Диагностические методы мониторинга УУД в начальных классах.
учебно-методический материал

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся.  В основу отбора материала при составлении данного психологического практикума положен принцип комплексности психологического исследования и психодиагностический принцип. Методики надежны и хорошо зарекомендовали себя на практике. Методики предназначены для учащихся начальных классов. общеобразовательных школ. Методическое пособие составили Альмухаметова Р.Р. и Гиззатуллина Э.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сотрудничества

Цель: изучение уровня сформированности коммуникативной культуры школьников

Инструкция: Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно выслушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла; если вы немножко согласны – 2 балла; если вы совсем не согласны – 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Вопросы № 3,4,6,7 обрабатываются следующим образом: ответу, оценённому в 4 балла приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4б.- 4ед.,3б- 3ед. и т.д.

Интерпретация результатов:

от 34 до 40 единиц – высокий уровень сотрудничества

от 24 до 33 единиц – средний уровень сотрудничества

от 23 и ниже  единиц – низкий уровень сотрудничества



Предварительный просмотр:

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравится когда тебя уважают твои одноклассники?

А    Нравится

Б     Не очень нравится

В     Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А    Сделаю замечание и помогу убрать

Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А    Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую

Б     Не знаю

В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А    Извинюсь и уберу за собой

Б     Не знаю

В     Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

А    Нет

Б     Иногда

В     Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В     Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А    Часто

Б     Иногда

В     Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

 Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.



Предварительный просмотр:

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

(Р.В. Овчарова)

        
        Методика Р.В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
        Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
        Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

1.

3.

5.

7.

9.

11.

13.

15.

17.

19.

2.

4.

6.

8.

10.

12.

14.

16.

18.

20.

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.  Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

1.+

3.+

5.+

7.+

9.+

11.+

13.+

15.+

17.+

19.+

2.-

4.-

6.-

8.-

10.-

12.-

14.-

16.-

18.-

20.-

  • низкий уровень — 0,1—0,55;
  • средний уровень — 0,56—0,65;
  • высокий уровень — 0,66—1.



Предварительный просмотр:

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;
  • 3 – почти всегда;
  • 2 – иногда;
  • 1 – очень редко;
  • 0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных.

 Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

         Оценка социальной активности – с третьей строчкой.

 Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

 Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя. .

Ситуация оценивания:

Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется  учителю с инструкцией отметить  наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.  

Критерии оценивания представлены в таблице 1.

Уровень

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес  возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории  

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет  выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

Уровни:

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

  1. отсутствие интереса,
  2. реакция на новизну,
  3. любопытство,
  4. ситуативный учебный интерес,
  5.   устойчивый учебно-познавательный интерес;
  6. обобщенный учебно-познавательный интерес.

5-6 – высокий уровень

Уровень 1  может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни  2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.



Предварительный просмотр:

           Методика «Направленность на приобретение знаний»

(методика предложена Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой)

Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

1.        Получив плохую отметку, ты, придя домой:

А) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо отметил;

Б) садишься посмотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день;

2.        После получения хорошей отметки ты:

А) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно тебя не спросят.

3.        Бывает ли, что ты недоволен ответом, а не отметкой:

А) да;        Б) нет.

4.        Что для тебя учеба:

А) познание нового;        б) обременительное занятие.

5.        Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

А) да;        Б) нет.

6.        Анализируешь ли ты после получения отметки, что сделал неправильно:

А) да;        Б) нет.

7) Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

А) да;        Б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

А) да;        Б) нет.

9) Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

А) да;        Б) нет.

10.        Когда ты, перейдя в другой класс, получаешь новые учебники,  тебя интересует, о чем в них идет
речь:

А) да;        Б) нет.

11.        Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть:

А) учиться;        Б) болеть.

12.        Что для тебя важнее - отметки или знания:

А)отметки;        Б)знания.

Обработка и интерпретация результатов:

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику.

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а) на вопросы 1 – 6, 8 – 11 и ответы б) на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Оценка уровня сформированности взаимодействия обучающихся при работе в группе (по материалам Е.С. Полат)

Для наблюдения учитель выбирает одну группу на определенный период времени, достаточный для оценки действий каждого участника группы. Свои наблюдения учитель фиксирует в таблице № 1

Таблица № 1

п/п

ФИ ученика

Ответы учащегося в ходе дискуссии

Вопросы учащегося в ходе дискуссии

Логичность высказывания учащегося

Поведение ученика в ходе обсуждения проблемы

Особые замечания

После проведенного наблюдения, учитель оценивает уровень сформированности взаимодействия обучающихся при работе в группе, ориентируясь на диагностические материалы, представленные в таблице № 2

Таблица № 2

Уро-вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

0

Отсутствие опыта (знаний) о взаимодействии в групповой работе

Абсолютно безучастен к обсуждению проблемы, пассивен

Безразличное или отрицательное отношение к групповой работе. Соглашается с любым мнением

1

Пассивное участие в групповой работе. Учащийся знаком с правилами взаимодействия в группе. Вступает в обсуждение задания только при достаточной помощи учителя (взрослого)

Малоактивен во время обсуждения проблемы. Положительно реагирует на материал, хорошо ему знакомый

Не пытается доказывать что-то, соглашается с тем, что предлагают другие. Оживляется, дает ответы по материалу, хорошо ему знакомому, однако длительной устойчивой активности не проявляет

2

Некомпетентное участие. Учащийся умеет взаимодействовать в группе, но лишь в условиях, когда принимают его точку зрения. Может принимать участие в групповой работе, подражая действиям авторитетных для него сверстников

Активно вступает в обсуждение, но не умеет слушать других

Доказывая свою правоту, не соблюдает норм элементарной вежливости, пытается навязать свое мнение остальным. Оживляется и достаточно часто задает вопросы; включается в выполнение заданий, но интерес быстро пропадает

3

Недостаточно компетентен. Учащийся проявляет интерес к групповой работе, умеет взаимодействовать в группе. Справедливо разделяет роли участников группы

Активен при обсуждении, умеет слушать остальных участников, но с чужим мнением может не посчитаться

Пытается доказать свою правоту, соблюдая правила вежливости. Включается в процесс решения задачи, активно задает вопросы и дает аргументированные ответы, проявляет интерес, пока не найден способ выполнения задания, но при давлении со стороны других участников группы может обидеться и отказаться от работы

4

Учащийся компетентно участвует в групповой работе

Корректен с участниками беседы, выслушивает всех, считается с чужим мнением

Охотно включается в процесс работы группы, работает длительно и устойчиво, принимает предложения и комментирует их. Старается привлечь к выполнению задания всех детей в группе

Следует обратить внимание на то, что учитель может  диагностировать уровень сформированности взаимодействия обучающихся при работе в группе (коммуникативные УУД) во время проведения уроков.

Таким образом, постепенно складывается картина по классу в целом.

Методика «Рисование по точкам»

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 — неправильная трапеция, в задаче № 3 —ромб, в задаче № 4 — квадрат и в задаче № 5 — четырехлучевая звезда (образцы см.дальше).

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Учащимся предлагается повторить предложенный рисунок, используя те точки, которые даны рядом, лишние точки просто оставить.

Оценка выполнения задания

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он

выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 — любойчетырехугольник, в задаче № 6 — любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец. Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 — луч). Правильновоспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. несодержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1) соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;

2) полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);

3) одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае

полностью правильного решения).Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 — от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 — от 0 до 7. Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) — высокий уровень ориентировки на заданную систему

требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) — ориентировка на систему требований развита

недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) — чрезвычайно низкий уровень регуляции

действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Образцы задач:

rt1

rt2

Определение уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом  социально-контекстного содержания (по Г. А. Русских)

     Цель:  определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом).

     Предполагается, что учитель при изучении  определенной темы подбирает соответствующей ей текст социально-контекстного содержания и даёт учащимся задание для самостоятельной работы: 1) прочитать текст   (объём учебного материала 8-10-х классов — 3 стр.); 2) разработать краткий конспект его содержания; 3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию текста; 4) дать краткий ответ на свои вопросы; 5) записать вопросы на карточку; 6) обменятся карточками с партнёром; 7) ответить на вопросы партнёра (письменно); 8) оценить работу партнёра.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.

I часть

1. Отбирать основное содержание  материала.

2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

4. Конструировать репродуктивные вопросы.

5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).

II часть

6. Конструировать проблемные вопросы.

7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).

8. Оценивать работу партнёра.

9. Корректировать работу партнёра.

10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.

     При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.

Аналитическая таблица

Ф.И.

Умения

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

        Ключ

     Если учащийся владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения — 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие — 1 балл; если умение не сформировано — 0 баллов.

     По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе:

высокий уровень

 30 баллов — идеальный уровень - отметка «5»;

27–29 баллов — оптимальный уровень - отметка«5»;

средний уровень

 25–26 баллов — допустимый уровень – отметка  «4»;

низкий уровень

20–24 балла — критический уровень - отметка «3».

     Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся. Если у ученика сформированы умения первой  части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.  Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно  выполнять задания разного уровня сложности.

Результаты обработки данных диагностик вводятся в таблицы.



Предварительный просмотр:

Методика «Цель – Средство – Результат» (А.А. Карманов)

        Цель: на диагностику особенностей структуры деятельности Цель – Средство – Результат

        Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель – Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):

  • в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
  • далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
  • итогом любой деятельности является актуализация результата - того итога, которого достиг человек.

        Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

        Инструкция. В опроснике содержатся несколько утверждений, касающихся вашего характера, поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

  1. Я активный человек
  2. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
  3. Часто со мной случаются странные вещи
  4. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
  5. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
  6. Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели
  7. В любой ситуации можно найти выход
  8. Цели перед собой предпочитаю ставить сам
  9. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»
  10. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
  11. Стабильность лучше непредсказуемости
  12. Я всегда делаю так, как мне говорят
  13. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
  14. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»
  15. Когда остаюсь один, я много размышляю

Обработка результата

Каждое совпадение – 1 балл

Цель

+ 6  8  9  14

- 12

Средство

+ 1  2  7

- 10  13

Результат

+ 5  11 15

-  4  3

15-12 баллов  - высокий уровень

Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Достаточно хороший энергетический потенциал.

11-6 баллов – средний уровень

 (достаточный уровень11-9 баллов)Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться». Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения».(8-6 баллов – допустимый  уровень )Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности.

5 и ниже – низкий уровень (критический)

Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей.



Предварительный просмотр:

Навыки сотрудничества (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

  1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да;    б) иногда;      в) никогда.

  1. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю;  б) иногда обижаю;  в) часто обижаю.

  1. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да;     б) иногда;      в) никогда.

  1. Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

  1. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да,     б) не всегда,       в) нет.

  1. Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):

Тест «шкала социальной желательности»
 Инструкция к прохождению теста

Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если они совпадают с вашим поведением, напишите «ДА», если не совпадают – «НЕТ». (в таблице поставьте + или – рядом с номером вопроса

  1.  
  1.  
  1.  

Вопросник

  1. Я внимательно читаю каждую книгу, предложенную мне для изучения.
  2. Я не испытываю колебаний, когда нужно помочь кому-то в беде.
  3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
  4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
  5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
  6. Был случай, когда я бросил то, что я делал, потому что не был уверен в своих силах.
  7. Иногда я люблю посплетничать об отсутствующих.
  8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
  9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдать свою лень.
  10. Случалось, я пользовался оплошностью человека в своих целях.
  11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
  12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я старюсь отплатить ему тем же.
  13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
  14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
  15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
  16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
  17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
  18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
  19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
  20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ к тесту
Ответ «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
Ответ «НЕТ» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +

В этом тесте тоже каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается 1 баллом. Чем больше баллов набрал учащийся, тем больше он как личность соответствует социуму, в котором находится, и наоборот: индивид с наименьшей суммой баллов нуждается в серьезном внимании со стороны старших. Кстати, низкие показатели свидетельствуют не только о неприятии традиционных норм поведения конкретным подростком, но и об излишней требовательности к себе. Тут придется разбираться индивидуально.

Высокий уровень – 20-15 баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень – 9 – 0 баллов



Предварительный просмотр:

Познавательная потребность

Цель: анкетирования: установить интенсивность познавательных потребностей.

  1. Как часто вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
  • Часто – 5 б.
  • Иногда – 3 б.
  • Редко – 1 б.
  1. Что вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
  • Потрудиться, но самому найти ответ – 5 б.
  • Когда как – 3 б.
  • Получить готовые ответы от других – 1 б.
  1. Много ли вы читаете дополнительной литературы?
  • Много, постоянно – 5 б.
  • Иногда много, иногда совсем не читаю – 3 б.
  • Мало или совсем не читаю – 1 б.
  1. Часто ли вы задаёте вопросы учителям?
  • Часто – 5 б.
  • Иногда – 3 б.
  • Редко – 1 б.
  1. Насколько эмоционально вы относитесь к интересному для вас делу?
  • Очень эмоционально – 5 б.
  • Когда как – 3 б.
  • Эмоции неярко выражены – 1 б.

Обработка результатов.

Подсчитать сумму баллов каждого ребёнка и разделить её на 5 (5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше.

Методика «Оцениваем свою работу» (по Асмолову)

Цель: освоение критериев оценки письменной работы.

Возраст: 11—14 лет.

Учебные дисциплины: русский язык и математика.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.

Ориентировочная карточка

Критерии оценки письменных работ по русскому языку

Выполнение задач.

Все ли поставленные задачи выполнены

задачи выполнены?

Выполнены все

Выполнены частично

Не выполнены

Безошибочность. Есть   ли   грамматические  и  синтаксические ошибки? Сколько ошибок?

Ошибок

нет

1—2 ошибки

3 и более ошибки

Почерк    (разборчивость и понятность)

Хороший

Средний

Плохой

Оформление работы в соответствии с требованиями (есть ли дата,   слова   «Классная (домашняя) работа»,     упражнение №..., помарки, зачёркивания)

Хорошее

Среднее

Плохое

Объём (слишком маленький для сочинения или изложения или достаточный)

Достаточный

Средний

Слишком маленький

Критерии оценки письменных работ по математике

Выполнение задач.

Все ли поставленные

задачи выполнены?

Выполнены все

Выполнены частично

Не выполнены

Есть ли графическая схема задачи? Соответствует     ли     она условиям задачи?

Есть

Есть, но с неточностями

Нет/неверная

Правильно   ли    составлена   математическая формула? Соответствует   ли   она графической схеме?

Правильно

Частично правильно

Неверно

Критерии оценки письменных работ по математике

Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены?

Выполнены все

Выполнены частично

Не выполнены

Правильно ли сделаны вычисления?

Правильно

1 ошибка

2   и   более ошибки

Выполнена ли проверка результатов?

Да, верно

Да, с 1-2 ошибками

Проверка

выполнена

неверно

Критерии оценивания:

Высокий уровень:

  • адекватность использования предложенных критериев для оценивания своей работы;
  • умение дать развёрнутую оценку своей работы;
  • умение соотнести оценку и отметку.

Средний уровень:

  •  не всегда адекватно использование предложенных критериев для оценивания своей работы;
  • Оценка своей работы краткая;
  • умение соотнести оценку и отметку.

Низкий уровень:

  • неадекватность использования предложенных критериев для оценивания своей работы;
  • неумение дать развёрнутую оценку своей работы;
  • неумение соотнести оценку и отметку.


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

          Цель: выявить уровень умения перерабатывать информацию для получения информацию для получения нового результата, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

        Оценивается  учителем –предметником в ходе наблюдений за обучающимися при  выполнения  ими проектно-исследовательских работ.

        Высокий уровень – умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы; способен переработать информацию для получения результата; определяет основную и второстепенную информацию; умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; умеет хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

        Средний уровень – частично владеет навыками исследовательской деятельности, самостоятельно составляет план проверки предложенной учителем гипотезы, осуществляет наблюдения и эксперименты; умеет классифицировать и обобщать; не всегда определяет основную и второстепенную информацию; периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

        Низкий уровень – не владеет навыками исследовательской деятельности;  не способен переработать информацию для получения результата; неправильно определяет основную и второстепенную информацию; не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.



Предварительный просмотр:

Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля;

Возраст: 10.5 – 11 лет.

Форма и ситуация оценивания:  фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин).

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. На новогодней ёлке висело много икрушек. 

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

  • 0—2 — высший уровень внимания ( 3 уровень),
  • 3—4 — средний уровень внимания (2 уровень),
  • более 5 — низкий уровень внимания (1 уровень).



Предварительный просмотр:

Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С. Носов)

Шкалы: отношение к будущему, к прошлому, настоящему, самоотношение, позитивные и негативные идентификации, уход от близких взаимоотношений, размывание времени, способности к продуктивной работе, открытость и закрытость новому опыту)

Цель: Диагностика особенностей личностной самоидентичности подростка.

Описание теста

В основу вопросов данной анкеты были заложены критерии, выделенные Э. Эриксоном и Дж. Марсиа, отвечающие основным линиям формирования идентичности подростка.

Инструкция к тесту

Перед Вами список вопросов, Вам будет необходимо ответить письменно на каждый из них.

Тест

Испытуемым предъявляется анкета, на вопросы которой им предлагается ответить письменно:

  1. Кем ты станешь, когда вырастешь?
  2. Каким ты был раньше?
  3. На кого бы ты хотел быть похожим?
  4. Нравится ли тебе быть среди людей?
  5. Каким ты видишь себе через пять лет?
  6. Кого ты уважаешь?
  7. Легко ли тебе сосредотачиваться на работе, учёбе?
  8. Любишь ли ты всё новое, как ты относишься к изменениям?
  9. Назови своего любимого героя фильма или книги?
  10. Какой ты сейчас?

Обработка и интерпретация результатов теста

Все результаты оцениваются качественным образом, анализируется каждый ответ, за позитивный ответ начисляется 1 балл.

По сумме баллов судят о позитивной/негативной идентичности.

Анализируется отношение к будущему, планирование, оптимизм

Отношение к прошлому

Позитивные и негативные идентификации

Уход от близких взаимоотношений

Размывание времени

Позитивные и негативные идентификации

Размывание способности к продуктивной работе

Открытость/закрытость новому опыту

Позитивные и негативные идентификации

Отношение к настоящему, к себе.

10-6 положительных позитивных развёрнутых вопросов свидетельствуют о позитивном самосознании учащегося (высокий уровень)

5 положительных позитивных развёрнутых вопросов свидетельствуют о среднем уровне самосознания учащегося

4-1 положительных позитивных развёрнутых вопросов свидетельствуют о негативном самосознании учащегося (низкий уровень)

Более половины положительных развернутых ответов свидетельствует о позитивном самосознании испытуемого.



Предварительный просмотр:

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся  

(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Критерии

Бал-лы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Критерии эффективности учебной деятельности

1.1.

Учебная активность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– активность отсутствует;

– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.

1.2.

Целеполагание

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.

1.3.

Самоконтроль

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.

1.4.

Усвоение знаний, успеваемость

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;

– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;

– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;

– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;

– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;

– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.

2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нравственно-этическая готовность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);

– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;

– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;

– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

2.2.

Поведение на уроке

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;

– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.

2.3.

Поведение вне урока

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;

– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;

– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;

– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;

– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;

– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.

3.

Успешность социальных контактов

3.1.

Взаимоотношения с одноклассниками

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;

– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;

– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;

– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;

– мало активен,  но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;

– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.

3.2.

Отношение к учителю

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;

– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;

– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;

– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;

– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;

– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.

4.

Эмоциональное благополучие

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– преобладает агрессия или депрессия;

– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;

– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);

– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;

– спокойное эмоциональное состояние;

– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

Высокий уровень – 44-50 баллов

Уровень выше среднего – 36-43 балла

Средний уровень – 26-35 баллов

Уровень ниже среднего – 21-25 баллов

Низкий уровень – менее 20 баллов



Предварительный просмотр:

Тест простых поручений.

Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5—7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.

Инструкция

        Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.

Текст поручений

  1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».
    2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».
    3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.
    4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
    5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
    6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).
    7. В седьмом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой точки.
    8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».

1.

2.    

3.

КАРТИНА

4.

5.

6.

7.

                

8.

салют

           дождь

Обработка результатов: за каждое правильно выполненное задание присуждается 1 балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

Шкала норм (перевод в 5-бальную систему).

      Сырая оценка

Балл

Уровень

0-1

1

(Критически низкий

Неудовлетворительный)

низкий

2-3

2

4-5

3

6-7

4

средний

8

5

высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг достижений учащихся начальных классов школ VIII вида

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Сборник диагностических методик для классного руководителя начальных классов

В сборнике собраны методики изучения школьной мотивации, личности учащегося и классного коллектива....

Система мониторинга результатов обучающихся начальных классов

Система мониторинга результатов обучающихся начальных классов...

Диагностические методы мониторинга УУД

Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики. Эффективн...

Диагностические методы мониторинга УУД

Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики. Эффективн...

Диагностические методы мониторинга УУД

Эффективность обучения и воспитания предполагает глубокое знание индивидуальных особенностей учащихся. Такие знания можно получить, если использовать методы психологической диагностики. Эффективн...

Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1 – 4 классов при реализации ФГОС

Представлены методики диагностики УУД учащихся 1-4 классов общеобразовательныхорганизаций при реализации ФГОС. Данные материалы могут быть использованы в работе педагога-психолога и администрации школ...