Статья " Музейная педагогика в действии"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Исаева Татьяна Георгиевна

О влиянии музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения.Какие цели и задачи ставит перед собой учитель, проводя нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия в школьном музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья муз. педагогика160.93 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в действии

https://pics.livejournal.com/chronograph/pic/0055r286

В последние годы , в связи с общей демократизацией культурной жизни, в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы. Возрастает необходимость исследований влияния исторических и культурных ценностей на воспитание подрастающего поколения. Значительный интерес в этой связи представляет история становления понятия « музейная педагогика».

« Музейная педагогика» значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаружить вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Всё это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект. Даёт ему в руки новый инструмент для познания мира. «Музейная педагогика» … Это словосочетание известно нам не понаслышке.

Наша школа № 2 г. Красный сулин известна тем, что в ней создан замечательный музей, связанный с историей школы, с её выпускниками. Ведь среди них есть люди, известные всей стране. Это и космонавт, Герой России, Валерий Корзун. Это и оперная певица, чьим голосом гордится Мариинский театр. Это и другие выпускники, отдавшие всю свою жизнь на благо своей Родины и во имя её процветания.

Из книги отзывов можно узнать , что сюда приезжают школьники не только из наших городских школ, но и из дальних уголков Красносулинского района. В музее бережно хранятся все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции. Здесь много интересных экспонатов.

Музейная педагогика нашей школы развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе. Знакомство со школьным музеем проходит уже в период предшколы , когда учителя в качестве экскурсоводов проводят для будущих воспитанников экскурсии, занятия. Отличие музейной педагогики – неформальность и добровольность.

Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших навыков в выборе темы, составлении текста экскурсии. Обучающиеся в начальных классах посещают музей в качестве слушателей и зрителей. Побывать в музее не только интересно, но и почётно.

Благодаря наличию школьного музея и работе в нём достигаются такие цели:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности,

-сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей.

-раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала,

-попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребёнку,

-объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах,

-организовывать интересные уроки и внеклассные занятия.

Занятия с детьми решают следующие задачи:

  1. Научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е.оценивать их с точки зрения развития и культуры.
  2.  Формировать понимание взаимосвязи исторической эпохи и своей причастности к « новому времени» посредством общения с памятниками истории и культуры.
  3. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным и историческим наследием.
  4. Развивать способность к эстетическому созерцанию , сопереживанию.
  5. Формировать уважение к другим культурам и готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Глядя на стенды музеев, ребята начальной школы будут вспоминать и думать: « Мы помним! Мы гордимся!»

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по музейной педагогике

Значение музейной педагогиги в развитии ребенка....

статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...

Статья "Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка."

Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя....

статья "Музейная педагогика"

В статье говорится, что целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих спос...

Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"

В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей рабо...

статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .

Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...

Статья "Музейная педагогика в школе".

Материал о возможностях музейной педагогики в образовательном процессе....