Критическое мышление в современном образовании детей.
статья

Критическое мышление – это способ мышления, при котором ребёнок ставит под сомнение любую информацию. Одной из основных задач, которые должны быть поставлены перед учителем и воспитателем, является развитие у детей способности думать, рассуждать и отстаивать свою точку зрения, собирать и исследовать информацию о явлениях окружающей действительности, а не только передать им готовые знания. Это имеет решающее значение для их взрослой жизни и успехов в будущем. Что же мы можем сделать для того, чтобы научить  детей мыслить критически? Как способствовать развитию критического мышления в процессе обучения и воспитания? В статье вы найдёте ответы на все эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_moyo.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Критическое мышление в современном образовании детей.

Автор статьи: Лобачева Лилиана Михайловна

Критическое мышление можно определить, как способность ясно и рационально мыслить и понимать логическую связь между различными концепциями и идеями. Это способность развивать независимое и рефлексивное мышление. Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно учиться, а не просто быть пассивным получателем информации. Дети, которые имеют развитое критическое мышление,  ставят идеи и факты под сомнение вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий. Школьники, обладающие способностью критически мыслить, признают и оценивают другие точки зрения, выстраивают обоснованные аргументы, умеют выявлять несоответствия и ошибки в ходе рассуждения, стараются решать возникающие проблемы последовательно и планомерно, размышляют над обоснованием своих собственных убеждений, мыслей и ценностей. Первым шагом для развития критического мышления является оценка информации, которая поступает к нам из окружающей среды. Прежде чем делать то, что мы всегда делали, или принять на веру то, что нам сказали, поразмышляйте над ситуацией. Подумайте о том, в чем заключаются проблема, и каковы возможные пути ее решения.  Если уделять некоторое время оценке ситуации, можно принимать более взвешенные и обоснованные решения. Определение цели, которую мы намерены достичь, имеет важное значение для построения плана наших действий и шагов на пути к осуществлению задуманного. Чем большим количеством информации мы располагаем, тем лучше мы будем подготовлены, чтобы дать правильный ответ.

Необходимо  открыть свой разум для рассмотрения и оценки других точек зрения, которые не совпадают с нашей собственной.         Когда мы сталкиваемся со сложной проблемой, надо разделить ее на несколько частей, нам будет легче оценить и найти решение для каждой отдельной части, а затем, соединив полученные результаты, мы придём к решению основной проблемы. Критическое мышление – это способ мышления, при котором ребёнок ставит под сомнение любую информацию. Одной из основных задач, которые должны быть поставлены перед учителем и воспитателем, является развитие у детей способности думать, рассуждать и отстаивать свою точку зрения, собирать и исследовать информацию о явлениях окружающей действительности, а не только передать им готовые знания. Это имеет решающее значение для их взрослой жизни и успехов в будущем. Важно научить ребят не доверять, не задумываясь, всему, что они читают, видят или слышат из средств массовой информации, от друзей, членов семьи и других источников.   Атмосфера работы в группе подходит идеально, чтобы дети учились думать и  развивали свои мыслительные способности. Когда они находятся в окружении сверстников и работают вместе, они подвергаются воздействию различных процессов мышления, знакомятся с другими точками зрения и мнениями. Так, они учатся понимать и анализировать, как думают другие дети, и приходят к осознанию, что их форма мышления не является единственно возможной. Они также учатся подвергать сомнению свои собственные убеждения и уважать мнение других детей. Творческий подход – это очень полезный навык, который помогает нам найти новые способы решения проблем и оптимальные модели поведения. Создайте детям условия, в которых они должны будут проявить свои творческие способности и решить задание креативно. Дайте школьникам возможность самостоятельно найти различные способы решения задачи, без шаблонов и установленных планов. Чаще задавайте наводящие вопросы, которые помогут ребёнку самому найти решение. Хороший способ для развития критического мышления учащихся – это сравнения и противопоставления различной информации. Эта техника может применяться в отношении любой темы. Чтобы стимулировать критическое мышление детей, предложите им сравнить два метода решения одной и той же задачи, два стихотворения, два задания. Чаще задавайте детям вопросы, требующие размышления и обдуманного ответа, это делает их более внимательными, помогает применять и закреплять полученные знания. Дискуссии являются очень хорошим способом, чтобы заставить детей думать и рассуждать на заданную тему. Это помогает им сформировать свое собственное мнение и уважать мнение окружающих. Эффективный способ развития критического мышления путем обсуждения – это предложить учащимся защитить две противоположные позиции. На своих занятиях в группе продлённого дня я регулярно провожу упражнения для развития критического, активного мышления у школьников и вижу положительные результаты в улучшении успеваемости детей, развитии наблюдательности, внимания, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В МОСКВЕ

В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных ст...