Портфолио
статья (1 класс)

Коротченко Елена Анатольевна

Индивидуальные и предметные достижения младших школьников, нам, учителям начальных классов необходимо отслеживать, чтобы своевременно оказать помощь по преодолению пробелов в знаниях. А, для этого необходимо вести определённую работу в данном направлении...

Скачать:


Предварительный просмотр:

График

проведения диагностических оценочных методик

сформированности УУД в 1 классе

График составлен наоснове рекомендаций по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у обучающихся умения учиться. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие дляучителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др./; под ред. А.Г.Асмолова – М: Просвещение, 2008.

Методика

Цель

Оцениваемые УУД

Возраст обучающихся

Метод оценивания

Сроки

Личностные универсальные учебные действия

1

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

-  выявление сформированности внутренней позиции школьника

-  выявление мотивации учения

действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

6,5 – 7 лет

беседа

сентябрь

2

«Что такое хорошо и что такое плохо»

октябрь

Регулятивные универсальные учебные действия

3

Наблюдение учителя

-

Познавательные универсальные учебные действия

4

Проба на определение количества слов в предложении   (С.Н.Карпова)

выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность

знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план

6.5 – 7 лет

индивидуальная беседа с ребенком

февраль

5

Найди отличия «Сравнение картинок»

(поиск различий в изображениях)

выявление умения находить различия в объектах.

регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий

6.5 – 7 лет

индивидуальная работа с ребенком

ноябрь

Коммуникативные универсальные учебные действия

6

Задание «Левая и правая стороны»

 (Пиаже, 1997).

выявление действия, направленных на интеллектуальный аспект общения

действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

6.5 – 7 лет

индивидуальная беседа с ребенком

октябрь

7

Задание «Рукавичка» (Г.А.Цукерман)

выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

(кооперация)

коммуникативные действия

6.5 – 7 лет

Наблюдение за взаимодействием

обучающихся, работающих в классе парами, и анализ результата

(психолог)

январь

8

Задание «Узор под диктовку»

(Цукерман и др., 1992).

выявление умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

коммуникативные действия

6.5 – 7 лет

наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

май



Предварительный просмотр:

Диагностика универсальных учебных действий.

  1 класс.

Личностные универсальные учебные действия

Действия самоопределения и смыслообразования.

Беседа о школе   (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Время проведения:  сентябрь

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

        -  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?         1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу  не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?  

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой         приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что  ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

  а Да – А., не знаю, нет – Б.

А – называет школьные предметы, уроки;  

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

      Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

А – нет;

 Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

А – школа А,  Б – школа Б

А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)  

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0.   отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

Возникновение  ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

          Сочетании  ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень -  обязательно 1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8  – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень  – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Познавательные универсальные учебные действия

Проба на определение количества слов в предложении   (С.Н.Карпова)

Время проведения: ноябрь

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет)

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная беседа с ребенком.

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

Скажи, сколько слов в предложении ?

Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания:

Ориентация на речевую действительность

Уровни развития  знаково-символических действий:

Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но  без предлогов и союзов.

Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)      (интеллектуальный аспект общения)

«Левая и правая стороны»  (Пиаже, 1997).

Время проведения:  октябрь

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1.   «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2.   «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.  [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи  левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.  

3.   «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Время   проведения:   май

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами  

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.  

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

 

 

 

                                                            Рис. 3

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно  задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;  

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и  соблюдением правил.

Регулятивные  ? универсальные учебные действия

Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

Время проведения:  ноябрь

Цель: выявление умения находить различия в объектах.

Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет).

Форма и ситуация оценивания:  индивидуальная работа с ребенком.

Предъявляются две сходные  картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.

Критерии оценивания:

Подсчитывается  общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.

        Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:

- ознакомление с общей структурой анализа объекта;

-  определение направления движения по объекту;

- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;

- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.

Уровни сформированности контроля (внимания):

1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит все различия.



Предварительный просмотр:

Лист оценки предметных результатов

Ученик:                            Климов Егор                             Класс  1б  2013-2014 уч. год

Учитель – Коротченко Елена Анатольевна

0 б. – не научился                  1 б. – частично научился     2 б. – в полной мере научился

Формируемые навыки и умения

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Русский язык

1. Различает звуки речи

2

2

2

2

2.Устанавливает число и последовательность звуков в слове

1

1

2

2

3. Характеризует звуки

   - гласные ударные/безударные

2

2

2

2

   - согласные твердые/мягкие

0

1

2

2

   - согласные звонкие/глухие

0

1

2

2

   - парные/непарные звонкие и глухие

0

1

2

2

4.Делит слова на слоги

1

2

1

2

5.Определяет место ударения в слове

1

2

2

2

6. Умеет правильно держать ручку при письме

2

2

2

2

7.Умеет правильно располагать буквы и слова на строке

1

2

2

2

8.Умеет правильно писать строчные и заглавные  буквы, их соединения

1

2

2

2

9. Умеет списывать слова и предложения, написанные печатным и письменным шрифтами

0

2

2

2

10.Различает предложение и слово

1

2

2

2

11.Находит границы предложения

0

2

2

2

12.Умеет писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы

1

2

2

2

13.Составляет предложения из слов, данных в начальной форме

1

1

2

2

14..Применяет правила правописания:

-раздельное написание слов

2

2

2

2

-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ

0

2

2

2

-написание сочетаний чк, чн

0

1

2

2

-перенос слов

0

0

2

2

- прописная  буква в начале предложения,  в именах собственных

1

2

2

2

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова

0

0

1

1

-знаки препинания(.?!) в конце предложения

1

2

2

2

15.Умеет писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами

0

2

2

2

16. Называет, различает, приводит примеры – слов, называющих предметы, действия, признаки

0

1

2

2

Литературное чтение

1. Читает плавно по слогам и целыми словами

0

1

2

2

2.Читает наизусть

2

2

2

2

3.Понимает содержание прочитанного

1

2

2

2

4.Пересказывает содержание произведений, по вопросам учителя

1

2

2

2

5.Определяет персонажей и героев

2

2

2

2

6.Отвечает на вопросы по содержанию текста

2

2

2

2

7.Умеет оценивать литературного героя по поступкам

2

2

2

2

8.Определяет и называет автора и название книги, произведения

2

2

2

2

9.Ориентируется в книге

2

2

2

2

10. Ориентируется в главах учебника, находит разделы., ориентируется в заданиях учебника

1

2

2

2

16. Отличает поэтический текст от прозаического

0

1

1

2

17. Отличает художественный текст от научного

0

1

1

2

18.Представляет разнообразие малых жанров фольклора

1

2

2

2

19.Подбирает иллюстрации к литературному произведению

2

2

2

2

20.Создаёт рисунки-иллюстрации к произведениям

2

2

2

2

21.Выражает эмоции и настроение в процессе чтения

0

1

2

2

Математика

1.Различает понятия «число» и «цифра»

1

1

2

2

2.Читает и записывает числа от 1 до 10

2

2

2

2

3.Сравнивает однозначные числа

2

2

2

2

4.Понимает и использует термины «равенство» и «неравенство»

2

2

2

2

5.Упорядочивает натуральные числа и число «нуль»

1

2

2

2

6. Выполняет сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток

1

2

2

2

7.Читает и записывает числа первых двух десятков и круглых двузначных

1

2

2

2

8.Сравнивает числа первых двух десятков и круглые двузначные

1

1

2

2

9. Выполняет сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20

1

1

2

2

10.Выбирает действие для решения задач

2

2

2

2

11.Составляет задачу по рисунку, схеме

2

2

2

2

12.Распознает, называет  геометрические фигуры

2

2

2

2

13.Изображает прямые, лучи, отрезки, ломаные

1

2

2

2

14.Получает информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретирует её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа

1

1

2

2

15.Дополняет группу объектов в соответствии с выявленной закономерностью

1

2

2

2

Окружающий мир

1.Узнаёт изученные объекты живой и неживой природы

2

2

2

2

2.Сравнивает объекты живой и неживой природы и проводит простейшую классификацию изученных объектов природы

2

2

2

2

3.Проводит несложные наблюдения в окружающей среде с помощью учителя

2

2

2

2

4.Обнарухивает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использует эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе

1

2

2

2

5.Понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения

2

2

2

2

6.Узнаёт государственную символику РФ и своего региона

2

2

2

2



Предварительный просмотр:

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать независимую оценку, например при проведении аттестации педагогов.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно­познавательных и учебно­практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини­исследований и мини­проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оце­
ночные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)
за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя­предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя­предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно­практических задач;

3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Слайд 2

Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений . На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом. 02.04.19

Слайд 3

Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую , понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием психологическую , связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка. 02.04.19

Слайд 4

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося. 02.04.19

Слайд 5

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: 02.04.19

Слайд 6

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 02.04.19

Слайд 7

Портфолио Когда вам трудно жить без друга И вы не видите успех, Научит собирать заслуги Порт-Филя, - это мой портрет. Родился во Франции в городе Портфолио. 02.04.19

Слайд 8

Цель формирования портфолио: Вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижениях школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы. 02.04.19

Слайд 9

Задачи портфолио Систематическая работа с портфолио помогает учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи: своевременно отмечать успехи ученика; поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать дальнейшей успешной социализации школьников. 02.04.19

Слайд 10

Структура портфолио В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности. 02.04.19

Слайд 11

1. Выборки детских работ- формальные и творческие: материалы стартовой диагностики; промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам; остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижения более высоких уровней формирования учебных действий. 02.04.19

Слайд 12

Обязательная составляющая материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. 02.04.19

Слайд 13

Примерами такого рода работ могут быть: по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.; 02.04.19

Слайд 14

По математике 02.04.19 математические диктанты, оформленные результаты мини‑исследований, записи решения учебно­познавательных и учебно­практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

Слайд 15

По окружающему миру дневники наблюдений, оформленные результаты мини­исследований и мини­проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 02.04.19

Слайд 16

По предметам эстетического цикла аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 02.04.19

Слайд 17

По технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 02.04.19

Слайд 18

По физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п. 02.04.19

Слайд 19

2.Систематизированные материалы и наблюдения: оценочные листы; материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями. 02.04.19

Слайд 20

3.Материалы, характеризующие достижения учащихся: во внеучебной ( школьной и внешкольной ) и досуговой деятельности. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. 02.04.19 Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 21

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе , поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. 02.04.19

Слайд 22

Итоговая оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения» при котором ведётся достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории с учётом зоны ближайшего развития. 02.04.19

Слайд 23

Результат По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы : о сформированности универсальных и предметных учебных действий; о сформированности основ умения учиться; об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности. 02.04.19

Слайд 24

Советы взрослым по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио. 1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов. 2. Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов. 3. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону. 02.04.19

Слайд 25

4. Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам. 5. Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать! 6. Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию. 02.04.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мое портфолио

мое портфолио...

портфолио учителя

краткое содержание учебно-воспитательной работы учителя...

Портфолио Шишановой Анны, лауреата районного и городского конкурсов портфолио

Создание портфолио - это увлекательная кропотливая совместная работа детей и их родителей. Это лицо ребенка, дневник его достижений.Предлагаю вашему вниманию портфолио лауреата районного и городского ...

доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."

Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.

  Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...