Развитие коммуникативных УУД посредством групповой работы.
статья

Шнайдер Надежда Михайловна

Развитие коммуникативных УУД посредством групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Шнайдер Надежда Михайловна

МБОУ «Балайская СОШ» учитель начальных классов

          Современное образование, опираясь на новые образовательные стандарты, делает акцент на формирование универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных и познавательных). Остановимся подробнее на коммуникативных УУД. Они включают в себя смысловое чтение, конструирование устных и письменных текстов, диалогическую речь и участие в учебном диалоге. Чтобы стать участником диалога, необходимо не только научиться диалогической речи, но получить некоторый опыт по выстраиванию общения. Основное внимание уделим тем действиям, которые связаны с выстраиванием сотрудничества со сверстниками. В стандарте эти результаты определяются как: «…умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; … готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества…» [2, 5]

          Для формирования умений кооперации (взаимодействия со сверстниками) необходимы специально организованные ситуации общения и взаимодействия с другими участниками обучения.  Эффективным средством для их формирования является групповая работа. Педагогический словарь определяет групповую работу как форму организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающую функционирование разных малых групп, работающими как над общими, так и над специфическими заданиями педагога». [1]

          Но групповая работа должна присутствовать на уроке не ради групповой работы. Групповая работа должна быть чётко и целенаправлена организована для достижения не только учебно-познавательных, но и коммуникативных задач. Для этого групповой работе учащихся нужно обучать. Те педагоги, которые задумались о важности данного вопроса, дают в группы некоторый ориентир - памятку или алгоритм работы, который часто представлен в виде подробной текстовой инструкции. Но для учащихся начальной школы это слишком громоздкий алгоритм. Для этих целей для организации групповой работы на уроке я использую организационно-деятельностные схемы, которые и определяют алгоритм действия группы в целом и каждого члена группы в отдельности.

Знакомство с организационно-деятельностными схемами начинается ещё в 1 классе при организации парной работы, а потом при организации групповой работы. При комплектовании групп педагогу нужно помнить, что четырех человек в группе достаточно, чтобы все ее члены могли проявить себя в работе. Сначала необходимо ознакомить учащихся с каждой организационно-деятельностной схемой работы в группе.

Схема 1. подходит для выполнения заданий проблемной, исследовательской и творческой направленности, когда все «равноправны». Например, на уроке литературного чтения, когда группе предлагается сочинить продолжение сказки. Участники пытаются сделать все возможное для выполнения задания. Дети назвали эту форму групповой работы «Мы – команда!».

         Схема 2. Работа в группе происходит в парах сменного состава. Этой формой работы целесообразно пользоваться, когда необходимо освоить какой-то небольшой по объему, но очень важный по содержанию материал (например, правила, написание словарных слов, табличные случаи умножения и т. д.). В результате у каждого члена группы в тетради будет весь объем учебного материала, поделенный вначале между участниками. Например, на уроке русского языка, учащиеся, работая в парах, диктуют друг другу те словарные слова, которые даны у них на карточках, и записывают их в своих тетрадках. В результате этой работы у каждого в тетрадке будут записаны все 12 слов.  Дети дали название этой схеме «Ты – мне, я - тебе». В каждой паре ученики поочередно выполняют две роли.

          Схема 3 показывает такую форму групповой работы, когда какой-то определённый вид деятельности выполняется каждым членом группы поочерёдно. Например, на уроке математики, учащиеся находят значение выражения, состоящего из 4 действий. Первый ученик выполняет первое действие, комментируя и проговаривая его, второй ученик – второе, третий – третье, а четвертый – четвёртое действие. Данная форма групповой работы, во-первых, позволяет каждому члену группы проявить активность, а, во-вторых, действие каждого проверяются тремя другими членами группы, позволяя вовремя выявить и исправить ошибку. Эта схема получила название «Цепочка».

Схема 4. вводится для того, чтобы учащиеся учились определять и различать функции разных членов группы. Так, при выполнении заданий по заданной схеме сначала группа определяет алгоритм действий, а затем один член группы их выполняет. Это может быть, например, моделирование, когда на группу дается только один комплект моделей, работать с которыми может один человек, а остальные будут помогать ему в этом. Чтобы остальных не обидеть, можно сразу оговорить, что для первого задания модель составляет один член группы, а для второго – второй член группы и т. д. В результате выполнения четырех небольших по объему заданий, каждый из членов группы получит возможность побывать в позиции «главного» (ведущего). Например, на уроке окружающего мира группа учащихся может составлять цепи питания лесной зоны. Один выстраивает цепь питания (или фиксирует её), а другие высказывают свои предложения. Эту схему назвали «Один за всех, и все за одного».

     Схема 5 по своей структуре близка к схеме 4, но имеет одно очень важное отличие. Трое учащихся теперь выполняют вроде бы одну и ту же функцию (например, контроля и оценки), но каждый из них отвечает за свой небольшой участок работы). Например, на уроке литературного чтения один читает текст, а трое других членов группы оценивают его чтение. Первый оценивает способ чтения, второй – правильность, третий – выразительность). Из результатов работы каждого из трёх членов группы зависит общая оценка чтения, которую получит читающий. Анной схеме дали название «Пучок».

Схема 6. Данная организационно-деятельностная схема вводится последней, когда учащиеся научатся достаточно хорошо работать в группе. Разные цвета человечков показывают, что каждый из членов группы выполняет свою роль (держит свою позицию) при выполнении одного общего задания. Дети назвали эту схему работы «Мы такие разные». При ее введении оговаривается необходимость каждой позиции, алгоритм действия члена группы, находящегося в данной позиции, оценка его действий. На этапе введения этой схемы (впрочем, так же, как и при введении предыдущих схем) важен не столько тот продукт, который предоставит группа, сколько сам анализ деятельности группы в целом и каждого члена в отдельности в соответствии с той позицией, которую он занимал. Поэтому вводить каждую форму групповой работы лучше на простом предметном содержании, чтобы не страдало освоение предметных умений. Например, на уроке технологии группа учащихся из 4 человек делают чайный сервис. Прежде чем перейти к работе, им необходимо договориться о размере, цвете, рисунке, форме всех предметов, входящих в сервис, а также о том, кто из членов группы какие предметы будет изготавливать. Допустим, один изготавливает чайник, второй – кружечки, третий – блюдца, а четвёртый маслёнку и сахарницу. Схема получила название «Мы такие разные».

     Ниже представлена сравнительная таблица данных форм групповой работы по разным критериям для выявления самой эффективной формы.

схемы

Название схемы

Включённость

Всех в работу группы

Экономия времени, затраченного на выполнение задания.

Объём выполненной работы.

Возможность выбора способа действия или роли)

Выполнение заданий повышенного уровня.

1

«Мы – команда!»

-

+

+

-

+

2

«Ты – мне, я – тебе!»

+

-

-

-

-

3

«Цепочка»

+

-

-

-

-

4

«Один за всех, и все за одного».

-

+

+

-

+

5

«Пучок»

+

+

-

+

-

6

«Мы такие разные»

+

+

+

+

+

     По данной таблице видно, что наиболее эффективной и продуктивной является последняя форма работы, где у каждого члена группы чётко определен свой объём работы. К этому и нужно стремиться, обучая учащихся групповой работе, потому что именно с такой формой сотрудничества они столкнутся во взрослой жизни в своей профессиональной деятельности, работая в коллективе.

Но в школе все представленные выше формы групповой работы имеют место быть на уроках. Но, важно понимать, что одна форма работает на одно, а другая – на другое. И когда педагог это понимает, то и использование групповой работы на уроках будет более эффективным.  

Библиографический список

  1. Педагогический словарь – М.: Академия, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, 2005.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Шнайдер Н.М. Формирование у обучающихся умений кооперации с помощью схематизации» - Журнал «Управление начальной школой», 2013 г № 9.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности

В современном обществе значительно расширяются возможности общения и повышается значимость комммуникативных способностей личности. Это приводит к необходимости использования в системе образо...

Статья "Развитие коммуникативных навыков посредством театра среди детей начальных классов."

В начальных классах ребёнок выходит на новую ступень социализации. Теперь на формирование его мнения, личных потребностей или представления о чём-либо влияют не только семья, но и одноклассники, однош...

Календарно-тематическое планирование по развитию коммуникативных функций речи (фронтальная работа) в 5 классе

Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабослышащих учащихся с вариантом 2.2....

Развитие умений кооперации посредством групповой работы

Описание методики, позволяющий организовать эффективную групповую работу....

Развитие коммуникативной компетентности через воспитательную работу в классе

Буклет, подготовленный к заседанию МО классных руководителей...