Методы, формы организации деятельности учащихся и средства в УМК "Школа России"
статья на тему

Костюченко Наталья Кузьминична

Методы, формы организации деятельности учащихся  и средства в УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.»

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

УМК «Школа России» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Комплект строится на основе национально-значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны.

Считаю, что именно данный УМК «Школа России» позволяет мне решать поставленные цели и задачи в условиях сельской малокомплектной школы. Имеются методические пособия к учебникам, приобретено множество электронных пособий по предметам. Данные электронные учебные пособия помогают школьникам освоить курс русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. За последние годы мною были созданы презентации для уроков начальной школы: «Состав числа 10»; «Уравнение», « Буквенные выражения», «Правила корня слова», «К.И.Чуковский и его произведения», «Красная книга Бурятии», «Разные профессии» и др. В соответствии с ФГОС, на основе учебного плана и общеобразовательной программы школы, мною составлены рабочие программы по УМК «Школа России». Создана и апробирована программа факультатива «Занимательная математика» для учащихся 3-4 классов.

Данные программы рассмотрены и утверждены на МО школы.

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения. В своей практике использую технологию личностно- ориентированного обучения (И.С.Якиманская); технологию сотрудничества (Г.К.Селевко); здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные; развивающие и игровые технологии. Сочетание традиционных и новых технологий позволяют эффективно проводить уроки, дает возможность для самореализации, самовыражения учителя и учащихся. Подробнее хочу остановиться на применении информационно – коммуникативных технологий на своих уроках. При подготовке и проведении уроков использую коллекции цифровых образовательных ресурсов: презентации к урокам, логические игры, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии, тестовые оболочки. Одна из первых в своей школе начала проводить уроки с применением компьютерных технологий. ИКТ применяется мною на всех этапах урока: объяснение нового материала, закрепление и обобщение изученного, контроль знаний. Компьютерные технологии развивают навыки самостоятельной работы по поиску информации, повышают интерес детей, позволяют разнообразить формы учебной деятельности учащихся на уроке. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Строго соблюдаю режим работы на компьютере, использование мультимедийных средств с целью сохранения здоровья школьников: ограничиваю время работы, тщательно планирую самостоятельную работу учащихся, в поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

В последнее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников.

Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения. Цель моей работы - создание условий для получения обучающимися качественного доступного образования.

Педагогическая деятельность для меня - это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Изучение теоретического материала позволяет мне использовать в работе различные технологии и методики обучения:

hello_html_m6489705f.png Системно- деятельностный метод обучения, цель которого является формирование готовности младших школьников к саморазвитию;

hello_html_m6489705f.png Коллективный способ обучения, который развивает коммуникативные навыки учащихся;

hello_html_m6489705f.png Игровая технология способствует расширению кругозора, развивает трудовые навыки, воспитывает самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм. hello_html_m6489705f.pngИКТ- позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии проблемного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество.

Свою работу строю с позиции технологии деятельностного подхода, т.к. считаю, что только на организации самостоятельной деятельности ученика должен строиться учебно-воспитательный процесс в школе. Поэтому применяю уроки «открытия» новых знаний, уроки-рефлексии, уроки развивающего контроля, уроки-тренинги.

Использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет мне варьировать обучение, создавать новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Формирование самостоятельности в начальной школе осуществляется через развитие компетентностей, поэтому мною реализация компетентностного подхода заложена еще в календарно-тематическом планировании, в котором указываю планируемые результаты и ключевые компетенции на каждый урок.

Компетентностный подход в обучении предполагает использование новых педагогических технологий, форм и методов обучения. Одна из форм, используемых мною - это коллективный способ обучения (работа в парах сменного состава), которую провожу на любом уроке по 10-15 минут. Коллективный способ обучения использую и при организации групповой работы (мозговой штурм, игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», мозаичная группа, метод пилы), т.к. данная форма позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению.

С целью развития интеллектуальных способностей младших школьников, созданию условий максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяю игровые приемы. Они основаны на использовании индивидуальной (карточки, интерактивные тренажеры по предметам), парной (дидактические игры) игрупповой (урок- сказка, игра-КВН, деловые игры) форм работы и эффективны на любом этапе урока.

Реализовать на уроке деятельностный подход помогает применение ИКТ. Использую фронтально и индивидуально собственные ЦОРы (с помощью информационных технологий самостоятельно разработала и провела комплекс внеклассных занятий по предметам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир»; использую свои презентации на уроках; применяю на уроках, разработанные мною с помощью программы Microsoft Office Word ,Оnlinetestpad.com тесты, контрольные работы по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению, памятки; применяю диафильмы (дети читают текст под картинками); использую тренажеры по математике (таблица умножения и деления), русскому языку (на каждое правило) и др.; использую электронные физкультминутки для глаз. Материал беру в интернете.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Проанализировав результаты за последние годы, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос (т.к. в 1 классе предусмотрено безотметочное обучение, то для меня значимыми показателями успеваемости на этот период обучения являлись техника чтения, написание проверочных и контрольных работ без ошибок и основными критериями успешности выбрала: усвоенность/не усвоенность программного материала на 1 году обучения). Об этом свидетельствуют результаты контрольных работ , итоги административных контрольных работ по математике и русскому языку .

За период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся), результаты, которые они показали на всероссийских конкурсах , а также результаты диагностики по «Методике изучения мотивации обучения у младших школьников» .

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. О сплоченности коллектива говорит активное участие в школьных и районных мероприятиях, а также занятость учащихся дополнительным образованием (100% посещение кружков).

Думаю, что и дальнейшее применение современных технологий и методик даст стабильные и высокие результаты.

Под методом обучения я понимаю способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

  1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) По источнику материала: словесные, практические, наглядные

б) По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,    учебные    дискуссии,     создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля   за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроря

Словесные методы:

•   объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

•       рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

•       работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

•       изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

•       повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

•       описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

•       рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

•       проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

•     беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К методам наблюдения относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

 Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

•       частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

•       исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
  • Метод критического мышления — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и учащихся. Первые - это средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и др.; вторые - индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа.  Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся. Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

 Работа в парах.  Активной применяемой формой организации урока для меня работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

Основные принципы отбора форм и  методов: 

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.

Учитель начальных классов Костюченко Н.К.

Новосретенская СОШ

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05eb/00018c8a-87913098/img12.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/145/168415/img11.jpg

http://900igr.net/up/datas/118279/015.jpg

Тема: «Активные формы и методы работы на уроках в 1-м классе»

Переход к обновленной системе образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать материал в готовом виде. Это вызвало необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное)  общение.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Этому способствует:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка,), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.Организации релаксации и подведения итогов.

4Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

8. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).              

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать урок такие методы, как  «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

 Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей», «Пазл» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Одно из интересных заданий, по моему мнению, «Ящик вопросов». Заранее давала названия тем на завтра, предлагала ребятам записать вопросы, что хотят знать по этой теме. На следующий день в конце урока ребята отвечали на свои вопросы. Эти вопросы носили не только образовательный характер, но вызывали положительные эмоции в классе - ребятам очень нравилось слушать свои вопросы

  В процессе урока новый материал помогут представить следующие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка», «Продолжи ряд», «Найди закономерность», «Сравнение», «Обобщение», «Найди лишнее», «Классификация», «Словесная характеристика», «Разбиение на группы» и др..

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,  но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них. 

Для достижения поставленной цели на уроках грамоты необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка.Поэтому использую следующие методы.

Сюжетно-ролевые игры - определение цели воображаемой ситуации, распределение ролей, представление своей роли. Учащиеся показывают умения пользоваться имеющимися знаниями.

Технология «Аквариум» 2-3 ученика разыгрывают в круге ситуацию по определённой теме, а остальные анализируют, задавая вопросы.

«Внутренний и внешний круг» Учащиеся образуют два круга. Внутренний стоит на месте, а внешний идёт по часовой стрелке и останавливаясь на 2 минуты задавая вопросы по теме. Потом внешний и внутренний круг меняются местами.

При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп,а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как  «Автобусная остановка», «Метод кейсов», «Экспрес портрет», «Лабиринт»,«Творческая мастерская», «Горячий стул».

Метод «Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

« Метод кейсов» Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна посоветоваться проанализировать и выбрать правильное решение, обосновав его.

«Экспрес портрет» Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на  листочке должен написать «портрет» этого животного (растения), сказочного героя, полезного ископаемого. Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам  зверя (птицу, насекомое, героя, полезное ископаемое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе  отгадывают, чей «портрет»  описан, доказывают почему, находят в коробочке картинку с изображением.

Метод «Лабиринт» учащимся раздаются листы с описание какой- то ситуации. Прочитав и обсудив группа должна выбрать правильное подходящее решение. (использовала на правила поведения на летних каникулах на классном часе).

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы.Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

«Интервью». По пройденной теме один ученик из группы задаёт вопросы, используя микрофон каждому участнику группы. А остальные отвечают.






«Горячий стул». Эта стратегия интересна тем, что может использоваться на разных этапах урока, на разных предметных дисциплинах. Сначала ребята отвечали односложно, будто боясь ответить неправильно. Выходили только самые смелые. По мере адаптации этой стратегии в классе, желающих было очень много. Я применяла данную стратегию, как на закреплении изученного материала, так и на выявление- что знает ученик по данной теме. Конечно, ответы не всегда уверенные, но процесс мышления пошел. Ребята уже не являются сторонними наблюдателями, а являются активными участниками

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом    упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.    

«Коктейльные палочки» используется при работе в паре. Два ученика берут в руки палочку за концы и начинают задавать вопросы до тех пор пока вдвоём не дойдут до середины.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Итоговый круг».

      «Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы или анализирую картинку, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

 «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

         Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

          - Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.

Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании....

Доклад на тему: «Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.»

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства...

«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.»

laquo;Методы, формы организации деятельности учащихся начальной школы и средства обучения.»...

Доклад на тему: «Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.»

Педагогическая деятельность для меня - это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Изучение теоретического материала позволяет мне использоват...