Моделирование учебно- воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тарновская Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_uchebno.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование учебно- воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности

«Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая».

 В. А. Сухомлинский

  В настоящее время остро встал вопрос социализации детей и юношества. Естественно, социализация включает в себя такое развитие, обучение и воспитание ребенка, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе, имея ввиду, как минимум, семейный, профессиональный и социальный  аспекты жизнедеятельности индивида.

  Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь — это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

1) развитие интеллекта;

2) развитие эмоциональной сферы;

3) развитие устойчивости к стрессорам;

4) развитие уверенности в себе и приятие себя;

5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других;

6) развитие самостоятельности, автономности;

7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

  В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

Развитие интеллекта как развитие личности школьника.

  "Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" (Д. Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде [1].

  Младший школьный возраст является сензитивным периодом для интеллектуального развития. В этом возрасте закладываются мотивы к учению; познавательные интересы; начинают формироваться умения и навыки интеллектуальной деятельности; раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинается процесс усвоения нравственных, социальных норм; закладываются навыки общения со сверстниками. Происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения), их осознание и произвольность. Большое значение приобретает такое новообразование этого возраста, как абстрактно-теоретическое мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков, развиваются самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция и самооценка.

   Для развития личности целесообразно применять интеллектуальные игры. Сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

   Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним - от 2 (это игра называется "Веришь - не веришь") до 5 ("Эрудит-лото).

  Наиболее сложной из этих игр являются так называемые "странные обстоятельства", когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает. Стандартный объем этих игр - 15 вопросов "Веришь - не веришь" или 8-10 вопросов "Эрудит-лото". Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения.

Развитие эмоциональной сферы и устойчивости к стрессам.

В "Новейшем психологическом словаре" дано следующее определение: "эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции - непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности".

Изучая волевое поведение, В.А. Иванников отмечал, что «проблема формирования воли это не только развитие нравственных качеств личности и формирование нравственных мотивов, воля есть не только особый способ мотивации, но и ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации»[2]

Эмоции младших школьников отличаются высокой впечатлительностью. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, а так же адекватно выражать собственные эмоции. Воля рассматривается как способность сознательно преодолевать препятствия на пути к цели, а младшие школьники характеризуются неравномерностью сформированности волевых качеств. Таким образом, развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только тренировкой. В этом педагогу помогут такие методы - игротерапии, сказкотерапии, беседы, музыкотерапия; и приемы - упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

Особое место необходимо уделить играм, направленным на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и восприятия. Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. К таким играм можно отнести: «Четыре стихии» - где дети выполняют определенные движения по команде ведущего; упражнение «День и Ночь» - по команде «День» ребята бегают в произвольном порядке, изображая мышей, а по команде «Ночь» - засыпают для того чтобы ведущий-сова их не съел; игра «Атомы и молекулы» - где дети меняют свободное движение и группируются по определенному количеству с сигналом педагога.

Важно отметить, что любые игры должны вызывать положительный настрой у детей.

Развитие уверенности в себе и принятия себя.

     Волевое развитие ребенка в младшем школьном возрасте делает настоящий скачок. Его можно считать «мотором» учебной активности. Но активность будет в полной мере формироваться, если, помимо «мотора», она будет достигать своей цели — высокого учебного результата. Любая активность, если она не достигает результата, начинает постепенно затухать.

В работе по развитию уверенности в себе можно использовать следующие приемы:

-расчленение задания на части и выполнение их в облегчённых условиях;

- разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении основного задания;

-выполнение первых элементов задания вместе со взрослыми;

-исключение замечаний с подчёркиванием боязливости детей; например, «Не бойся, это не трудно».

-одобрение ребёнка, внушение ему уверенности в том, что он сумеет выполнить задание, например, «Я верю, у тебя все получится».

        Для успешного обучения учителю необходимо учитывать тип нервной системы ребенка. Дети с сильным типом могут одновременно помнить и заботиться о нескольких заданиях без специального планирования. Детям со слабым типом лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то необходимо спланировать их выполнение.

        Если ребенок плохо усваивает, запоминает учебный материал, необходимо в качестве одной из возможных причин рассмотреть несовпадение его способа получения информации и ее преподавания. Если с помощью школьного психолога эта причина подтверждается, нужно, конечно, помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо «работают».

    Кинестетику можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы потрогать, повертеть их. Визуалу нужно предлагать делать рисунки перед выполнением задачи, при прочтении текста, при запоминании стихов. Рисунки можно потом использовать как опоры при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму. Аудиалу нужно предоставить возможность прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы. Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Легче запомнить текст, если он будет делить его на части и выделять в них главный смысл.

   Итак, в младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная активность. Предпосылкой ее можно назвать появление у него позиции ученика. Основным условием — возможность достигать учебного успеха.

Для сохранения положительного самоотношения и формирования учебной уверенности в себе младшему школьнику нужны ситуации учебной успешности. Если по объективным причинам этого достичь невозможно, нужно организовывать специальные воздействия с привлечением психологов по предотвращению его снижения и формированию чувства неполноценности. В сфере особого внимания нужно держать детей с социальными страхами, ставящих себе особенно высокую планку в учебе[3]

Развитие позитивного отношения к миру.

Педагоги и психологи считают, что дети, занимающиеся чем-то помимо учебной деятельности (музыкой, живописью, спортом), развиваются более гармонично, у них выше уровень самодостаточности, они психологически более устойчивы. Кроме того, занятость детей в различных клубах и кружках играет немаловажную роль в борьбе со скукой. Скука – это зло, которое рано или поздно приводит к появлению пессимизма.

Важное значение в формировании оптимизма имеет осознание ребенком «завтрашней» радостной перспективы. Все дети мечтают, без мечты трудно представить себе детскую жизнь. Завтра они хотят жить интереснее, лучше, чем сегодня. Задача взрослых – показать ребенку возможность такой перспективы.

А.С. Макаренко выделял в процессе воспитания систему перспектив – близкую, среднюю и дальнюю. Близкой перспективой для ребенка может стать совместный поход с родителями или классом в кино, в театр, в парк на экскурсию; в качестве средней – может быть предложено совместное проведение с родителями выходных дней, каникул, подготовка в классе праздника или конкурса. Далекой перспективой может стать интересная профессия, готовясь к которой, школьник вырабатывает в себе необходимые качества, умения, навыки, и неважно в данном случае, что профессиональный выбор детей изменится несколько раз.

  Таким образом, возникает необходимость воспитательной работы, направленной на развитие у детей таких важных личностных качеств, как умение видеть в окружающей жизни хорошее, проявлять интерес к другому человеку, понимать нужды, потребности, знать мечты тех, кто живет с ними рядом и заботиться об их счастье. Известно, что счастливый человек, оптимист – бережет счастье других. Несчастный, пессимист – бывает, обидчив, несправедлив, зол на весь мир.

Воспитание оптимизма будет способствовать развитию позитивного отношения ребенка и к самому себе, и к другому человеку.

Развитие самостоятельности.

В Российской педагогической энциклопедии приводится следующая дефиниция: «Самостоятельность учащихся выражается через индивидуальную или коллективную учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства учителя [7]. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

    Самостоятельная деятельность является важнейшим условием саморегуляции личности, её творческих возможностей. Она побуждает умственную самостоятельность у детей, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

    Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляет анализировать и осуществлять самостоятельные решения. Здесь каждому учителю предоставляется возможность собственного творчества по подготовке и выбору соответствующих самостоятельных работ (сочинение, реферат, доклад)

   Достаточно серьезным направлением в самостоятельности учащихся является обучение их правильному чтению учебника. - Самостоятельная работа с учебником требует не только упорства, но и умения, без которого затрата времени и сил не дает должного эффекта. Книга— основной источник знаний, но она дарит свои сокровища только тем, кто умеет с ней работать. Именно умения самостоятельно работать с книгой не хватает большинству учащихся.

   Первые занятия по работе с учебником проводятся обязательно в классе, где учитель подчеркивает необходимость медленного чтения с карандашом в руках и закладкой на каждой странице для пометок, например, восклицательным знаком обозначать то, что необходимо выучить наизусть, вертикальной чертой основную идею темы и т.д. Преподаватель учит, как нужно анализировать текст, выделять основные части текста, формулировать к ним вопросы, а если нужно, составлять чертежи, схемы, графики. Для закрепления в памяти прочитанного материала учитель должен научить школьников составлять конспект. В конспекте материал излагается сжато, используется символика, схемы, чертежи, графики, диаграммы, цветовое выделение нужной части текста, сокращение повторяющихся слов и выражений.

    Для более полного воспитания самостоятельности учащихся необходимо развивать у них способность и стремление к самообразованию. Умение пополнять свои знания, правильно планировать личную работу является очень важным для любого современного человека. Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике. Учащиеся должны уметь не только работать с учебником, но и пользоваться таблицами, справочниками, научно-популярной и другой дополнительной литературой.

 Подводя итог , можно с уверенностью сказать, что необходимости совершенствования образовательного процесса, усилению развивающего эффекта взаимодействия его субъектов отвечает формирование образовательной среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, должна способствовать проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволять проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

   Список источников.

1 .Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема [Текст] / А.И. Савенков // Педагогика. - 2013. - №10. - С.87-94.

2. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Просвещение, 1991. - 284 с.

3. www.psychology.su/2009/08/22/razvitie-uverennosti/
4 . Колесов, Д. Формула счастья / Д. Колесов // Развитие личности. —2002. -№ 2. -С. 21.

5.  Зайцев, В. В. Организация совместной работы учащихся по математике / В. В. Зайцев // Начальная школа. 1990. - № 2. - С. 32-35.

6. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. М., 1968. Т. 5.

7. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Дрофа, 2008.-с.224


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саморазвитие учащихся в учебно – воспитательном процессе

По данным  современной науки, ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающая особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программно...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Воспитание личности ребенка посредством формирования общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе

Материал опубликованный в данной статье отработан на практике и имеет стабильные положительные результаты....

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Статья "Воспитанность.Формирование этого качества в системе учебно-воспитательного процесса в школе"

Как же закладывать  основы воспитанности в системе учебно-воспитательного процесса в школе?...