статья "Групповаяработа"
статья (1 класс) на тему

Никитина Любовь Олеговна

СТАТЬЯ "ГРУППОВАЯ РАБОТА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Задачи групповой работы на уроке:

  • Активная познавательная деятельность;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умений успешного обучения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД.

Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику.

Иногда, назначается лидер группы, который дает указания другим членам группы.

Так,например, был проведен урок изобразительного искусства в 1 "Б" классе, где ребятам нужно было создать групповую композицию «Осенний пейзаж» в технике симметричное вырезание. Класс был поделен на 3 группы, 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд. В каждой из них был назначен командир, который должен был раздать задания, кто какие листики, какого цвета и формы вырезает.

Проверялось умение слушать, и выполнят указания своих товарищей. С задачей дети справились на все 100%, в группах соблюдались все правила работы.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

По окончанию нашей работы, была проведена оценка их действиям и самой работе, ребята адекватно оценивали свою работу и сравнивали с работой других.

Основные правила образования групп:

  • Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.
  • На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

При организации групповой работы на уроках окружающего мира, я ставлю следующие цели:

  • вызвать интерес учащихся к предметам;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • повысить уровень знаний учащихся;
  • учить критическому мышлению.

Задачи групповой работы:

  • научить детей самооцениванию и взаимооцениванию;
  • расширять круг знаний учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности за работу;
  • научить детей работать вместе, дружно;
  • подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать.
  • научить детей говорить, думать, мыслить, слушать и слышать.
  • воспитать ученика коммуникабельным, мобильным, грамотным в межличностных отношениях

Исходя из целей и задач, была составлена модель выпускника начальной школы. В данной модели отражены коммуникативные качества, которыми должны обладать учащиеся начальной школы, через организацию групповой работы.

Освоение данной формы работы начинается с 1 класса. Так как в 1 классе у детей слабый словарный запас, то вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать речевые клише:

  • на мой взгляд….
  • я с вами не согласен…
  • я убеждён в том, что….
  • …был не прав…
  • я хочу дополнить….
  • я не согласен с тобой…..
  • я хочу согласиться с тобой...
  • главное…..
  • я думаю….

Их можно назвать вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе.

Дети учатся работать сначала в парах, затем в группах. В этот период дети проверяют друг у друга задания, учитель задаёт вопросы, ответы которых обсуждаются в парах, в группах, даёт задание для совместной работы. Так, например, при изучении темы «Дикие и домашние животные» предлагаю ребятам отправиться в необычный зоопарк. У каждой группы в большом конверте лежат иллюстрации животных. Они разрезаны. Ребята должны правильно собрать картинку, сказать, что это за животные, к какой группе они относятся, какой способ питания у этого животного. После выполнения задания, для расширения знаний предлагаю ребятам просмотр видеороликов о каждом животном.

Так же на уроке у каждой группы на партах обязательно лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе:

  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • умей слушать других, уважай мнение каждого;
  • Если есть своё мнение, высказывай его, не стесняйся;
  • обращайся к другу по имени;
  • Будь активен не ленись.

Овладев способами совместной деятельности, в дальнейшем учу детей распределению ролей.

Учащимся предлагаю следующие роли:

Примерное ролевое распределение в группе:

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Конечно, на первом этапе возникают споры между детьми при распределении ролей. Чтобы решить это проблему, заранее пишу на стикерах роли, затем ребята выбирают стикер. Уже во 2 классе дети сами пытаются распределять роли в группе, что развивает их лидерские качества.

При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в трудной ситуации.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Он становится координатором, консультантом, поэтому при организации групповой работы необходим подбор таких приёмов и методов, которые будут способствовать совместной исследовательской деятельности, увлечённости, вызывать дискуссию, что позволит развивать коммуникативные навыки.

Ещё один метод, который очень нравится учащимся «Автобусная остановка», цель которого научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Чаще на уроках я использую проблемные вопросы, вот например, при изучении темы «Животные»:

  1. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
  2. Глаза у стрекозы размером чуть ли не с их голову, этим они обеспечивают её прекрасное зрение, что несвойственно многим другим насекомым. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?
  3. Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
  4. Вышел на поляну олень и стали щипать траву. В это время на спину к оленю смело опустилась сорока. Попрыгивая на спине оленя, она нашла удобное местечко и давай выщипывать целые клочья линяющей шерсти. Почему она это делала?
  5. У клеста нос наперекос. А зачем он такой? Муху им не поймаешь, зёрнышко с земли не склюёшь. Однако клёст доволен своим клювом. Что же в нём хорошего?

В течение 5 минут группа обсуждает поставленный вопрос и записывает ответ. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Читают следующий вопрос, знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Данный метод создает благоприятные условия для коммуникативных способностей детей. Ребятам нравится спорить, приятно решать проблему.

Групповую форму работы организую при проведении лабораторных работ.

При изучении темы «Вода. Свойства воды» была организована лабораторная работа по группам, где проводили опыты сами учащиеся, следуя инструкции, которая была у каждой группы.

Например: Карточка-помощник.

  1. В один стакан налей молоко, в другой – воду.
  2. Затем положи в них ложечки.
  3. Какая из ложечек ясно просматривается? Почему?
  4. Какие свойства воды ты обнаружил в этом опыте?

Затем в группе дети делали вывод: вода прозрачная и бесцветная.

Продолжили опыт, наливая воду в разные сосуды. Учащиеся сделали вывод, что вода не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Все результаты исследования каждая группа записывала в таблицу.

Номер опыта / Свойство воды
Опыт 1 / Прозрачная и бесцветная
Опыт 2 / Не имеет формы
Опыт 3 / растворитель

Следующее задание было направлено на то, чтобы учащиеся в группе представили результаты своих исследований в виде постера, кластера «Свойство воды». Ребята оформляли плакаты, затем спикер группы защищал свою работу.

Если другие группы не согласны, учащиеся высказывают своё мнение.

В результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс. Проявили заинтересованность и увлеченность, как сильные, так и слабые учащиеся.

Метод проектов

На своих уроках организую творческие мастерские. В творческих мастерских каждая группа создаёт свой проект в зависимости от темы урока:

Например:
«Макет счастливой семья», «Школа будущего», «Эмблема Астаны», «Жалобная книга природы» и т.д.

В творческих мастерских учащиеся составляют коллаж по разным темам: «Город и аул», «Природная зона: Степь», и т.д.

Данные методы способствуют активизации знаний, умений и навыков учащихся, осуществляют принцип сотрудничества детей, обеспечивают рост личности ребенка, развивает их творческое воображение.

В результате организации групповой работы на уроках окружающего  мира пришла к выводу, что организация групповой работы:

  • создает комфортные условия для общения учащихся;
  • позволяет строить субъектные отношения между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активирует обратную связь;
  • повышает уровень самооценки, а значит, самореализации своего «Я».
  • создаёт условия живого, непринуждённого общения
  • делает урок более интересным, живым;

Таким образом, системная последовательная работа повышает уровень коммуникативных умений уч-ся (график).

Так же групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения повышает уровень межличностных отношений в коллективе.