Система работы с одаренными детьми в начальной школе
статья (2 класс)

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezhde_chem_govorit_o_rabote_s_odarennymi_detmi.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

СЛ.1  Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с терминологией,  которая используется при характеристике познавательных возможностей учащихся. Она включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

СЛ.2

Мне хочется вспомнить стихотворение С. Я. Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,

Его прозвали маленький философ…

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Звучит как-то печально и не по-современному, потому что в нынешней системе образования «преподносить ответы без вопросов» это вчерашний день.

Задача современной школы –развить потребность детей в исследовательской и поисковой активности, жажде открытий и самопознании.

СЛ.3

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности.

ОНИ       имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальный уровень, восприимчивость к учению,  имеют творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

СЛ.4

Отсюда главная цель учителя - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.

Осознавая значимость данного направления, мы поставили следующие задачи:

  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  • организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  • способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

СЛ.5

Уже на этапе предшкольной подготовки мы начинаем работу по выявлению способностей детей. Проводится первичная диагностика, на основании которой мы получаем информацию о потенциальных возможностях детей. На первом  собрании проводим анкетирование родителей. Оно включает вопросы, в том числе касающиеся и развития личности ребёнка.  

СЛ.6

Учитывая  полученные результаты далее мы начинаем работу с одаренными детьми на уроках.Она включает:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход
  • Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

самостоятельных работ по разным предметам

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

СЛ.7

   Я хочу поделиться  системой использования современных образовательных технологий, которые помогают в работе с одаренными детьми.

Личностно-ориентированное обучение-для повышения мотивации обучения.

Проблемное обучение – для стимулирования активной самостоятельной деятельности учащихся и развития мыслительных способностей.

Технологии развивающего обучения – как деятельностный способ обучения, ориентированный на опережение.

Проектное обучение- помогает формирововать умения добывать новые знания, работать с информацией, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Групповые технологии – для формирования обстановки творческого сотрудничества, взаимопомощи и здоровой конкуренции.

Компьютерные (информационные) технологии– для повышения эффективности учебного процесса.

СЛ.8

Формы работы с одаренными учащимися:

Работа с одаренными детьми должна идти постоянно, и в рамках урочной деятельности и во внеурочной. Развитие творческой одаренности происходит и через систему дополнительного образования

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми в начальной школе составляют:

  • внеклассная работа по предмету (кружки «Умники и умницы», «Почемучка», «Хочу всё знать»)
  • возможность развития творческих и интеллектуальных способностей  ( театральная студия « Мечтатели», «Бусинка к бусинке», «Шахматы»)
  • выставки творческих работ учащихся
  • участие в школьных и городских предметных олимпиадах и конкурсах
  • участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру»,«Инфознайка», «ЧИП», «Золотое Руно», «Британский бульдог» идр.)
  • Активное участие в творческих проектах для младших школьников, конкурсах («Пожарная безопасность», « Мир глазами детей»,

 « Письмо водителю», «Азбука дорожного движения»,«Вместе с юными героями», «Экологический фестиваль», «Пасхальные открытки» и др.)

  • Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов  ( «Вред и польза мороженого», «Пыль вокруг нас», «Фигурное катание», «Жизнь фантика» и др.)

У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед-долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь родителей.

Работа с родителями в данном направлении включает:

- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

- консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей ;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Шаг в будущее»;

- творческие отчеты перед родителями.

СЛ.9

Любая работа, имеющая цель, предполагает и результаты.

В нашем случае это:

  •  увеличение количества детей,  проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  •  повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  •  положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  •  создание методической копилки учителей начальной школы (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов, игр и т.д.)

  . повышение социального престижа школы

СЛ.10

Талантливые люди – главное богатство общества.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

P. S.: “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной...

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Система работа с одаренными детьми в начальной школе...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Одаренный ребенок…Какой он?В нашем образовательном учреждении также разработана программа «Одаренные дети», реализация которой проходит через проведение гимназических проектов &laqu...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Система работы с одаренными детьми в начальной школе...