Статья "НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"
статья

Шаталова Светлана Викторовна

   Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере. Одаренные, талантливые дети – это будущее страны. Следовательно, современная школа призвана создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Василенко И.А., Кравченко О.В., Шаталова С.В.

МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1  имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.  Яковлевского района Белгородской области»

 

   Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере. Одаренные, талантливые дети – это будущее страны. Следовательно, современная школа призвана создавать условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей.  Что же такое одаренность? В словаре Ушакова «одаренный» – человек, богато одаренный природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. У Ожегова – «одаренный» – то же, что талантливый. В психологии под одаренностью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающихся с интересом к ним.  Выделяют несколько видов одаренности:  - художественная одаренность – подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности;  - общая интеллектуальная и академическая одаренность – дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию;  - социальная одаренность («социальный интеллект», «организаторские способности») – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.  В работе с одаренными детьми мы выделяем несколько важных направлений: - выявление одаренных детей; - развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности, на внеаудиторных занятиях; - индивидуальная работа с учащимися; - проектно-исследовательская деятельность;

- участие в конкурсах и олимпиадах; - работа с родителями. Для выявления одаренности разработано множество методик. Следует помнить, что существуют методики для педагогов (тест Айзенка на уровень IQ) и психологов (тест креативности Торренса). Для получения более точной и полной картины необходимо собрать информацию из четырех источников: это родители (тест-анкета, методика «Карта одаренности», «Методика общей одаренности»), педагоги, сами дети и психологи. На основании полученных результатов можно строить индивидуальный план развития и прогнозировать результаты. Задачей педагога на следующем этапе является создание условий для развития способностей, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. И здесь крайне важно обеспечить соответствие умственной нагрузки и видов занятий в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Поэтому при выборе технологии работы с одаренными детьми мы выбираем стратегии учебной деятельности, основанные на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. При организации учебного процесса мы руководствуемся следующими принципами: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Особенное внимание в нашей образовательной организации уделяется внеурочной деятельности, так как в ее рамках предусматривается работа с одаренными детьми: создаются проекты, выполняются творческие работы и т.д. Она организуется по пяти направлениям развития личности, заложенным в образовательном стандарте (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор внеурочной деятельности является частью реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося и осуществляется с учетом его потребностей и интересов, пожеланий родителей, рекомендаций педагогов. На занятиях внеурочной деятельностью перед педагогом раскрываются широчайшие возможности выбора форм, методов и средств организации занятия. Здесь ребенок не скован домашними заданиями и отметками, он раскрепощен и обнажен перед нами, его человеческие качества проявляются во всем спектре личности.  В нашей образовательной организации уже 5 лет функционирует научное общество педагогов и учащихся «Эрудит». Целями и задачами научного общества являются:

1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.  

2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

 3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.  

5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

 На начало учебного года создается творческая группа, в которую входят опытные педагоги и креативные учащиеся. Они составляют план мероприятий, определяют сроки реализации проектов.

   На первом этапе педагогами школы под руководством психолога проводится диагностика одаренных учащихся, по результатам которой создается банк одаренных детей.

  На втором этапе выявленных одаренных учащихся привлекают к работе научного общества. Заместитель директора по работе с одаренными учащимися формирует группы по направлениям: гуманитарное, естественно-математическое, лингвистическое, «Маленькие исследователи» – по начальным классам. Каждый научный руководитель со своими учащимися обсуждает тематику исследовательских работ.

        На третьем этапе основными направлениями работы являются: 1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.  

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.  

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.  

4. Организации индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

 5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.  

6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

 7. Подготовка, организация и проведение проектно-исследовательских конференций, турниров, олимпиад.

 На четвертом этапе в марте-апреле на базе школы проводится «Неделя науки», на которой учащиеся выступают со своими исследовательскими работами. Кроме того, наши учащиеся выступают с данными работами на муниципальном и областном уровне. Участие в конкурсах и олимпиадах – это и возможность проверить свои силы и способности, и проявить неординарные качества, узнать новое, выйти за рамки школьной программы. Необходимым и важным условием развития каждого ребенка является психологический климат в семье. Только при поддержке родителей, при их заинтересованности возможно создание благоприятных условий для развития способностей обучающегося. Участие родителей в познавательных, творческих, спортивных мероприятиях сближает родителей, учащихся и педагогов, помогает лучше понять друг друга.  Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий постоянного роста мастерства учителя, педагогической гибкости. Только грамотный, ищущий, творческий, постоянно повышающий уровень своей квалификации педагог, может воспитать по-настоящему талантливого ученика. Только ежедневный, кропотливый, систематический труд приведет к поставленной цели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя начальных классов с одаренными детьми по развитию интеллектуальной деятельности

Предлагаемые задания могут быть использованы для развития активного, творческого мышления младших школьников. Главным принципом является применение полученных знаний в новых, нестандартных условиях, п...

работа учителя начальных классов с одаренными детьми

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...

План работы учителя начальных классов с одаренными детьми

План составлен на 1 год с обучающимися 1 класса....

Система работы учителя начальных классов с одаренными детьми

Одаренные дети – весьма своеобразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети – культурный и научный потенциал нашего общества. От них зависит, как буд...

План работы учителя начальных классов с одаренными детьми.

Актуальность - необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности Выявление одаренных и талантливых детей Анализ особых успехов и достиже...