Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
консультация на тему

Подорога Оксана Владимировна

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления. Целью мастер-класса является  ознакомление с приёмом  формирования критического мышления  у детей школьного возраста  через создание синквейна.Повышение мотивации к овладению рефлексивной деятельностью учащихся и оценки знаний.

Этот приём позволяет обобщать и систематизировать новый материал, анализировать и оценивать успешность учеников в достижении и определении будущих перспектив обучени. А так же приобретать новые знания с заданием положительной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить с приёмом  формирования критического мышления  у детей школьного возраста  через создание синквейна; повысить мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся и оценки знаний.

Задачи технологического приема – обобщение и систематизация нового материала, анализ и оценка успешности учеников в достижении и определении будущих перспектив обучения; приобретение новых знаний с заданием положительной мотивации.

План проведения.

I.       Теоретическая часть:

—   Что такое «Синквейн».

—   Актуальность «Синквейна»;

—   Научная концепция и правила составления «Синквейна».

II.       Практическая часть:

—   Самостоятельная работа педагогов по составлению синквейна.

—   Обсуждение полученных результатов.

III.     Подведение итогов. Рефлексия.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать со слов Антона Павловича Чехова, который сказал: «Краткость - сестра таланта. Искусство писать – это искусство сокращать».

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления. Мы, учителя, должны научить ребят не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой. Главное здесь - стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям.

Особое внимание в этом направлении хотелось бы уделить такой форме работы, как составление синквейна. Очень часто синквейн используется в начальной школе как некая игровая форма работы по развитию речи. Вместе с тем синквейн формирует способность анализировать  информацию, развивает важное умение излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. 
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В данном методе развития образной речи есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными.

Написание синквейна является формой свободного творчества. Такой метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

Как можно использовать этот приём? Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

При написании синквейна следует придерживаться следующего правила:

1 строка — тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2 строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3 строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка — одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Давайте рассмотрим примеры синквейнов по различным дисциплинам начальной школы: — по математике (1 класс): 1.Вычитание. 2.Легкое, сложное. 3.Отнять, вычесть, уменьшить на. 4.Действие по уменьшению числа. 5.Разность.

 — по окружающему миру (3 класс): 1. Земля. 2. Красивая, обитаемая, большая. 3. Вращается, развивается, движется. 4. Земля – наш общий дом. 5. Планета.

 — по русскому языку (3 класс): 1.Глагол. 2.Совершенный, несовершенный. 3.Действовать, совершать, выполнять. 4.Часть речи, обозначающие действие предмета. 5.Действие.

 — по литературному чтению (4 класс. Стихотворение «Осень» А. С. Пушкина): 1.Осень. 2. Унылая,золотая, красивая. 3. Уходит, увядает, нравится. 4. «Приятна мне твоя прощальная краса». 5. Листопад.

Прием синквейна позволяет учителю узнать, как понята учениками тема, какие возникают у них ассоциации по ключевому понятию темы и при необходимости скорректировать их представления
Обучающиеся должны научиться самостоятельно, принимать решения, отстаивать собственную позицию, анализировать, проводить работу над ошибками, творчески мыслить, критически относиться к увиденному, услышанному и прочитанному, помогает в этом технология развития критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время

Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие -одна из важнейших и основных задач воспитания и развития....

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для тв...

Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.

В статье перечисляются методы и различные приёмы на разных этапах урока, которые способствуют развитию творческих способностей на уроках в начальной школе....

Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Мастер-класс«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе»....


 

Комментарии

Большое спасибо за интересный материал. Попробую использовать его в своей работе.