Статья "Творческие задания в начальной школе как средство повышения качества обучения"
статья

Сущевская Нина Дмитриевна

В данное статье я хотела бы обратить внимание коллег на творческие задания как средство повышения мотивации к учению и, как следствие, качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_zadaniya.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания как средство повышения качества обучения

 в начальной школе

Во все времена учителей занимала проблема повышения качества обучения. И сегодня она актуальна как никогда.

Существует большое количество способов повысить качество обучения. Я бы хотела остановиться на использовании творческих заданий на уроках и в домашних заданиях.

Для начала нужно разобраться, что же такое творческие задания. Чаще всего, услышав слово «творчество», мы представляем себе  рисунки, поделки, аппликации и т.д., т.е. скорее то, что относится к искусству, и это не совсем правильно. Давайте обратимся к различным определениям слова «творчество»

Согласно словарю С.И. Ожегова, творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Известный западный психолог Роберт Солсо называет творчество когнитивной деятельностью, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации ("Когнитивная психология").

«Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства».  (Википедия).  

Статья словаря психологических терминов  гласит: «Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».

Сформулируем теперь полное определение творческого задания.

Творческое задание - это поручение человеку осуществить такую деятельность, которая бы раскрыла его субъективные созидательные возможности и привела к образованию им уникального продукта. (Кириченко З.М.)

Конечно, новый продукт можно создать и клонированием, и конвейерным способом, и ксерокопированием, то есть произвести ещё один к уже имеющемуся продукту (переписать, например, упражнение без ошибок). Такого рода задания нельзя назвать творческими, они требуют от человека предполагаемого (типичного) результата. Поэтому в данном определении уместно использовать слово «уникальный», а не «новый».

Творческое задание – это  задание, не предполагающее один верный ответ.

Что мы понимаем под творческими заданиями? Прежде всего, это такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизведения  информации, а творчества, поскольку они содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют несколько «правильных ответов». Причем, часто этот самый «правильный» ответ неизвестен даже педагогу.

Какие творческие задания возможно применять на уроках практически по каждому предмету? Подготовка доклада, различные сочинения, выступления, исполнения роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса.  Эти задания известны и привычны детям, но их нужно несколько оживить, чтобы добиться повышения мотивации и, как следствие, повышения качества образования.  

Вот несколько примеров творческих заданий.

Варианты заданий

  • Что случилось бы, если бы в сказке о курочке Рябе золотое яичко не разбилось?  - дети придумывают альтернативный вариант завершения сказки, но должны опираться на первую часть сказки, т.е. лучше рассмотреть детали повествования. Кроме того, так они лучше поймут мораль сказки, а не просто проговорят её.
  • Придумать образ для буквы в словарном слове. Учащимся необходимо "оживить" букву, создав её "образ" в конкретном слове. Например: буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой: А В Т О М О Б И Л Ь   Ш О С С Е.

Так не имеющее никакого отношения к ребенку словарное слово наполняется его идеями, закрепляется в памяти его личными яркими ассоциациями.

  • Нарисуй животное, которое живёт на планете, где очень много хищников.  В этом задании обучающемуся помимо творчества необходимо проявить все свои знания о механизмах, используемых земными животными для защиты от хищников.  В процессе некоторые дети могут прийти к тому, что рисунка недостаточно, и начинают  тут же писать пояснения об образе жизни  и уловках таких животных.

Рассмотрим подробнее, для чего использовать творческие задания.  Какую пользу они несут ученикам? И что полезного сами ученики видят в творческих заданиях?

В одной из школ Сургута провели анкетирование и выяснили, что ученики и учителя думают о творческих заданиях.

Творческие задания позволяют  по мнению

учеников:

учителей:

Узнать много нового

Проявить фантазию

Работать над свободной темой

Получить «снисходительную» оценку или получить дополнительную хорошую оценку

Проявить себя

Получить удовольствие от работы в группе

Легче запомнить материал

и многое другое.

Научить работать в информационном пространстве

Формировать самостоятельность

Расширить кругозор

Закрепить знания

Повысить мотивацию

Дать возможность самореализоваться

Развить коммуникативные навыки

Научить выделять главное из общей информации

Привить интерес к предмету

Всесторонне развивать личность

Индивидуально подойти к обучению

Плюсов множество, они могут меняться в зависимости от формы задания. Но самые главные, на мой взгляд -  это повышение мотивации обучающихся за счёт их личной вовлеченности и возможность для них максимально проявить свои таланты, способности, реализовать  скрытые возможности.  Это особенно важно для тех ребят, которые пока неуспешны в учебе. Часто такие задания как раз становятся первой ступенькой на пути к успеху.

Международные исследования говорят о том, что российские школьники часто обладают широкими академическими знаниями, но с трудом применяют эти знания на практике, в жизненных ситуациях, не всегда могут использовать свои знания в каких-то дискуссионных вопросах. Эту проблему как раз может решить использование творческих заданий, ведь решая проблемы, требующие творческого подхода, мы мобилизуем все свои силы и знания, используем все материалы и знания, какие нам доступны.

Любое творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл обучению, мотивирует к получению новых знаний.

Если творческое задание направлено на то, чтобы выполняющий его ученик усвоил новый материал, предусмотренный темой урока, то ребёнок непременно приобретает опыт созидательной деятельности, к тому же отрабатывает навыки использования ранее полученных знаний.

Бесспорное преимущество творческих заданий в том, что они многофункциональны, причём функции «не притянуты извне», а логически взаимосвязаны.

Если творческие задания имеют столь мощный и многогранный положительный эффект, почему же мы не всегда точно понимаем, что собой представляют творческие задания, и редко используем их на уроках? Здесь мнения опрошенных учеников и учителей из Сургута совпадают:

  • творческие задания требуют много времени;
  • не всегда для них находится вдохновение, т.е. не всех учеников можно замотивировать таким заданием;
  • такие задания сложно оценивать учителям (оценка часто завышается, чтобы не убить в ребенке тягу к творчеству и учению одним махом), и при этом ученики тоже далеко не всегда считают оценку объективной и достаточно высокой, учитывая их старания.

Эти сложности можно обойти, сокращая объем задания, не перенасыщая творческими заданиями учебный процесс и заранее договорившись о критериях оценивания. Часто  основная часть творческих заданий предлагается классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию.

Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в классе.

Прочитав стихотворения о весне в учебнике литературы, мы решили написать свои. Это была первая проба пера, так что далеко не все удалось, но видно, что дети улавливают ритм стихотворений и используют для их написания слова, которые не используют в повседневной речи, либо меняют порядок слов. Такие упражнения помогают закрепить в словарном запасе редко используемые слова, дают ребенку возможность упражняться и экспериментировать с разными речевыми моделями.

Вот одно из лучших стихотворений, его автор – Дима Измайлов:

Март!

Есть три месяца весенних,

Первый – это март.

Снег и лёд растают в марте,

Прилетают птицы в марте.

Март – третий месяц года.

В марте не очень тёплая погода.

Скоро трава позеленеет,

Появляются почки,

Солнце потеплее греет,

И будут скоро цветы.

У марта много старинных названий,

И интересные они.

И много зимующих зверей

На этот день проснулись все.

В этом задании видна многофункциональность творческих заданий – не только упражняемся в языке, но и устанавливаем межпредметные связи.  Это стихотворение так и просится в учебник по окружающему миру.  

В курсе по русскому языку есть тема, посвященная написанию писем, записок и других посланий. Дети никогда так часто не подходят к учителю с вопросом «Как пишется это слово?». Для своих дорогих и любимых людей они стараются написать всё грамотно. Вот фрагмент стенгазеты, которую мы готовили ко Дню матери в 1 классе.

Вот несколько творческих техник, которые я собираюсь попробовать в этом году. С их помощью можно закрепить пройденный материал, посмотреть на него с другой стороны или увидеть новые детали.

 «Угадай, кто это»

Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.

Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:

  • ученик пишет все, что может, про своего «героя», начиная с малоизвестных фактов и заканчивая общеизвестными;
  • одноклассники задают вопросы про загаданного человека или предмет, но только такие, на которые можно ответить «да» или «нет»;

Игра «Журналисты». Те, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаются под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Некоторые ученые считают, что учить творчеству нельзя, что «способность к творчеству – это врожденное качество, присущее лишь немногим» (О.М. Дьяченко). Сколько бы не спорили над этим вопросом, психологи доказали, что, действительно, спонтанное творчество рано или поздно иссякает, поэтому  задача педагога – целенаправленно, осознанно помогать тому, чтобы оно не гасло, а постепенно, но системно развивалось. Тот же Дьяченко считает, что «не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и уж, конечно, не все могут надолго сохранить творческие способности».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

«Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»

//Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности ...

«ИКТ в начальной школе как средство повышения качества обучения »

Роль ИКТ в обучении и воспитании младших школьников...