Самореализация младших школьников в проектной деятельности
статья

Колпакова Алина Витальевна

В статье раскрывается важная роль проектной деятельности в саморазвитии и самореализации младших школьников на примере учебных проектов из опыта работы педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самореализация  младших  школьников

в  проектной  деятельности

Self-realization of younger students in project activities

Колпакова  Алина Витальевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназии №5»

г. Дзержинский, Московская область

Kolpakova Alina Vitalievna,

primary school teacher

MBOU "Gymnasium №5"

Dzerzhinsky, Moscow oblast

Аннотация. В статье раскрывается важная роль проектной деятельности в саморазвитии и самореализации младших школьников на примере учебных проектов из опыта работы педагога.

Abstract. The article reveals the important role of project activities in self-development and self-realization of younger schoolchildren on the example of educational projects from the experience of the teacher.

Ключевые слова: самореализация, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность.

Key words: self-actualization, educational project, project and research activities.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

             В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые «формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения»[1]. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии — основные ориентиры современного школьного обучения. Учитывая всё это, нужно отметить, что процесс обучения необходимо модернизировать, вводя новые формы и методы, используя инновационные педагогические технологии. Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, в их потребности в самореализации. Обобщая различные точки зрения, будем трактовать самореализацию «как форму целенаправленной активности человека в реализации собственных возможностей и способностей в личностно значимой творческой деятельности, при которой происходит раскрытие потенциала личности и переход ее потенциальных способностей в актуальные»[2].

       Творческая самореализация младшего школьника, исходя из особенностей данного возрастного периода, наиболее успешно осуществляется в учебной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность. Поэтому одна из задач начальной школы – создать  условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности.

 Методика проведения учебных исследований, учебных проектов позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Ее широко можно использовать на уроках и во внеурочной работе. Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализовать.

       Что такое проект с точки зрения ученика? Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести некую пользу и показать публично достигнутый результат.

А вот учитель считает, что это все-таки «интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся»[3]. А именно, научить проблематизации, целеполаганию, планированию своей деятельности, самоанализу, рефлексии, представление результатов своей деятельности и хода работы.

В целом, метод проекта является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью учащихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой- либо исследовательской или значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата.

       Проектная деятельность соединяет в себе применение новых знаний и житейского опыта ребенка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника. С одной стороны она является методом обучения, а с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений, позволяющим сформировать у детей учебную активность и творческое мышление, а главное - направить их по пути самореализации. В качестве средства обучения оказывает значительное развивающее влияние на ученика как субъекта учебной деятельности.

    Особенность проектной деятельности учащихся младших классов состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести за него ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также демонстрировать результаты своей деятельности. На данном этапе происходит существенный рост самостоятельности учащихся.

Главной целью учебного проекта младшего школьника является развитие личности.

          С первого класса я практикую коллективные, групповые, индивидуальные проекты  на уроках и во внеурочной деятельности. В 1-2 классе в основном  работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

  В 1 классе работу начали с индивидуальных  мини-проектов «Моя буква», которые потом составили праздник  «Азбука нашего класса». Дети приготовили очень разные проекты и с удовольствием их защищали, рассказывая стихи, пословицы, загадки на свою букву, показывая рисунки с предметами на заданную букву и составленные ими кроссворды.

     F:\Фото 1 кл. 2015-16 уч.г\Спасибо, Азбука,тебе!\IMG_6124.JPG        F:\Фото 1 кл. 2015-16 уч.г\Спасибо, Азбука,тебе!\IMG_6145.JPG

Другой пример творческого проекта: проект «Мой друг пластилин», представленный ученицей 1 «Г» класса Борисовой Кирой на региональной научно- исследовательской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО и занявший 1 место,  предполагал коллективное создание панно из пластилина «Подводный мир».

       F:\Фото 1 кл. 2015-16 уч.г\Фото с защиты проектов1Г и 2Е кл. на 1 каф. нач.шк\IMG_6020.JPG       F:\Фото 1 кл. 2015-16 уч.г\Фото с защиты проектов1Г и 2Е кл. на 1 каф. нач.шк\IMG_5490.JPG 

        Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Целями проектного обучения являются:

1. Повышение личной уверенности у каждого участника проекта:

2. Воспитание коммуникабельности и сотрудничества.

3. Развитие критического мышления, поисковой деятельности в решении проблемы.

4. Развитие проектного умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, обобщения, творческого мышления.

       Я хочу отметить, что обучение с помощью проектов активно воздействует на повышение мотивации ученика, что на сегодняшний день актуально.

Выполняя различные проекты, учащиеся научились работать индивидуально, в команде, договариваясь между собой, проявляют инициативу, начинают мыслить творчески. Так, например, используя элемент театрализации, успешно прошло представление ребятами своих мини-проектов «Моё любимое место в г. Дзержинский». Ученики 1-го класса рассказали Буратино о достопримечательностях родного города, касаясь истории тех мест, где они любят гулять с родителями и куда готовы его пригласить.

      G:\Фото Мой любимый город 1Г кл\20151119_130733.jpg             G:\Фото Мой любимый город 1Г кл\20151119_130833.jpg

Так мы на уроках и занятиях во внеурочное время не только приобретаем знания, но и развиваем умения и навыки исследовательского поиска.

        Известное выражение «Я не волшебник, я только учусь» очень хорошо подходит к проектной деятельности. Но главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Эта работа сближает родителей с детьми. Она стала для некоторых из них интересным и захватывающим делом. Родители, вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Так, работая над проектом «Как рождается книга» Катушкина Светлана (2 кл.) побывала вместе с мамой в настоящей типографии, изучила этапы создания книги и познакомилась с людьми, работающими над выходом книги в свет. А результатом её работы стала «Моя первая книга», которую она наполнила своими стихами, сказками и рисунками.

                   Картинка 25 из 3336    Презентация   

Проект представляет собой реальносуществующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Как правило, темы проектов младших школьников оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Так, любовь и интерес к животным подтолкнули Федосееву Василину (3 кл.) к созданию проекта «Драконы вокруг нас». Цель проекта – найти настоящих драконов, живущих вокруг нас сегодня. В ходе работы Василина показала, что драконы из сказок и древних легенд не исчезли совсем с лица Земли, а существуют и сегодня вокруг нас – это  драконы-цветы, деревья-драконы, насекомые–драконы, животные – родственники драконов. По ходу представления проекта Василина создавала интерактивное панно «Драконы вокруг нас». Вывод: они вокруг нас, надо быть просто любознательным!

          C:\Users\Алина\Desktop\Аленький\Проектная деят-ть уч-ся\Фото Защита проектов 2010-2014г\IMG_3899.JPG        C:\Users\Алина\Desktop\Аленький\Проектная деят-ть уч-ся\Фото Защита проектов 2010-2014г\IMG_3921.JPG 

           

А в исследовательской работе Маркова Алексея «Почему камни такие разные?» раскрывались вопросы «Что такое камни? Откуда они берутся и из чего состоят?  

 C:\Users\Алина\Desktop\Аленький\Проектная деят-ть уч-ся\Фото Защита проектов 2010-2014г\Защита проекта 3Гкл. 2010 4кл 2011, 2 г 2013г\DSC03718.JPG

       Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.

Защита – венец исследования и самореализации. Каждый выступающий понимает, что о выполненной работе надо не просто рассказать; её, как настоящее исследование надо защитить. В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, выступая перед публикой, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения. Это помогает ученику самореализовать свои возможности.

   Защита проектных работ проходит не только на уровне школьной и городской конференции, но и представляется на родительских собраниях, на заключительном мероприятии класса в конце года в присутствии родителей. Все участники проектных работ получают свою «минуту славы». Ребятам за успешное завершение проектов вручаются награды. 

F:\С КОМП, В ШКОЛЕ\Проектная д-сть уч-ков\Фото Огнева Диана 2 кл. защита проекта\P1050726.JPG                F:\Фото 1 кл. 2015-16 уч.г\Фото с защиты проектов1Г и 2Е кл. на 1 каф. нач.шк\IMG_5521.JPG

         Итак, проектно-исследовательская деятельность охватывают значительное количество задач, решение  которых существенным образом способствует самореализации  личности, работающей над проектами. В результате чего школьники приобретают ценные навыки. Она помогает ребенку в саморазвитии  и самореализации. 

 К важным результатам проектной деятельности мы относим:

– рост познавательной, творческой активности учащихся;

– раскрытие их творческого потенциала;

– активизацию субъектной позиции;

– формирование самостоятельности и ответственности;

– стимулирование самореализации;

– повышение мотивации учащихся при решении задач;

– создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.          

     

         В заключение отметим, что самореализация учащихся в проектно-исследовательской деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей и успешно содействовать  их самореализации.

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения). – М., 2010. - С.3

2. Маслов П. А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности : диссертация; - Волгоград, 2008. - 218 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников:

Книга для учителя нач. классов. – М.,2004.