Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.
методическая разработка

Трохина Юлия Владимировна

Реализация технологии развития смыслового чтения на различных уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.

Почему современному человеку необходимо уметь ориентироваться в бесконечных потоках самой различной информации?  Сегодняшняя жизнь требует от нас информационной грамотности, а большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через  чтение.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Как вид речевой деятельности, чтение направлено на восприятие текста, закодированного графическими знаками. Целью такой деятельности является получение и переработка письменной информации. Чем же отличается простой процесс чтения от смыслового чтения. Приведем несколько определений:

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной

задачей (А. А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Таким образом,  для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. http://ru.calameo.com(Журнал)

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. выделяют действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров включены в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС, как обязательный компонент.

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося. Это умение надёжно обеспечивает успешную познавательную деятельность на протяжении всей жизни, поскольку  в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности. http://www.kreativ-didaktika.ru/

Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. В школьном возрасте развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в 1–4-х классах. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках, и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над  проектом. В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, причем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий; вопросы, направленные на формирование процессуальных действий; вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения  https://cyberleninka.ru.

 

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться при обучении всем школьным предметам. Например, на уроке математики можно применить такую работу в группах:

Прочитайте и найдите допущенные ошибки:

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число. Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Некоторые ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так, в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя. Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями.

На уроках окружающего мира в учебнике часто встречаются тексты с большим количеством чисел.  К таким текстам можно составить задания по заполнению таблиц. Работа выполняется индивидуально. Например, такое задание:

Прочитай внимательно текст. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.

Ученым известно более одного миллиона видов насекомых. Рыб известно более 20 000 видов, земноводных – примерно 6600, пресмыкающихся – примерно 8700, птиц около 9000, зверей – около 5000.

Каких видов животных известно самое большое количество?

Насекомых

Сколько известно видов пресмыкающихся?

Примерно 8700

Видов зверей известно больше, чем видов земноводных?

Меньше

Рыб известно больше, или меньше чем 20 000 видов?

Больше

И т.д.

Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.

Другим таким приёмом является приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. С этой целью мы предлагаем выполнить такое задание, работая в группах:

Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.

Звери-великаны

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.

Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?
  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?
  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.

Название животного

Масса

Рост

Питание

Синий кит

Африканский слон

Африканский носорог

Бурый медведь

Хомячок

Карликовый игрунок

Это задание может быть использовано в 4 классе при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.  В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного. Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца – рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов. Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Это будет способствовать формированию потребности в поиске информации, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.

На уроках русского языка при проверке знаний  правил можно предложить следующие приемы из технологии обучения смысловому чтению:

Приём «Пометки на полях»

Например, на листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.
V

Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? 

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.!
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение.
V 

Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе.? Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения.!

Во множественном числе существительные не различаются по склонениям !

Значения знаков:
V- известная информация, ? – это меня заинтересовало, ! – новая информация.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
  2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Можно предложить выполнение заданий с опорой не на текст,  а, например, на картинку, или серию картинок:

C:\Users\Trohina\Downloads\послед.jpg

Задания могут быть самыми разными:

- найти на картинках слова – названия предметов, действий предметов и признаков предметов и записать их по группам в таблицу (при работе с частями речи);

- даны схемы слов, подбери к ним по 3 (4,5) слова, которые относятся к картинкам (при работе с составом слова);

- задай вопросы к картинкам (развитие речи);

- ответь на вопросы к картинкам и разгадай кроссворд, и т.д.

Таким образом,  в начальной школе смысловому чтению можно обучать не только на уроках литературного чтения, и не только при работе с текстом. Таблицы, афиши, предметные картинки, географические карты, показания различных приборов, графики и диаграммы – это тоже источники информации, и умение работать с ними – одно из требований к выпускнику начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие смыслового чтения в начальной школе

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.

В   сборнике представлены   диагностические и оценочные материалы для формирования  метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...

Приемы и методы развития смыслового чтения в начальных классах

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Нам необходимо воспитать грамотного читателя....