собственная методическая разработка
проект (4 класс)

Самбялова Зоя Нимаевна

Предложенная методика предусматривает определенную последовательность выполнения краткосрочных и долговременных работ. Разработаны методические рекомендации для учителя и обучающихся, способствующих более успешному овладению рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для формирования ключевых компетенций. Актуальность исследования. В связи с обновлением содержания образования обучение должно быть направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения материала учителем, а в ходе работы ученика с этими знаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennaya_metodicheskaya_razrabotka.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе»

Разработана модель учебно-исследовательской деятельности обучающихся (в которой выделены мотивы, цель, условия и действия, результат и анализ результата) и разработана экспериментальная методика организации краткосрочных и долговременных исследовательских работ в условиях образовательного учреждения. Предложенная методика предусматривает применение разных форм, приемов и методов исследовательской работы. Разработана методика организации краткосрочных (практические работы, экскурсии, поездки и путешествия), коллекционирование, использование литературных источников, исследовательские задания, использование краеведческого материала) и долговременных исследовательских работ (индивидуальных и групповых): рефераты, теоретические работы, теоретические работы с элементами прогноза, проекты (исследовательские, творческие, информационные, прикладные). Предложенная методика предусматривает определенную последовательность выполнения краткосрочных и долговременных работ. Разработаны методические рекомендации для учителя и обучающихся, способствующих более успешному овладению рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для формирования ключевых компетенций. Актуальность исследования. В связи с обновлением содержания образования обучение должно быть направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения материала учителем, а в ходе работы ученика с этими знаниями. Ученик должен учиться сам, а учитель — осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Учитель, при этом, должен создать для учащихся возможность занимать активную позицию в учебном процессе: не просто «усваивать» предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает новые требования к результатам образования: формирование не только предметных, но и метапредметных умений. Чтобы выполнить эти требования необходимо изменить подход к организации обучения. Особую значимость при этом приобретает исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам учиться приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы. Однако, как показывает опыт, уровень сформированностиучебно - исследовательских умений у учащихся недостаточный. Кроме того, в условиях образовательного учреждения недостаточно эффективных методик обучения и критериев оценивания исследовательской деятельности. Это не позволяет в полной мере сформировать ключевые компетенции, прежде всего, учебно–познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личного самосовершенствования (готовность и способность обучаться самостоятельно, самоконтроль, готовность решать сложные и спорные вопросы, принимать решения, нести персональную ответственность и др.). Все это требует организации исследовательской работы с учащимися и предполагает особый подход к определению целей, отбору содержанияи организации образовательного процесса: разработке и внедрению в учебный процесс форм, приемов и методов исследовательской работы.

Актуальность исследования обусловлена противоречиеммежду:  

  • ориентацией образования на развитие личности,познавательных и созидательных способностей, универсальных знаний, умений и недостаточной сформированностьюучебно - исследовательских умений, которые позволили бы их достичь;  
  • необходимостью активного включения учащегося в учебный процесс и отсутствием в условиях образовательного учреждения достаточного количества эффективных методик обучения, направленных на этот процесс.

Исходя из выявленных противоречий, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в недостаточной сформированности исследовательских умений у учащихся в силу отсутствия в условиях образовательного учреждения достаточного количества эффективных методик ее организации. Проблема исследования определила тему работы: «Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе».

Объект: процесс развития исследовательской деятельности обучающихся в средней общеобразовательной школе.

Предмет: организация исследовательской деятельности обучающихся.

Цель: формирование учебно - исследовательских умений. Выделенный предмет и цель исследования позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: если в процессе обучения окружающему миру использовать разработанную методику организации исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения, то процесс формирования исследовательских умений учащихся будет происходить эффективней.

Исходя из цели и сформулированной гипотезы, определены задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу поорганизации исследовательской деятельности учащихся;  
  • изучить структуру и теоретические основы деятельности и теоретические основы организации исследовательской деятельности как одой из форм организации учебного процесса;  
  • построить структурную модель исследовательской деятельности в рамках общеобразовательного учреждения; выявить и конкретизировать мотивы, цель и условия исследовательской деятельности в формировании исследовательских умений;  
  • разработать и внедрить в учебный процесс методику исследовательской работы учащихся, дать ей методическое обоснование;  
  • разработать и внедрить в учебный процесс структурно- содержательную модель (алгоритм) краткосрочной и долговременной исследовательской работы, дать ей методическое обоснование;  
  • разработать методические рекомендации для учащихся и учителя по организации исследовательской деятельности.

Научная новизна заключается в построении структурной модели и разработке экспериментальной методики организации исследовательской деятельности учащихся в условиях образовательного учреждения. Теоретическая значимость заключается:  

  • в разработке требований к организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечивающих ее наибольшую эффективность;  
  • в построении структурной модели исследовательской деятельности учащихся в рамах образовательного учреждения и теоретическом обосновании взаимосвязи ее структурных компонентов;  
  • в построении структуры краткосрочной и долговременной исследовательской работы учащихся.

Практическая значимость заключается:  

  • в организации исследовательской деятельности учащихся и выявлении целесообразности ее использования при формировании исследовательских умений;  
  • в разработке методики организации исследовательской деятельности обучающихся, способствующей более эффективному формированию исследовательских умений;  
  • в разработке методических рекомендаций для учителя и обучающихся, способствующих более успешному овладению рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для формирования исследовательских умений.

Методология и методика исследования.Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования:

методы теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно- методической литературы, а также образовательных стандартов, программ и учебников по географии, с целью выявления в них объективных возможностей использования исследовательской деятельности в процессе обучения);

методы эмпирического исследования (наблюдения за деятельностью учащихся и преподавателей, собеседования, анкетирование, опрос; обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент);

статистические методы исследования (математическая и статистическая обработка данных эксперимента).

Экспериментальная база и этапы исследования.В 2012 году мною была составлена образовательная программа по краеведению «Родимая сторона – мать»(https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/09/avtorskaya-obrazovatelnaya-programma-po-kraevedeniyu-rodimaya),которая прошла рецензию  у Лыгденовой В.Б., зав.лаб. этнопедагогики ПИ БГУ, кандидата педагогических наук, доцента. (см. прил.1).Исследование осуществлялось в период 2012 – 2015 г. на базе 3 – 4 классов МАОУ «Орликская СОШ» с. Орликв несколько этапов. Общее количество обучающихся, участвовавших в педагогическом эксперименте, составило около 90 человек. На первом этапе был проведен анализ проблемы в психолого- педагогической и научно-методической литературе, изучена нормативно- правовая документация по географическому образованию; определен методологический аппарат исследования. Изначально это были исследования в рамках подготовки к очередной аттестации при составлении аналитического отчета. На втором этапе были выявлены условия, влияющие на образовательный процесс; разработана теоретическая модель организации исследовательской деятельности; были разработаны некоторые исследовательские задания, внесены определенные изменения в содержание уроков, разрабатывались различные варианты их построения, исходя из задач исследовательской деятельности. На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент, проверка эффективности модели организации исследовательской деятельности на практике, систематизация и обобщение результатов, исследования, формулирование основных теоретических выводов и практических рекомендаций;

Организация и содержание краткосрочных исследовательских работ. Одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения в собственную исследовательскую работу, поэтому необходимо применение таких форм, которые позволили бы включению в эту деятельность обучающихся с разным уровнем мотивации. Как правило, это практические работы, краткосрочные задания или мини-проекты, которые используются для текущей проработки проблем, изучаемых тем и освоения первичных навыков исследовательской деятельности. На практических работах обучающиеся получают первые навыки исследовательской деятельности, формируются умение анализировать и обобщать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать, выбирать методы, подбирать источники географической информации (вычерчивают план местности, строят графики, диаграммы и схемы связей, проводят наблюдения, прогнозируют, анализируют и обобщают, сравнивают, выбирают методы и делают выводы, подбирают источники информации). Экскурсия дает материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Поездки и путешествия позволяют включить детей в собственный исследовательский поиск. Коллекционирование можно рассматривать как проявление поисковой активности, которое активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно искать, думать, приобретать новые знания, а потому может быть отнесено к вариантам исследовательской деятельности. Использование литературных источников, которые содержат описания объектов или явлений, что может стать хорошей предпосылкой для географического исследования. Исследовательские задания побуждают личные познавательные потребности, вызывают активную поисковую деятельность, требуют использования методов с помощью которых дети открывают новые, неизвестные для себя знания в использовании краеведческого материала.

Организация и содержание долговременных исследовательских работ.

Организация исследовательской деятельности, согласно разработанной методике, имеет определенный алгоритм действий и осуществляется поэтапно. В начале учебного года (сентябрь – октябрь) выявляются заинтересованные учащиеся, определяем темы работ, ставим цели и задачи, составляем календарные планы выполнения работ, дети начинают сбор материалов, а так же планируем, где и когда будет представлена работа.

В ноябре – декабре идет основная работа: анализ и обобщение собранных материалов, письменное изложение результатов исследований, формулировка выводов, проверка текста руководителем, внесение исправлений и литературная обработка текста. В январе – оформление работы, составление библиографии, приложений, составление схем, диаграмм, таблиц, создание мультимедийной презентации. В марте проводится школьная научно – практическая конференция, на которой учащиеся представляют свои работы. В зависимости от типов исследовательских работ вырабатывается соответствующая технология работы.

Проектная работа как самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до воплощения. Это может быть письменный отчет, статья, доклад, презентация, выставка. Проект – сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности – работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, презентация проекта. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности.

Для осуществления отдельных этапов работы исследовательской деятельности подготовлено учебно-методическое обеспечение, включающее в себя дидактические материалы для учителя и учащихся: «Лист планирования работы группы», «Советы к оформлению слайдов мультимедийной презентации», методические рекомендации «14 заповедей начинающему исследователю», «Как нужно «держать» себя во время выступления». К каждой предложенной форме работ, приему и методу подобраны задания и разработаны методические рекомендации.

Краткосрочными работами охвачено 100% учащихся, долговременными – около 30% от общего числа обучающихся. Обобщение опыта работы по данному направлению был представлен педагогическому сообществу в виде докладов на заседаниях ШМО, педагогических советах школы.

Участие в работе педагогических советов, методических объединений, экспертных групп и других формах методической работы

Формы методической работы

Форма участия

Сроки.

Результат

1

Районное методическое объединение  учителей начальных классов: Семинар «Проектная и исследовательская деятельность младшего школьника»

выступающий

Декабрь, 2012

2

Республиканская конференция историков-архивистов, посвященной вопросам краеведения. Выступление «Краеведческая и исследовательская работа в Окинском районе»

выступающий

Февраль, 2013г.

3

НПК  учителей района к 90-летию Республики Бурятия . Выступление «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

выступающий

Апрель,2013г.

4.

IX Межрегиональная встреча хонгодоров (круглый стол) Выступление «ОйконимияОкинского плоскогорья Восточный Саян»

выступающий

Июнь,2013

5.

Районное методическое объединение учителей района. Выступление «Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста»

Открытый урок-проект «Я  и моя семья»

выступающий

Октябрь, 2013

6.

Мастер-класс

 для учителей Окинского   района Творческий отчет по реализации проекта «Истоки»

выступающий

        Апрель,2014

7.

Эксперт и председатель жюри на НПК «Я живу в Оке»

эксперт

2012-2017гг

8.

Муниципальная НПК среди 1-4 классов «Первые шаги в науку»

организатор

2009 -2017гг

Список научных и методических работ, опубликованных в печати (в прил.2.)

Использование краеведческого материала на уроках:

Уроки окружающего мира: организация исследовательской деятельности учащихся.

Тема урока

Примерная тематика исследований

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Моя родословная.

Судьба моей семьи в истории Оки.

Ока – край эпического героя Гэсэра

Мифы и легенды о местах эпического героя.

«Вставай, страна огромная…»

Ока в годы Великой Отечественной войны.

Экосистемы реки, озера и болота.

Водоёмы Окинского края.

Как природа залечивает раны.

Охрана природы в крае.

Животные маленькие и большие.

Животные Окинского края.

Пернатые изобретатели.

Птицы Окинского края.

Хозяйство края.

Животноводство и растениеводство.

• Уроки риторики, литературного чтения, русского языка.

Использование дидактического материала краеведческой тематики. Антропонимы – собственные имена людей и в первую очередь имена и фамилии моей семьи.

• Уроки технологии и изобразительного искусства.

Изучение культурного наследия бурятского народа: живопись, архитектура, народные промыслы. Использование его как дидактического материала. Например урок по теме «Особенности строения жилищ бурят» изготавливается макет восьмистенной избы, современных домов, чумов сойот.

• Одним из путей реализации программы может стать воспитательная работа на базе оздоровительного лагеря: организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные творческие дела.

Привлечение родителей к реализации программы.

Примерная тематика родительских собраний.

1 класс. Как научить ребенка любить свой край.

2 класс. Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.

 3 класс. Родословное древо семьи.

 4 класс. Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края.

Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

В 2012-2013 учебном году мои ребята очень активно приняли участие на очном этапе Всероссийского конкурса  проектов учащихся «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО» в г. Анапа (см. в прил.3.)

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка на тему: "My Family"

Конспект урока по английскому языку для 3 класса на тему: "My Family"...

Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе

Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе...

Собственные методические разработки по английскому языку по теме " Мой дом" для 3 класса

презентация по английскому языку в 3 классе по теме "Мой дом". здесь предложены задания с целью проверки материала по теме. дети могут проверить свои знания , выполнив викторину или соединив правильно...

собственная методическая разработка на тему " Что? Где? Когда?"

Методическая разработка Мультимедийная презентация на тему " Как? Что? Почему? появился старинный праздник?" можно использовать на внеклассных мероприятиях, посвященных Новому году и Рождест...

Собственная методическая разработка на тему " Михайловский замок в Санкт-Петербурге".

Данная мультимедийная презентация позволяет в полной мере познакомить детей с исторической достопримечательностью Санкт-Петербурга....

Собственная методическая разработка по ОБЖ на тему " Правила хорошего тона и поведение в школьной столовой"

Собственная методическая разработка  по Обж на тему " Правила хорошего тона и поведение в школьной столовой"...

Собственная методическая разработка по литературному чтению на тему " Балет"

Собственная методическая разработка  по литературному чтению на тему "Балет"...