Программа научно-исследовательского кружка "Эксперимент"
рабочая программа

Нежибецкая Вита Ивановна

Планирование и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eksperement.docx89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нахабинская гимназия №4»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________ Кондратьева О.В.

30 августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_________ Садовская Т.В.

30 августа_ 2019 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

 Научно - исследовательская деятельность младших школьников

«Эксперимент»

Возраст учащихся – 8-11  лет

Срок реализации – 3 года

Составитель – учитель

Нежибецкая Вита Ивановна

ПРИНЯТО

Заседанием педагогического совета

Протокол №1

от 30.08.2018

Пояснительная записка.

       Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность обучающихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

      Организация  научно-исследовательской деятельности  позволяет развивать у обучающихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда. Позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

      Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, желания углубленно работать с обучающимися по изучению  объектов.

Направленность программы -  естественнонаучная.

      Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

  1. Видеть проблему
  2. Задавать вопросы
  3. Выдвигать гипотезы
  4. Давать определения понятиям
  5. Классифицировать
  6. Наблюдать
  7. Проводить эксперимент
  8. Делать выводы и умозаключения
  9. Структурировать материал
  10. Доказывать и защищать свои идеи

Актуальность программы. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

     Немалую роль играет сам факт выявления обучающихся, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с обучающимся призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, необходимо научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. В этой связи важно, чтобы обучающийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане.

Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.

Образовательные задачи:

-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

-обучать  специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Воспитательные задачи:

-воспитывать культуру общения;

-воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Развивающие задачи:

- развивать познавательные потребности и  способности младших школьников;

 -развитие коммуникативных навыков;

- развивать лидерские качества;

- развивать  креативность.

Отличительные особенности программы:

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений.  Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. 

       Предлагаемый курс рассчитан на  работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Форма обучения – очная.

  Формы и режим занятий. 

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке.

Общее количество в год: 144 ч;

 Режим занятий: 4 занятия в неделю;

 Продолжительность занятий: 1 ч в день.

Сроки реализации – 3 года, 432 часа

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

По окончании курса обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,   умозаключение, вывод;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, защищать свои идеи;

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

У обучающегося будет сформировано:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Будет уметь:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-правильно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формы аттестации для определения результативности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, научно-практические конференции, фестивали.

Способы определения результативности реализации программы и формы   контроля

  Текущий:  защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей.

  Итоговый: защита проектов на научно-практической конференции.

 

Учебно-тематический план

1год

  №/п

Название

раздела

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1

Введение

Техника безопасности. Введение в предмет

1

1

2-6

Тренинг

47ч

Что такое исследование?

Что можно исследовать?

Научные исследования в нашей жизни.

Формулирование темы.

5

2

3

Устный опрос,

решение проблемных задач,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа

7-11

Банк идей. Как задавать вопросы?

5

2

3

12-16

Тема, предмет, объект исследования.

Цели и задачи исследования.

5

2

3

17-21

Как выбрать тему исследования?

5

2

3

22-26

Учимся выделять гипотезы.

5

2

3

27-31

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявление проблем.

5

2

3

32-36

Коллекционирование.

5

2

3

37-41

Что такое эксперимент?

Мысленные эксперименты и эксперименты

 на моделях.

5

2

3

42-46

Выставки творческих работ – средство

стимулирования проектной деятельности

детей.

5

2

3

47-48

Постановка вопроса, поиск гипотезы.

 Формулировка гипотезы.

2

1

1

49-51

Исследо

ватель

ская

практика

90ч

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.

3

1

2

Самооценка обучающихся своих знаний и умений,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа,

тематические кроссворды

деловые игры,

индивидуальные карточки,

собеседование,

реферат,

проект

52-56

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсии в библиотеки).

5

5

57-61

Библиотечное занятие «Знакомство

с информационными справочниками».

5

5

62-66

Экспресс – исследование  «Какие

коллекции собирают люди».

 Сообщение о своих коллекциях.

5

5

67-71

Совместное  или самостоятельное

планирование выполнения практического задания.

5

5

72-76

Коллективная игра.

Выдвижение идеи (мозговой штурм).

Развитие умения видеть проблему.

5

5

77-81

Развитие умения выдвигать гипотезы.

5

5

82-86

Развитие умений задавать вопросы.

5

5

87-91

Обоснованный выбор способа

выполнения задания.

5

5

92-96

Составление аннотаций к прочитанной книге.

5

5

97-100

Учимся выделять главное и

 второстепенное. Как делать схемы?

4

4

101-104

Как подготовить сообщение.

4

4

105-108

Сбор материала для исследования.

4

4

109-112

Обобщение полученных данных.

4

4

113-116

Как подготовить результат исследования.

4

4

117-120

 Коллективная игра – исследование.

Методика  проведение самостоятельных

 исследований.

4

4

121-124

Индивидуальные творческие работы на

 занятие по выбранной тематике.

4

4

125-129

Подготовка к защите.

5

1

4

130-138

Индивидуальная консультация.

9

9

139-144

Монито

ринг

Участие в защитах исследовательских работ

 и творческих проектов учащихся.

4

4

Групповая оценка работ,

защита проектов

Собственная защита исследовательских  

 работ и творческих проектов.

1

1

Научно-практическая конференция

младших школьников в рамках «Научной недели гимназии».

1

1

Содержание курса

Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

-тренинг исследовательских способностей;

-самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во втором и третьем триместрах второго класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям в третьем-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Вводное занятие 1ч

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Техника безопасности на занятиях.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Тренинг 47ч

Теория - 19  ч, практика -28 ч

Темы

  1. Что такое исследование?
  2. Что можно исследовать?
  3. Научные исследования и наша жизнь. Формулирование темы
  4. Банк идей.  Как задавать вопросы?
  5. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования
  6. Как выбрать тему исследования?
  7. Учимся выделять гипотезы
  8. Наблюдение и наблюдательность
  9. Наблюдение как способ выявление проблем
  10. Коллекционирование
  11. Что такое эксперимент?
  12. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
  13. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей
  14. Постановка вопроса и поиск гипотезы.  Формулировка гипотезы.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по темам;

определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию;

работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с   электронным пособием;

Проверка оформления работ.

Исследовательская практика 90 ч

Теория – 2 ч, практика -88 ч

Темы

  1. Составление аннотаций к прочитанной книге.
  2. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
  3. Как подготовить сообщение.
  4. Сбор материала для исследования .
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Как подготовить результат исследования.
  7. Коллективная игра – исследование.
  8. Методика проведение самостоятельных исследований.
  9. Индивидуальные творческие работы на занятие по выбранной тематике.
  10. Подготовка к защите.
  11. Индивидуальная консультация.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием;

правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

письменный отчёт- структура и содержание.

Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики.

Мониторинг 6 ч

Теория –0 ч, практика- 6 ч

Темы

  1. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
  2. Собственная защита исследовательских   работ и творческих проектов.
  3. Научно-практическая конференция младших школьников в рамках «Научной недели гимназии».

Практика: проверка оформления работ, участие в защитах проектов обучающихся, защита своего проекта.

Учебно-тематический план

2 год

№/п

Название

раздела

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1

Введение

Техника безопасности. Введение в предмет

1

1

2-6

Тренинг

47ч

Научные исследования в нашей жизни.

Папка исследователя.

5

2

3

Устный опрос,

решение проблемных задач,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа,

шаблоны-головоломки

7-11

Методы исследования.

5

2

3

12-16

Наблюдение.  Почемучки -  за работу!

5

2

3

17-21

Установление закономерностей. Фокусы из коробки.

5

2

3

22-26

Как научиться приобретать знания?

5

2

3

27-31

Как оценить идеи? Сокровища ума.

5

2

3

32-36

Описательный, субъективный,

воображаемый и оценочный вопросы.

5

2

3

37-41

Метод шести думательных шляп.

Кластер.

5

2

3

42-46

Какие бывают схемы.

5

2

3

47-48

Суждение, умозаключение, выводы.

2

1

1

49-51

Исследовательская

практика

90ч

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

3

1

2

Самооценка обучающихся своих знаний и умений,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа,

тематические кроссворды,

деловые игры,

конкурсы,

индивидуальные карточки

собеседование,

реферат,

проект

52-56

Учимся работать с книгой.

5

5

57-61

Учимся работать с научным текстом.

5

5

62-66

Практические занятия по использованию метода анкетирования и опроса.

5

5

67-71

Учимся работать с папкой исследователя.

5

5

72-76

Один взгляд и ключ найден.

5

5

77-81

Практические занятия по проверке

 собственных гипотез.

5

5

82-86

Учимся оценивать идеи.

5

5

87-91

Учимся строить схемы.

5

5

92-96

Необычный  дизайн.

5

5

97-100

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

4

4

101-104

Для любителей приключений.

4

4

105-108

В страну Вымышляндию.

4

4

109-112

Художник на обеде. Мы – за него!

4

4

113-116

Собери научные сокровища.

4

4

117-120

Без чего не обойтись.

4

4

121-124

Мир интересностей. Найди свою идею.

4

4

125-129

Мини-курс «Слово слово родит, третье само бежит»

Слово быстрее ветра, сильнее ружья.

Тайна великих открытий.

За работу словоделы.

5

1

4

130-138

Мини- курс «Загадки философского камня»

Мини-курс «Все ли считают одинаково»

Мини-курс « В споре рождается истина»

9

9

139-144

Монито

ринг

Консультационная работа по проведению

 самостоятельных исследований

Индивидуальная работа по планированию и

 проведению самостоятельных исследований.

4

4

Групповая оценка работ,

защита проектов

Научно-практическая конференция

младших школьников в рамках «Научной недели гимназии».

2

2

Содержание курса

Вводное занятие 1ч

Определение коммуникативных умений учащихся. Техника безопасности на занятиях.

Практика:  опрос

Тренинг 47ч

Теория - 19  ч, практика -28 ч

Темы

  1. Научные исследования в нашей жизни. Папка исследователя.

Работа в группах с энциклопедией «Почемучка». Проведение игры «Угадай предмет». Постановка проблемы. Работа в группе «Способы решения проблемы». Когда предмет легко узнать? Выводы. Беседа с использованием компьютерной презентации «Что такое исследование»

  1. Методы исследования.  

Способы познания окружающего мира. Презентация « Как мы познаём мир». Познавательная беседа  по организации исследования «Как составить план работы». Игра «Цветное дерево».

  1. Наблюдение.  Почемучки за работу!

Найди пропажу. Развивай быстроту реакции (работа с числами). Живая картина. Игра «Что изменилось в круге?».

  1. Установление закономерностей. Фокусы из коробки.

Зайчики из пальчиков. Фокусы из коробки.  Приключения в лабиринте. Игра «Кляксы».

  1. Как научиться приобретать знания?

 Игры «Шифровальщики». «Фотограф».

  1. Как оценить идеи? Сокровища ума.
    Грамматическая арифметика. Восстанови рассказ. Найди общее название. Игра «Два капитана».
  2. Описательный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы.

Что такое вопрос. Виды вопросов. Установление соответствия вопросительных слов к видам вопросов. Учимся задавать разные вопросы.

  1. Метод шести думательных шляп. Кластер.

Знакомство с методом шести думательных шляп. Использование метода. Проведение мини-исследования с помощью метода шести думательных шляп. Знакомство с кластером. Составление кластеров.

  1. Какие бывают схемы.

Понятие «схема текста». Знакомство с видами схем. Игра « Дом с колоннами», « Паучок».

  1. Суждение, умозаключение, выводы.

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.

Исследовательская практика  90 ч

Теория – 2 ч, практика -88 ч

Темы

  1.  Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Познавательная беседа «Как узнать что-то новое самому». Составление плана исследования. Самостоятельная исследовательская практика. Составление доклада. Выступление двух активных ребят с докладом. Обсуждение доклада. Вопросы к докладчикам.

  1. Учимся работать с книгой.

Беседа «Книга – источник знаний».  Знакомство со структурой книг. Правила работы с книгой. Беседа с библиотекарем.

  1. Учимся работать с научным текстом.

Понятие «научный текст», его особенности. Пересказ научного текста. Преобразование художественных и научных текстов.

  1. Практические занятия по использованию метода анкетирования и опроса.

Методы анкетирования и опроса. Практикум  по группам «Учимся анкетировать», «учимся проводить опрос». Как обработать и представить результаты.

  1. Учимся работать с папкой исследователя.

 Презентация индивидуальных папок исследователя. Оформление титульного листа папки по индивидуальным исследованиям. Презентация промежуточных результатов исследования.

  1.  Один взгляд и ключ найден.

Какой фигуры не хватает? Восстанови рисунок по коду. Игра «Колумбово яйцо».  

  1. Практические занятия по проверке собственных гипотез.

 Как рождаются гипотезы. Игра «Давайте вместе подумаем». Слова-помощники при создании гипотез. Упражнения на обстоятельства. Упражнения, предполагающие обратные действия. Создание проблемной ситуации. Выдвижение и проверка собственных гипотез.

  1. Учимся оценивать идеи.

 Создание проблемной ситуации. Постановка и решение проблемного вопроса. Работа с матрицей для оценки идей. Работа в малых группах с целью выдвижения идей и их оценки.

  1. Учимся строить схемы.

 Составление схем текста. Конструирование текста по схемам.

   10.Необычный  дизайн.  

Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении. Дорисуй вторую половину. Совместная история из предложений.

   11. Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

 Аналогия. Сделай равенство верным. Выбери два главных слова. Бег ассоциаций. Игра «Поиск аналогий».

   12. Для любителей приключений.  

Решение задач на спичках. Бег ассоциаций. Перечисли объекты с заданным признаком. Список названий для короткой истории. Игра «Тропинка». Игра в мяч.

   13.В страну Вымышляндию.  

Нарисовать увиденное. Закончить сказку «Колобок» иначе. На что похожи облака. Игра «Испорченный телефон». Игра «Рамки и вкладыши».

   14.Художник на обеде. Мы – за него!

Поиграем в волшебные спички. Нарисуй по клеткам. Художник – на обеде. Мы – за него! Помоги кубику найти кубик. Игра «Возьми и передай».

   15.Собери сокровища.

Собери сокровища. Строим мостики между словами. Рассказ склеился.  Читаем вверх тормашками. Игра «Определи игрушку».

   16. Без чего не обойтись.

Бег ассоциаций. Собери рюкзак в дорогу. Найди подходящее слово. Каверзные задачки для догадливых героев. Буквы, стройся в ряд! Игра «Части тела».

    17.Мир интересностей. Найди свою идею.

Буквы-закорючки скрючились и спрятались. Попробуй их прочитать. Секретный шифр. Задача для знатоков. Умельцы-словоделы за работой. Ребусы. Игра «Разговор обезьяны и крокодила».

   18 Мини-курс «Слово слово родит, третье само бежит»

Фразеологизмы и их значение в русском языке. Употребление фразеологизмов в русских народных сказках. Практикум – замена фразеологизмов словом или словосочетанием в современном русском языке.

   19. Слово быстрее ветра, сильнее ружья.

Спаси слова от Буквоежек! Освободи слова из темницы. Королевское внимание. Повторяем с умом. Капризное эхо. Можешь ли ты делать два дела сразу? Игра «Запретный номер».

   20. Тайна великих открытий.

Таинственное царство растений. Многообразие растений в природе: растения - людоеды, растения – светильники,  растения – индикаторы и др. Строение  растений. Опыты по изменению окраски растений. Откуда появились домашние животные. Животные, которые живут у нас дома. Все ли животные поддаются дрессировке? Опыт по изучению повадок у домашних животных.

   21. За работу словоделы.

Слова с заданной буквой. Составление предложений. Установление причинно-следственных связей. Дорисовать рисунок. Совместная история. Письмо.

   22. Мини- курс «Загадки философского камня»

Мир веществ. Свойства веществ: газы, жидкости, твёрдые вещества, плазма. Опыт по выращиванию кристаллов

   23. Мини-курс «Чудеса человеческого тела»

Возможности головного мозга. Яблоко, которое нельзя съесть. Конструирование пищеварительной системы из подручного материала.

   24. Мини-курс «Все ли считают одинаково»

Решение проблемной ситуации. Как считали в Древней Греции. Понятие о счётных системах счисления. Использование счётных систем в жизни человека. Практикум: перевод из десятичной системы счисления в другие

 

 Мониторинг 6ч

Теория –0 ч, практика- 6 ч

Темы

   1.Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

   2.Собственная защита исследовательских   работ и творческих проектов

3.Научно-практическая конференция младших школьников в рамках «Научной недели  гимназии».

Практика: проверка оформления работ, участие в защитах проектов обучающихся, защита своего проекта.

Учебно-тематический план

3 год

  №/п

Название

раздела

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1

Введение

Техника безопасности. Введение в предмет

1

1

2-6

Тренинг

47ч

Культура мышления

5

2

3

Устный опрос,

решение проблемных задач,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа,

шаблоны-головолом

ки

7-11

Методы исследования

5

2

3

12-16

Научная теория

5

2

3

17-21

Научное прогнозирование

5

2

3

22-26

Совершенствование техники наблюдения

и экспериментирования

5

2

3

27-31

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

5

2

3

32-36

Ассоциации и аналогии

5

2

3

37-41

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

5

2

3

42-46

Умение выявлять проблемы

5

2

3

47-48

Как подготовиться к защите

2

1

1

49-53

Исследова-тельская

практика

90ч

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

6

6

Самооценка обучающих

ся своих знаний и умений,

индивидуальные карточки с заданиями различного типа,

деловые игры,

индивидуальные карточки

собеседование,

реферат,

проект

54-90

Индивидуальная работа по планированию

и проведению самостоятельных исследований

40

40

90-127

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

40

40

128-129

Семинар

4

4

130-144

  Монито

ринг 6ч

         

Участие в защитах исследовательских работ и

творческих проектов учащихся.

5

5

Групповая оценка работ,

защита проектов

Научно-практическая конференция младших школьников в рамках «Научной недели

гимназии».

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

          1

                                                          Содержание курса

Вводное занятие 1ч

Определение коммуникативных умений учащихся. Техника безопасности на занятиях.

Практика:  опрос

Тренинг 47ч

Теория - 19  ч, практика -28 ч

Темы

1. Культура мышления.

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

2. Методы исследования.

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания  тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.  Исследования с помощью новейших информационных технологий.

3. Научная теория.

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

4. Научное прогнозирование.

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).  Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.  Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

5. Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

6. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.  Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

7. Ассоциации и аналогии.

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».  Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов».  Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

9. Умение выявлять проблемы.

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

10. Как подготовиться к защите.

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.  Подготовка текста доклада.  Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

Исследовательская практика  90 ч

Теория – 6 ч, практика -84 ч

Темы

 

1. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

2. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

3. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

4. Семинар.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

 

Мониторинг 6ч

Теория –0 ч, практика- 6 ч

Темы

   1.Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждении

  2. Научно-практическая конференция младших школьников в рамках «Научной недели гимназии».Собственная защита исследовательских   работ и творческих проектов. 

Участие предполагает доклад, презентацию, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Практика: проверка оформления работ, участие в защитах проектов обучающихся, защита своего проекта.

Методическое обеспечение образовательной программы

Методы обучения:

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Форма организации занятий – групповая.

Состав группы – постоянный.

Количество обучающихся в каждой группе – до 20 человек.

Формы организации учебного занятия:

Занятия в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

Занятия, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг,  дискуссия, репортаж, интервью,  диспут.

Занятия, имитирующие деятельность: деловые игры, ученый совет.

Занятия в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, ролевые игры.

              Технологии, методики:

        -уровневая дифференциация;

        -проблемное обучение;

        -моделирующая деятельность;

        -поисковая деятельность;

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм  теоретических занятий:

 1. Беседа с детьми.

 2. Постановка проблемы

3. Выбор темы исследования.

4. Составление плана работы.

5. Изучение литературы, источников.

6. Подготовка текста доклада и средств наглядного представления.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы;

анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Дидактические материалы:

Карточки, опорные схемы,  компьютер,  электронные пособия, образцы изделий, рабочая тетрадь.

Информационное обеспечение программы

Литература

  1. Господникова,  М.К. Проектная деятельность обучающихся / М.К. Господникова,  , Н.Б., Полянина,  Е.И.  Самохвалова. – Саратов: Учитель, 2019.
  2. Кривобок, Е.Б. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся /  Е.Б. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Саратов: Учитель 2019.
  3. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей /  А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников  /   А.И.      Савенков. - Самара: Издательский дом Федоров. – 2018.
  5. Савенков, А.И.  Методика исследовательского и проектного обучения школьников / А.И. Савенков. - Самара: Издательский дом Федоров. -  2016.
  6. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. / В.Ф.  Феоктистова.  – Саратов: Учитель. - 2019.
  7. Щербакова, С. Г.  Организация проектной деятельности в школе: система работы / С. Г. Щербакова [и др.] - Волгоград: Учитель. - 2009.

Для детей:

1.  Савенков, А. И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара:    Издательский дом Федоров. - 2019 .

2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература (Википедия.  Интернет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями ...

Научно- исследовательская работа "Развитие эстетических представлений младших школьников средствами программы по технологии Н.М. Конышевой"

Научно-исследовательская работа на тему  "Развитие эстетических представлений  младших школьников  средствами программы  по технологии Н.М. Конышевой", будет полезна для учителей н...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме «От тайн природы к приметам погоды»

Программа НОУ предназначена для работы над исследованием роли примет в прогнозах погоды для северной территории....

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...