Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов
электронный образовательный ресурс (3 класс) на тему

Морозова Оксана Михайловна

Материал для научно-практического семинара в КРИПКиПРО (кафедра начального общего образования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uroka.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

                           «Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя…»

                                                                                                           (А.Б. Перкезе)

                                                            Введение

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирование, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу за наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному опросу.  

     Эпитет к работе раскрывает главное противоречие в моей профессиональной деятельности. 30 лет я расширяла, совершенствовала, обновляла, применяла знания на уроках. Но постоянно возникал вопрос «Как учить по новому современных детей?» Развитие глобальной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы. Это отражается и на технической оснащённости школы, доступе к информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения учащихся, ориентированных на активную познавательную деятельность, обучение в сотрудничестве. Целью данной работы является  применение современных технологий в начальной школе. Имея интерактивный комплекс и на основе знаний о проектировании урока, системно-деятельностном подходе как основе ФГОС, использовании оргдеятельностных методов обучения, целеполагании и рефлексии  составить современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

                          1. Проектирование урока.

        Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Т.е. под проектированием урока будем предполагать деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.

        По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".      Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

      Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

  Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

       

      В условиях введения новых ФГОС особое место сегодня нужно отвести планированию результатов обучения. В результатах обучения необходимо особенно внимательно отслеживать какие будут формироваться компетенции,  УУД – более узко, но, в терминах ФГОС. Следует продумать, где в структуре урока место методам, с помощью которых будет происходить формирование УУД. Отдельное внимание нужно уделить метапредметности в ходе урока, а именно метапредметному содержанию урока и планированию метапредметной деятельности учеников.

  1. Системно – деятельностный подход как основа ФГОС.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.
  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Таким образом, концептуальной базой для реализации системно-деятельностного подхода выступают:

Положение системно-деятельносного подхода

Реализация

Формирование умения учиться

УУД, метапредметная деятельность, общеучебные компетенции. Как важнейшие: навыки целеполагания и рефлексии.

Целенаправленная организация учебной деятельности

Соответствующие типы заданий, эвристический подход как концепция рождения знаний в деятельности, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность.

Содержание обучения через значимые жизненные задачи

Компетентностный подход, обращение к личности ученика, его личным целям и проблемам.

Важная роль сотрудничества

Развитие коммуникативных компетентностей, групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта.

  1. Оргдеятельностные методы обучения. Целеполагание и рефлексия на уроке.

        Методы оргдеятельностного типа представлены достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы.

       Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.

      Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определенный период – урок, день, неделю, или – на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования,

       Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др.

       Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

       Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты – необходимые условия самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям.

Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

      Методы контроля. Личностно-ориентированное обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный проект ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценки его образовательной деятельности. В личностно-ориентированном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

      Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

      Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем; количественные – отражают полноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.

                     4.Уроки деятельностной направленности.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Заключение.

Использование современных технологий и повышение ИКТ компетенции как учителя, так и учащихся становится неотъемлемой частью современного образования, а также важнейшим условием обучения по новым ФГОС. В связи со свободным течением информации через Интернет и прочие каналы возрастает ответственность педагога при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которая поднимает человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей. ЭОР в отличие от иных учебных продуктов (например, традиционный учебник, рабочая тетрадь) обладает такими инновационными качествами, как:

- обеспечение всех компонентов образовательного процесса; получение информации; практическое занятие, контроль учебных достижений;

- интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения;

- возможность более полноценного обучения вне аудитории.

     Освоение новых технологий происходит неравномерно и отношение к ним педагогов неоднозначно. На мой взгляд, проблема заключается не в том «применять – не применять?», а в том, чтобы использовать ЭОР наиболее эффективно, органически сочетать их с традиционными педагогическими технологиями.  

   

                                                    Приложение.

План – конспект урока русского языка (обучение грамоте)

1 класс. Тема и номер урока в теме: «Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста». 7 урок в разделе 1 «Говорим, рассказываем».

Базовый учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В Пронина «Букварь», Москва, Баласс, 2012.

Цель  урока: формирование представления о предложении, тексте.

Задачи:

- обучающие: обеспечить усвоение понятия о восклицательном предложении;

продолжить формирование умения составлять схемы слов и предложений;

работать над расширением словарного запаса

-развивающие: развивать эмоции (удивления, радости) учащихся, используя яркий пример циркового представления;

развивать умение выделять главное, существенное, обобщать изучаемые понятия

-воспитательные: содействовать  формированию нравственного и эстетического воспитания, формировать коммуникативные навыки.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивный комплекс.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент.

Приветствие учителя.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Что-то новое узнаем

И ещё умнее станем.

Приветствие учеников.

Слушают, проверяют всё ли готово к уроку.

2

2.

3.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

«В цирке. Речевые и неречевые звуки»

№ 1

«Артисты цирка»

№ 2

Отгадайте загадку.

Полосатый матрас

Зарычал на нас.

- Где можно увидеть тигра?

- Какие звуки произносит тигр?

Это звуки речи?

Можно ли из них

составить слова?

Выполните интерактивное задание.

Назовите сами, куда мы сегодня отправимся и увидим дрессированных тигров?

Любите ли вы цирк? Каких циркачей вы знаете?

Посмотрите на афишу и назовите профессии артистов, которые будут выступать

Отгадывают загадку. Объясняют, как догадались.

Отвечают  (в зоопарке, в кино, в лесу, в цирке).

Отвечают на вопросы учителя.

К доске выходят по 1 ученику, остальные сигнализируют кружками (красный или зелёный) согласны или нет.

 Отвечают на вопрос  (в цирк).

Отвечают на вопросы, называют самые известные профессии артистов цирка

(клоун, фокусник, дрессировщик).

К доске выходят 4 ученика, называют слова, открывают схемы. Остальные работают с сигнальными кружками.

 

5

7

4.

«Открытие» нового знания.

Откройте «Букварь» на с.16. Как называют такой цирк?

Поднимите руку, кто был в цирке нашего города. С каким чувством вы идёте в цирк?

Послушайте, что чувствует герой «Песни о цирке».

Исполнитель песни Юрий Никулин очень любил цирк, работал в нём клоуном, а потом директором.

В цирке нам дают программку. Рассмотрите её на с.16-17. Какие ещё  артисты будут выступать?

Открывают учебник, рассматривают рисунок цирка шапито, отвечают на вопросы.

Поднимают руки, делятся впечатлениями о посещении последней программы.

Слушают песенку в грамзаписи. Отвечают словами из песни о чувствах героя.

Слушают, запоминают.

Рассматривают рисунки, повторяют названия.

 (О.В.Пронина, Е.П.Лебедева

10

«Восклицательное предложение»

№ 3

Сцена 1.

Ведущий открывает программу.

Всем друзьям на удивленье

Начинаем представленье!

Как он говорит эти слова? А почему?

Выполните схему этого  предложения.

-«Прочитайте» предложение. Значит, когда стоит точка, мы будем читать громко, с чувством?

-Нам нужен другой знак в конце предложения. Кто знает этот знак?

-«Прочитайте» хором.

Прочитайте.

Отвечают на вопросы.

1 ученик у доски, остальные в тетради для печатания на с.5.

Отвечая на вопрос, находят противоречие.

(Нет, так читать каждое предложение нельзя). Нужен другой знак.

Отвечают на вопрос, называют восклицательный знак.

Читают хором.

Хорошо читающий ученик читает правило для всех. Остальные проговаривают за ним в полголоса.

5.

6.

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

«Восклицательное предложение»

№ 3.

Сцена 2.

«Составление текста про тигра»

№ 4.

Сцены 1,2,3,4.

Какое новое знание открыли на уроке?

Прочитайте задание.

Вот весёлый добрый клоун

Учит хлопать,

учит  топать.

Раздаёт шары большие,

Хочет снова их

поймать.

Второе отделение в цирке – это выступление дрессированных животных. На арену выходят тигры.

Составьте предложения по схемам.

- С какой интонацией произнесёте предложения в 4 сцене?

Повторите весь текст про тигров.

Повторяют правило о восклицательном предложении несколько учеников.

Хорошо читающий ученик читает задание. Прослушивают стих. С.Маршака, размышляют. На веере цифр показывают ответ (4).

Сопровождают стишок движениями.

Составляют предложения. Слушают, анализируют, оценивают сигнальными кружками.

Отвечая на вопросы учителя, используют знания открытые на уроке.

2

10

7.

8.

Самостоятельная работа.

Итог урока.

Представьте, что вы после посещения цирка встретили друга. О чём и о ком вы бы рассказали?

-Какие звуки можно услышать в цирке от зрителей?

-А какие неречевые звуки наполняют цирк?

-Назовите слова, которые объединяет тема «Цирк».

-Закончите моё предложение.

Как я люблю смотреть выступление…

-Какой знак будет стоять в конце этого предложения?

-Покажите сигнальными кружками, как вы усвоили тему урока.

Дома (по желанию): с.17, нарисовать в свободных клетках кубика героев своего рассказа о цирке.

Работают в паре, рассказывают и слушают друг друга.

Отвечают на вопросы учителя.

Заканчивают предложение несколько учеников по разному.

Отвечают на вопрос учителя хором.

Показывают сигнальные кружки (зелёные или красные).

Смотрят, запоминают.

4

                                         Приложение к плану-конспекту урока

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.

                                                                                                                     Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«В цирке. Речевые и неречевые звуки».

Интерактивное задание.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2820-0a01-0180-000d-81b40ce80872/%5BNS-RUS_1-05%5D_%5BIM_036%5D.swf

2.

«Артисты цирка»

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2b2d-0a01-0180-0135-877f5ffc3f29/%5BNS-RUS_1-06%5D_%5BIM_039%5D.swf

3.

«Восклицательное предложение»

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2b84-0a01-0180-00e2-b9e538fadfcd/%5BNS-RUS_1-06%5D_%5BMA_043%5D.swf

4.

«Составление текста про тигра»

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2b57-0a01-0180-00a0-ebc21dcb66c2/%5BNS-RUS_1-06%5D_%5BMA_042%5D.swf

                                            ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Систем. требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows  95/98/NT/2000/Me/XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.

2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская)

3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.:Центр«Педагогический поиск», 2003. – 122 -125 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов  по УМК  М. З. Биболетова и др. «Enjoy English» для 4 класса. Цель урока - ознакомление учащих...