Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности
статья (1 класс) на тему

Крикунова Нэлли Ивановна

Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве  ребенка и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание ситуации успеха ученика

в учебной деятельности»

Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.

Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе.

Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

В  результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве  ребенка и учителя.

 В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я-Концепцию».

Для этого необходимо:

  • видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);
  • создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
  • понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
  • помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).

Притча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими  ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика.

     Игра "Незаконченные предложения".

      Вы в роли ученика.  Я бросаю мяч и произношу начало предложения, вам предстоит закончить его.

1.   Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

2.   Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

3.   Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

4.   Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...

5.   Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

      А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?

 Приемы, которые помогают созданию ситуации успеха.

Прием  "Эмоциональное поглаживание".

 (Создание атмосферы радости, одобрения)

      Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

"Молодец",  "умница",  "Ребятки, я горжусь вами!", « Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»,  «Я очень рада, что ты сегодня   сделал это задание»,  «Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее»,  «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз  ты всё сумеешь сделать сам»

Прием «Формирование положительной "Я"- концепции» у школьников.

     Для того, чтобы формировать положительную "Я"- концепцию у школьника, необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все дети талантливы); создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я"- концепции ребенка (ребенок хорош, плох его поступок); помогать детям в реализации себя в деятельности (в каждом ребенке - чудо, ожидай его).

Приём  «Анонсирование».

       Заранее предупреждаю о предстоящей работе.

Смысл анонсирования не просто предупредить ученика, а обсудить то, что он будет делать на уроке (вместе подобрать литературу к сообщению, посмотреть на буквы, которые он путает, прослушать первый вариант предстоящего ответа).

       Этот прием устраняет синдром «внезапного нападения». Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Приём  «Даю шанс».

      Подготовить  ситуацию, при которой ребенок получает возможность
раскрыть свои способности, а может и талант (сообщение о птицах 1 класс)

Приём  «Персональная исключительность ребенка».

Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат. Учимся делать комплименты. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты.

Вывод: Отсюда можно сделать вывод, что ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности в группе, лености.

Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

  1. Педагогическая  ситуация  «Не хочу это делать»

 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

 — Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

  1. Педагогическая  ситуация «Это же нельзя!»

     «Спускаюсь по лестнице и вижу:  Володя С. Перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке своё пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным.  Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:

  -  Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были    вместе с сыном.

 Володя смущён…

 В квартире, где живёт мальчик, - чистота, паркет натёрт до блеска,     красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведённому порядку и вещам.

-Это правда, что ты портил перила?

-Я только попробовал, как режет ножик…

Вмешиваюсь в разговор:

-Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не всё ли равно, что резать- стол или перила…

У мальчика на лице немое удивление, и он возмущённо восклицает6

-Это же нельзя!

Мама поясняет:

-Это его стол…Отец ему купил».

Решение:    Посоветовать  родителям  побеседовать  с  мальчиком о случившемся,  помочь  ему  осознать неправильность поступка, рассказать,  как пользоваться  перочинным ножом,  и вместе с отцом отремонтировать испорченные  перила. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха в учебной деятельности».

laquo;Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности» Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образоват...