Статья по теме "Стратегии работы на уроке по схеме "Обучение сообща"
статья

Ткачук  Ольга  Михайловна

Статья  по  теме  "Стратегии  работы  на  уроке  по  схеме "Обучение  сообща"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_raboty_po_sheme_obuchenie_soobshcha.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ткачук О. М., учитель  начальных  классов

ГБОУ СОШ № 382 Красносельского  района

        Санкт – Петербурга

Стратегии  работы  по  схеме  «обучение  сообща»

(из опыта  работы)

В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

 Обучение сообща – это приобретение учащимися знаний путем обучения в коллективе. Учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами, изучая одну и ту же тему, пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При работе сообща происходит взаимное обогащение учащихся в группе. Задача учителя – так   организовать совместные действия, чтобы они вели к активизации учебно-познавательного процесса. Во время работы сообща устанавливается отношение участника к своим знаниям, действиям, и обеспечивается адекватная коррекция этих действий.

            Учащиеся должны понимать основные правила работы в  группе. В детской среде, благодаря такой форме работы, формируется уважение к мнению каждого, умение слышать друг друга и другие коммуникативные навыки. При работе в группе правилами являются свобода мнения, фиксация любого предположения, произнесенного членом группы, право на ошибку, запрет на критику и т.д.

            В задачи учителя, таким образом, входит определение и конкретизация целей работы, постановка конкретно-содержательной проблемы, подбор содержания, организация работы в группе и выбор форм работы. Учитель не регулирует конкретные действия детей, а оказывает косвенную помощь, наблюдение и вмешательство учителя в работы группы может быть обосновано лишь при возникновении проблем.

  Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи                   

            Дети объединяются в группы, которые могут быть  постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны оказывать друг другу действенную помощь.   Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.  Возможно практиковать подобную работу  и при проведении зачетов, семинаров, при этом формируются  группы уже  из 5-6 человек.

Приемы и методы работы  по  схеме  «обучение  сообща» (групповые  формы)

Зигзаг
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
        2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
        3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Зигзаг 2
Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого "Зигзага", текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

Игра "Как вы думаете?"
Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Подготовка.
Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:
Ход игры:
1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.
2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.
3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.
4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.
5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.  

Тема   урока: В.Бианки "Мышонок Пик", 2 класс.


Приём: "зигзаг-2".


Цель урока:
   используя приемы работы  по  схеме «обучение  сообща», стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Литература:
 В.Бианки "Мышонок Пик" (глава "Постройка дома") Л.: Детская литература, 1989 г. 


Ход урока:
   
На стадии вызова можно предложить учащимся следующее задание:
Сделайте предположение, как может выглядеть домик маленького мышонка. 
Учащиеся рисуют домики на небольших индивидуальных листах, сравнивают свои рисунки в команде, рисуют один рисунок на большом листе, затем проходит презентация.
Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков. Работа ведется индивидуально - в парах - в группах.

Смысловая стадия. Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде - по количеству вопросов к тексту. 
Вопросы могут быть следующими:
1. На какой остров попал Мышонок Пик?
2. Как Мышонок Пик строил себе дом?
3. Какой домик получился у Мышонка Пика? 
4. Как Мышонок Пик устроил себе спаленку?
5. Для чего Мышонок Пик строил дом? 
   Каждый вопрос записан на карточке определенного цвета. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст рассказа в "родной" группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в "экспертные" группы, обсуждают, приходят к общему мнению.

На стадии размышления идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных. 
Вернувшись в "родную" группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят "родную" группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга. 
Стадию размышления можно усилить творческим заданием. Например, попросив ваших учеников вернуться к первоначальным рисункам - предположениям и нарисовать "новый" дом Мышонка Пика (Ученики рисуют, как выглядит дом мышонка, затем проходит презентация).

Заключение

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Как показывает практика, учащимся нравится работать в группах.

В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий.

Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.