Доклад "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья на тему

Тычинина  Галина Александровна

Доклад на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

Тычинина Галина Александровна,

Муниципальное общеобразовательное    

учреждение "Разуменская средняя  

общеобразовательная школа №3  

Белгородского района Белгородской  

области»

Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет  одной из стратегических задач современного образования является воспитание творческой личности с  развитыми дарованиями и способностями, готовых создать духовные и материальные ценности, полностью реализовать себя в существующих экономических условиях.  Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

         К числу наиболее популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции - одаренность-это сочетание трех основных характеристик :интеллектуальные способности (выше среднего уровня), креативность и настойчивость (мотивация)

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с одаренными детьми являются активные формы и методы работы.

В отличие от обычных традиционных методов обучения, активные методы,  как правило,  предполагают управляемый вариант  обучения через использование  групповых форм работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия)

Так, в начале урока, активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие,  способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успех. С этой целью в  начале урока могут использоваться  различные приветствия в стихотворной форме.

Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он  позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Метод «Направленное чтение» позволяет направлять учащихся  при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного, а так же с прогнозированием дальнейшего развития сюжета.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности.

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной деятельности обучающихся.

Активные формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда образовательных целей:

  1. Способствуют стимулированию мотивации и интереса в области предмета изучения.
  1. Способствуют развитию навыков творческого, критического мышления и анализа,  взаимодействия и коммуникации, конкретных умений;
  1. Создаются условия для саморазвития или развития благодаря другим участникам, приобретение коммуникативных  навыков, лидерских качеств.

Создав мотив успешности для участников процесса,  стимулируя активность каждого обучающегося и подкрепляя успешность его деятельности,  педагог способен  через активные методы реализовать  управляемый учебный процесс, что сегодня является знаменем инновационной деятельности в образовании.

Активные  методы и формы  в работе  с одаренными детьми – интересное, креативное, перспективное направление в образовании, отвечающее запросам современного общества.

     

Список используемой литературы:

  1. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии. М.: Творческий центр Сфера, 2005.
  2. Селевко, Г.К. Технологии развивающего обучения. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  3. Селевко , Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. -  М., 2005.
  4. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М.: 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одаренными детьми

Формы и методы работы с одаренными детьми...

статья Методы работы с одаренными детьми

Методы и приемы работы с одаренными детьми...

Формы и методы работы с одаренными детьми

В статье  представлены формы и методы работы с одаренными детьми...

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....