современном мире можно получить льняную ткань в домашних условиях

Объект исследования: льняное семя

Предмет исследования: процесс выращивания льна, получение ниток и ткани

Выводы: дана историческая справка по теме исследования. Показывается процесс выращивания льна, его сборки, последующей обработки, прядения, изготовление нитей, их окрашивание, изготовление полотна. Продемонстрирована работа самостоятельно сотканного полотна.

ВВЕДЕНИЕ

Во время одного из семейных путешествий по городам Золотого кольца мне довелось побывать в музее льна в городе Костроме. Там и началось мое тесное знакомство со льном – с растением, тканью и даже пищевым продуктом.

Вроде бы ничего сложного в описанном экскурсоводом процессе получения домотканого полотна не прозвучало, при этом очень увлекательно было наблюдать, как из маленького льняного зернышка  постепенно получались нитки, а потом и целые полотна ткани.

Мне стало интересно: смогу ли я повторить путь наших прабабушек? Насколько трудно вырастить лен и получить ткань самостоятельно? Мне захотелось все сделать самой! Изучению этой темы я и посвятила свою работу.

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. ЛЬНЯНАЯ ИСТОРИЯ

Оказывается, лен имеет очень богатую историю, это растение было хорошо известно еще в древние времена. Страной льна был Древний Египет. Предположительно, льняное полотно было первым текстильным полотном, которое стал использовать человек. Даже существует версия, что поход аргонавтов за «золотым руном» был связан с поиском секрета получения тончайшей льняной пряжи, которая очень высоко ценилась.

На Руси лен всегда очень любили и почитали. Возделывали его не только как прядильное растение, но и как масличное. Льняное волокно шло на ткани, а льняное масло - в пищу. Использовали масло льна и в качестве олифы в живописи и в лакировании, а также как лампадное масло в церквях.

В зависимости от региона выращивания лен различается скоростью вызревания, прядильными свойствами, устойчивостью к болезням и длиной волокна. Наиболее известны как льняные края псковские, новгородские и суздальские земли. Лен, из которого получают пряжу, называется долгунцом. Есть несколько наиболее известных сортов долгунца: Сурский, Александрит, Альфа, Дипломат, Росинка, Тверской.

Но в промышленных масштабах в России льняную ткань стали производить лишь 151 год назад.

Началом промышленного масштаба льняного дела принято считать 1866 год.   В 1860 году Павлом Михайловичем и Сергеем Михайловичем Третьяковыми (основателями всемирно известной картинной галереи) совместно с Владимиром Дмитриевичем Коншиным был открыт  торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями изо льна, хлопка и шерсти. А шесть лет спустя они организуют товарищество «Новая Костромская льняная мануфактура» с ткацкой фабрикой, льнопрядильней и отбельной фабрикой.  Именно заработанные на костромском льне деньги Павел Михайлович Третьяков и направлял на покупку картин для своей коллекции.

Льняная мануфактура развивалась и с 1899 года стала поставщиком двора его императорского величества. К началу 20 века льняная мануфактура в Костроме стала крупнейшей в Европе. Да и сегодня 1/3 часть всей выпускаемой в России льняной ткани производится в Костроме.

Несмотря на то, что лен имеет богатую историю, известен давно и льняные ткани во всем мире славятся своими полезными свойствами, до настоящего времени люди продолжают изучать его и улучшать его свойства.

В  Торжке Всероссийский научно-исследовательский институт льна занимается селекцией прядильного и масличного льна, разрабатывает новые производственные технологии и технологии возделывания и обработки льна.  

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ВЫРАЩИВАНИЕ ЛЬНА-ДОЛГУНЦА

Льняные волокна получают из растения, которое созревает около трех месяцев, имеет длинный тонкий стебель и нежно-голубые цветки. Его собирают после цветения, когда появляются семена – коробочки с семенами. Собрать лен важно до августовских холодных утренников, иначе холод может погубить растение. Также и посадка не должна быть очень ранней: весенние заморозки могут побить всходы. По народным приметам высаживали лен 21 мая. Но мы посадили лен раньше – 3 мая. Чтобы наши всходы не погибли, пока я заканчивала учебный год, мы поставили для них укрытие – теплицу. Конечно, в масштабах, когда засеваются целые поля, такое укрытие невозможно. Но для целей исследования это приемлемый вариант.  

Далее до конца июля я наблюдала за всходом ростков и их развитием. Зацвел лен 3 июля – ровно через 2 месяца от момента посадки.

20 июля появились те самые коробочки с семенами.

На 25-35 день после начала цветения, когда стебли начинают желтеть, лен-долгунец убирают. При этом коробочки с семенами желтеть только начинают:  спелость семян льна и  волокон не совпадает по времени. Посевы льна для получения семян убирают в фазу желтой спелости, а для получения волокна – в фазу ранней желтой.

Всего выделяют 4 фазы созревания: зеленая, ранняя желтая, желтая и полная. Чем позже собирать лен, тем жестче и грубее волокно, но тем более спелые семена.

Уборка льна называется ТЕРЕБЛЕНИЕ. При тереблении лен не срезают, а вырывают с корнем. Потому что льняная нить тянется из стебля до самого конца корня. После сбора растения оставляют лежать на земле в течение 2-х недель, периодически его переворачивая. Это позволяет росам размягчить жесткую кострицу – так называется твердая кожица и деревянистые волокна растения. Роса также активизирует живущие внутри стебля микроорганизмы. А они, в свою очередь, разрушают клейкие вещества внутри стебля. Переворачивать же стебли нужно, чтобы лен не сгнил.

Очень важно правильно определить время окончания расстила льна: если треста не долежит, то она плохо перерабатывается, а та, которую передержали на росе, в результате много волокна отдаст в отходы.

Я убрала лен 10 августа. Это был 39 день от начала цветения. Как раз в фазу ранней желтой спелости.

После такой обработки росой и солнцем стебли – тресту - снова окончательно просушивали. 23 августа, как раз через 2 недели, я убрала лен на окончательную просушку в сухое теплое помещение.

2.2.  МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

2.2.1. ОБРАБОТКА ЛЬНА И ПРЯДЕНИЕ НИТЕЙ

После того, как лен высыхал, производили ОКОЛАЧИВАНИЕ семенных головок и сбор семян для будущих посевов. Надо отметить, что при уборке льна комбайнами в наше время головки отделяют вместе с тереблением. Раньше же подсохшие снопы с поля отвозили в специально построенное  для обмолота здание – гумно. Снопы расстилали на полу гумна и деревянными колотушками били по льняным головкам.  Выколоченное семя сметали метлой в кучу, а затем провеивали лопатами на ветру. Льняное семя сушили, затем толкли в ступе. Истолченную массу в горшке ставили в теплую печь. Потом её заворачивали в плотную ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда и капало в итоге масло. 

Я также отделила семенные головки от стеблей, но при помощи обыкновенных ножниц.

После очеса лен МЯЛИ в специальных мялках, продавливая по всей длине для удаления кострицы. У меня не было специальной мялки, поэтому на замену ей я взяла металлический желоб, укрепленный на двух деревянных брусках, и обыкновенную скалку. В результате происходит отделение мягкого волокна – кудели. Сама кострица (или костра) тоже находит применение. По составу она является целлюлозой – нерастворимой в воде клетчаткой белого цвета. Она идет на производство бумаги, мебельных плит, используется как добавка в пластмассу.

Далее лен следует ТРЕПАТЬ. Делается это следующим образом: в одной руке зажимается пучок льна, а в другую руку берется деревянное трепало. Ударяя сверху вниз трепалом по волокнам, добиваемся удаления оставшейся кострицы.

Трепаный лен тщательно ВЫЧЕСЫВАЮТ. Для этой цели раньше пользовались специальными деревянными гребнями и маленькими гребенками, затем прочесывали волокно щетками с натуральной жесткой щетиной животных.

Вычесывание проходило в две стадии:

- Вычесывание крупной железной щеткой. В результате получали волокно самого низкого сорта (изгреби).

- Вычесывание мелкой щеткой из щетины. Получали волокно среднего качества (пачеси).

Оставшееся после двух вычесываний волокно – самое тонкое и нежное – и есть сам лен.

 Такие гребни и щетки в своем процессе я заменила обыкновенной щеткой для расчесывания волос также с натуральной щетиной кабана.

После расчесывания трепаного льна из него вытягиваются относительно тонкие ленты, называемые ровницами. Вот непосредственно из ровниц уже и прядут льняную пряжу. А очес, оставшийся от расчесывания, используется как удобрение в сельском хозяйстве, а также идет на изготовление ватина и пакли. Любят его использовать в качестве строительного материала для своих гнезд и разные птицы.

Итак, получив необходимый материал, переходим к самому важному, на мой взгляд, процессу – получению нитей, пряжи. Собственно говоря,  процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити и называется ПРЯДЕНИЕМ. Существуют разные способы прядения:

- Сучение волокон между ладонями

- Сучение волокон о поверхность

- С использованием веретена и прялки

- С использованием прядильных машин

Я в своей работе использовала только веретено – второй после прялки по важности инструмент прях.

 На Руси наиболее распространенными были прялки-донце. По существу, это две доски, соединенные под прямым углом. На вертикальную часть – лопаску - нанизывали кудель, а на нижнюю садилась пряха. Левой рукой она оттягивала часть кудели, а правой скручивала волокна и получившуюся нитку наматывала на веретено. Веретено же представляет собой деревянную палочку, имеющую острие сверху и утолщение в нижней своей части. Веретено должно быть тонким и легким. Вращается оно пальцами правой руки за самый кончик по часовой стрелке. Нитка при этом скручивается.

В начале работы для удобства прядения веретено я упирала в специальную тарелку-подставку. По мере того, как я пряла все больше, от тарелки отказалась и уже во время прядения держала веретено навесу в руке.

В зависимости от того, какой толщины сделаны ровницы или какая часть кудели оттягивается для скручивания, разной толщины получается и готовая нить. В прежние времена считалось, что чем искуснее пряха, тем тоньше у нее выходит нить. Я пробовала разные варианты толщины нити и остановилась на достаточно большой.

Такой выбор обусловлен, во-первых, тем, что тонкую ровную нить, не имея опыта, прясть чрезвычайно сложно: в процессе нитка либо рвется, либо утолщается. Ну а во-вторых, тем, что процесс изготовления пряжи очень трудоемок и долог. Кроме того, в дальнейшем большая толщина нити также облегчит мне непростую задачу ткачества.

Поскольку целью проекта является понимание процесса домашнего производства льняной ткани в принципе, то в данном случае допущение о производстве достаточно плотного и жесткого полотна вполне уместно.  

В итоге, весь выращенный лен был переработан в нитки.

2.2.2. КРАШЕНИЕ НИТЕЙ

Но какого бы качества и толщины ни получились нитки и в дальнейшем ткань, несомненным украшением являются разнообразные цветовые оттенки, которые приобретают нитки или готовая ткань после окраски.

Когда я спряла несколько мотков ниток, я приступила к их окрашиванию. В этом я также придерживалась старых традиционных способов. Выбрала те красители, которыми одаривала людей природа: луковая шелуха, кора дуба, крапива и пижма, ягоды черники. Все, за исключением черники, я нашла у себя на загородном участке.

Я окрашивала нитки, но такие же методы окрашивания можно применить и к готовой ткани.

Перед началом процесса нитки следует замочить в простой воде примерно на тридцать минут. Это позволит получить более равномерную их прокраску. Интенсивность окраски напрямую зависит от времени, которое нитки провели в растворе. Дольше удерживать цветовой пигмент поможет поваренная соль в растворе с красителем. А под воздействием горячей воды краситель интенсивнее переходит в раствор.

Первый цвет, в который я покрасила нитки ,- огненно-рыжий. Получила я его с помощью луковой шелухи. Луковая шелуха – сама по себе довольно сильный и прочный краситель. Поэтому в случае с ней я обошлась без добавления соли. Однако, при крашении ниток луком я ничем не обернула шелуху - в итоге чешуйки лука сильно забились в нитки. Отчищалась она потом довольно долго и трудно.

Основываясь на этом опыте и знаниях о влиянии горячей воды и соли, дальше мной были приготовлены соляные отвары коры дуба и черники. Делались они так: в воду я опускала помещенный в марлю природный материал, и как только вода закипала – добавляла соль. Далее туда же помещала предварительно замоченный в воде моток ниток. На медленном огне отвар вместе с нитками кипятился около полутора часов. После кипячения нитки оставляла в растворе дополнительно на всю ночь, а утром доставала моток для просушки. В результате получены еще два цветных мотка льна – фиолетовый и золотисто-коричневый.

Еще один цвет, который был получен мной, - изумрудный. Основным красителем выступала измельченная и залитая кипятком крапива. Но сама по себе крапива не дает насыщенный цвет. Усилить его помогли собранные цветки пижмы. В настой крапивы были добавлены цветки пижма. Далее все снова настаивалось в кипятке. Поскольку в этом способе окрашивания не было длительного кипячения, то и сама окраска заняла гораздо больше времени: нитки лежали в растворе двое суток.

После окраски все мотки ниток были высушены. В итоге после сушки полученные цвета несколько померкли, и нитки приобрели характерный запах своих красителей.

Есть еще немало натуральных красителей, которые позволяют получить интересные цвета:

- корень конского щавеля, соединенный с винным камнем, окрашивает лен в желтый цвет;

- водяная вытяжка из цветков зверобоя дает желтый и зеленый цвета. А тот же настой, но подкисленный и горячий – уже красный и розовый цвета;

- для получения голубого и фиолетового оттенков можно использовать ежевику и краснокочанную капусту;

- ягоды облепихи дадут оранжевый цвет;

- свекла практически мгновенно превращает ткань или нитки в рубиновые…

Естественный цвет льняной нити – серо-коричневый. Его еще называют суровым. В старину для шитья одежды суровый холст не использовали. Если требовалось получить нитки и ткань белого цвета, то материал проходил предварительное беление. Это достаточно трудоемкий и долгий процесс. Он состоит из нескольких стадий, каждая из которых повторялась по нескольку раз для закрепления полученного эффекта. Сначала белили в мотках пряжу, а затем вытканный холст. Делали это так: сначала холст парили в большом глиняном сосуде, заливая кипящей водой с золой ольхи. В хорошо протопленной печи сосуд стоял до 15 часов. Позоленный холст выстирывали и расстилали на проветривание, причем все время смачивая его, т.к. он должен был быть все время сырым. После чего холст отбивали – он становился мягким и эластичным. Потом еще раз золили (уже в деревянной кадке) – мокрые холсты пересыпали золой, заливали кипятком и поддерживали кипение воды раскаленными камнями.  После этого холсты замоченными оставляли на 2-3 дня. Оставалось их отстирать и посушить – получалась белая ткань, готовая к пошиву белья.

Следует отметить, что в современном мире в масштабах промышленного производства уже не используют природные красители. И причин тому несколько. Во-первых, их достаточно трудно найти в требуемом количестве в природе, во-вторых, они достаточно дорогие, да и цвета, которые с их помощью можно получить, не такие интересные и разнообразные, как при использовании синтетических красителей. Последние, как правило, изготавливают из продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля, и указанных недостатков они лишены.

Интересно, что первый искусственный краситель открыл английский химик Уильям Еркин в 1856г. во время проведения опытов по получению хинина. Вместо этого он получил вещество мовеин.

Ткани уникальны по своему составу. В зависимости от него требуются и разные красители: одними красят шерсть, другими – натуральные  ткани, третьими – ткани из различных синтетических волокон. Но ко всем красителям предъявляется одно и то же требование – окраска должна быть не только красивой  и яркой, но и прочной. Краситель не должен выгорать на солнце и портиться при глажении утюгом, линять при стирке и оставлять следы при плотном контакте или трении на белой ткани. Другими словами, краситель должен быть прочно связан с тканью. Большинство красителей удерживается на ткани за счет сил притяжения между их молекулами и волокнами ткани.

Наряду с цветными красителями нужны и белые – для получения чисто-белой ткани. Для придания белым материалам еще большей белизны применяются оптические отбеливатели, или белофоры. По своему строению это обычные красители. Но обработка белого материала оптическим отбеливателем предотвращает появление у него желтого оттенка.

А что же стало с природными красителями в наше время? Поскольку они в большинстве своем абсолютно безвредны для человека, то с успехом применяются в пищевой промышленности. Ими подкрашивают оболочки для сыров, кондитерские изделия, мороженое и фруктовые воды.

 2.2.3. ТКАЧЕСТВО

Изготовление тканей осуществлялось на ткацком станке, или, как его еще называли, ткацком стане.

Тот ткацкий станок, который использовала я, является упрощенной моделью реального ткацкого стана. Он маленький и легкий. Однако технология ткачества на нем соблюдается, и все этапы процесса можно воспроизвести.

Устройство станка довольно простое: две боковины, бердо, два вала - товарный и задний, две ремизки, каждая из которых состоит из 28 галев. Ремизок, как и галев на каждой из них, может быть разное количество. Это зависит от предполагаемой фактуры будущей ткани и ширины изделия.

На планке натяжения закрепляются нити, каждая из них продевается в щели бердо и глазок каждой галевы. Внимательно чередуем галевы из разных рам ремизок для того, чтобы нити основы не перепутались. Поднимая или опуская совместно разные рамы ремизок в дальнейшем при ткачестве, можно получить разную фактуру ткани. Я для первого своего экспериментального ткачества использовала минимальное количество, – 2 ремизки – которое необходимо для получения зева. Когда все нити основы продеты, надо, соблюдая одинаковое натяжение, намотать их на задний вал. Поскольку мое изделие предполагалось небольшим, для ровного натяжения я использовала подвес из небольшой гантели. В больших ткацких станках для этой цели служит сновальный столбик – это закрепленный на значительном расстоянии от станка колышек, на который крепят нити. После заправки всех галев нити снимаются со сновального столбика (гантели в моем случае) и также наматываются, соблюдая одинаковое натяжение, на задний вал.

Концы нитей около товарного вала отрезаются одинаковой длины и крепятся на планку натяжения. Путем накручивания нитей на вал, выравниваем натяжение всех нитей. Меняем зев и вставляем ценовую планку. Ценовая планка нужна для сведения нитей зева в начале процесса ткачества.

Теперь можно приступить непосредственно к изготовлению тканного полотна. Наматываем на челнок нить утка выбранного цвета, меняем зев и протягиваем челнок со свободной нитью через зев. С помощью бердо прибиваем нить. Меняем зев и снова продеваем челнок. Прибиваем. Ценовую планку при этом убираем. И так продолжаем до тех пор, пока не придет пока менять цвет нитки. Далее на другой челнок наматываем нить нужного цвета и продолжаем работу.

В моем полотне есть все пять цветов: необработанный лен – это нити основы, окрашенный – нити утка.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

После достижения готовым изделием заданной длины снимаем ткань со станка: нити основы обрезаем около заднего вала и закрепляем узелками. Потом снимаем полотно с товарного вала.

В результате, у меня получился небольшой цветастый коврик, обрамленный бахромой с двух сторон.

 

ВЫВОДЫ

  1. При изучении информации по теме исследования мы нашли сведения о способах получения нити из растений льна.
  2. В результате опытно-экспериментальной работы нам удалось вырастить из семян растения льна, получить из растений льна нитки, проверили эффективность и качество способов окрашивания ниток природными красителями,  соткали из полученных ниток ткань.
  3. Поставленная цель достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе экспериментальной работы я убедилась в том, что и в наше время практики прошлых веков по изготовлению льняной ткани в домашних условиях могут быть применены.

Изучив некоторые источники информации по интересующей меня теме, а также выполнив поставленную задачу по выращиванию льна и получению ткани из льняных волокон, мной определены основные этапы и условия успешности производства.

Проведенные работы также наглядно демонстрируют высокую трудоемкость и длительность описанного процесса.  

Таким образом, мое предположение подтвердилось: сегодня ничто не мешает нам оглянуться в прошлое и вновь, как это делали наши прапрабабушки, для получения ткани начать применять полностью ручной труд. Однако масштабное промышленное производство существенно упрощает этот процесс, ускоряет его и позволяет получить более качественную и разнообразную по цветовой гамме и плотности плетения нитей ткань.

Чем пахнут ремесла?... В моем случае это был запах солнца, земли, травы и росы…

БЛАГОДАРНОСТЬ

15 декабря 2017 года   в ГБОУ Школа №1430 я стала участницей XI Ежегодной Ярмарки  творческих образовательных продуктов обучающихся и дошкольников «Я познаю мир» в формате «урок-проект», школьного этапа Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ, в рамках реализации программы Федеральной экспериментальной площадки ФГБНУ ИСРО РАО «Развитие проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной информационной среды». Хочу выразить слова признательности за проявленный интерес к моей работе.

https://af12.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=15139538710000000613;0;1;1&mode=attachment&email=innagelya77@mail.ru C:\Users\Водолей\Downloads\Без-имени-23.jpg https://af12.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=15139538710000000613;0;1;1&mode=attachment&email=innagelya77@mail.ru

https://af12.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=15139538710000000613;0;1;1&mode=attachment&email=innagelya77@mail.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Объедков М. Лен-долгунец.– М.:« Россельхозиздат», 1979. – 224 с.

2. Всероссийский Научно-исследовательский институт Льна [Электронный ресурс].

URL: http://vniil-torzhok.ru 

3. Как вырастить лен на приусадебном участке [Электронный ресурс].

URL:https://econet.ru/articles/66137-kak-vyrastit-len-na-priusadebnom-uchastke

4. Лен обыкновенный [Электронный ресурс]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лён_обыкновенный

5. Музей-усадьба «Льна и бересты» [Электронный ресурс]. URL: http://www.linenmuseum.ru 

6. Прядение [Электронный ресурс]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прядение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературный вечер «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

Музыкально-литературный вечер «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Сценарий содержит тексты стихотворений, песен ( с указанием авторов) и дополнительный материал для проведения классного часа или праздника....

Клубный час "Чем пахнут ремёсла"

Конспект мероприятия...

Джанни Родари "Чем пахнут ремёсла?"

Презентация составлена по стихотворению итальянского писателя и журналиста Джанни Родари и может послужить дополнительным иллюстративным материалом для проведения профориентационной работы в начальной...

СЦЕНАРИЙ праздничного концерта «Хвала рукам, что пахнут хлебом», посвященный Дню работников сельского хозяйства

У жизни были б скучны перспективы,Когда б не знали мы, жуя на завтрак хлеб,Что основательно, прилежно, терпеливо Вершит свой труд работник на селе....

Чем пахнут ремесла?

ГБС(К)ОУ  «Новооскольская специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида»       Внеклассное занятие на тему:«Чем пахнут ремесла?»...

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Сценарий  мероприятия к празднику осени и Дню народного единства...