Использование методических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыка чтения младших школьников
статья

Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое формируется в начальных классах. Для этого на уроках должны быть созданы специальные педагогические условия. Целенаправленное управление обучением чтению -  коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   

Использование методических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыка чтения младших школьников

Умение читать – это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое формируется в начальных классах. Для этого на уроках должны быть созданы специальные педагогические условия.

Нарушение чтения представляет собой весьма распространённое явление в последнее время. Ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений. Чтение вслух несовершенно, невыразительно. Дети с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в учебном тексте.

Существуют ряд причин этого явления, в том числе и социальных – общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг. Поэтому необходимым направлением педагогической деятельности является знакомство с современными педагогическими техниками, опытом коллег для создания системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению -  коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся, которые должны обеспечить:

- совершенствование процесса смысловой переработки текста;

- расширение фиксационного поля чтения;

- развитие антиципационного (предвосходящего) восприятия текста и предотвращения регрессий, т.е. возвращение к прочитанным словам;

- преодоление внешней активной вокализации при чтении молча;

- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;

- развития контроля и самоконтроля при чтении;

- формирование у детей умения воспринимать тексты разных видов;

- формирование у детей способов действий с текстом.

С этой точки зрения интересным вариантом являются ряд приёмов и упражнений, предложенных Л.И. Рудченко [4]. В работе выделяются группы упражнений, направленные:

- на развитие речевого аппарата;

- расширение оперативного поля чтения;

- расширение правильности, безошибочности восприятия текста;

- развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

- развитие скорости чтения вслух и молча;

- развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

- преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Развитие чёткого произношения осуществляется введением чистоговорок и скороговорок. Параллельно ведётся отработка сочетаний гласных и согласных. Упражнения включаются в качестве разминки перед чтением. Вначале проводится артикуляция основных гласных по порядку и в сочетаниях. Следующий этап – сочетание гласных и согласных и «наращивание» согласных.

  1. а, ау, оие, оиуа… 2) ва, ба, ды, мо… 3) рба, рбо, рбу… 4) србо, србу, србы…

Разминку можно выписать на доску, но целесообразнее использовать индивидуальные слоговые таблицы (каждый вариант содержит по 100 слогов). Как показал опыт, чтение подобных таблиц повышает скорость чтения учащихся.

Оперативное поле чтения и память развивают чтение «пирамидки», включающее до 8 слов.

да

дом

друг

доска

дорога

дорогой

директор

Подобные «пирамидки» можно составлять на материале изучаемого текста. В целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух вводится упражнение «Губы» (психологическая установка на беззвучное чтение). Для развития языковой догадки используются тексты без окончания слов. Упражнение «Молния» способствует повышению верхней границы индивидуального диапазона скорости.  Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме чтения с чтением на максимально доступном каждому скорости чтения вслух. Активизировать внимание детей или проверить усвоение пройденного позволяет проведение цифровых диктантов. (0 – если утверждение неверно, 1- если оно верно). Подобные упражнения проводим как на индивидуальных занятиях, так и на уроках чтения.

Совершенствованию навыка чтения способствует использование упражнений, предложенных Кондраниной Т.И. [2]. Задания нацелены на развитие логического мышления, что способствует развитию речи учащихся. Предлагаются задания речевого этикета. В своей работе используем чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов (дом, дом-зуб, дом-зуб-нос, дом-зуб-нос-лес…). Упражнения на расстановку логического ударения сначала в слогах (бя, бя, бя; бя, бя, бя; бя, бя, бя), затем в вопросах и ответах (Это кошка Мурка? Это кошка Мурка? Это кошка Мурка?) В работе с обучающимися мы часто используем чтение текста с распределением дыхания.

Формированию читательской компетенции способствуют и упражнения, предложенные Данилюк Т.В. [1]. Среди них мы выбрали те, которые раскрывают лексическое значение слова, а также направлены на постановку проблемных вопросов , созданию проблемных ситуаций на уроках чтения. Ведь урок чтения не должен быть скучным, поэтому необходимо разнообразить формы его проведения. Это может быть урок-игра, урок-драматизация, урок-проект, урок-исследование, интегрированный урок и т.д. Большое количество упражнений для формирования навыка чтения уже заложено в учебно-методических комплектах. Однако мы стремимся найти изюминку, что-то новое и интересное для реализации методической задумки.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению -  коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию техники чтения учащихся, которые должны обеспечить:

- совершенствование процесса смысловой переработки текста;

- расширение фиксационного поля чтения;

- развитие антиципационного (предвосходящего) восприятия текста и предотвращения регрессий, т.е. возвращение к прочитанным словам;

- преодоление внешней активной вокализации при чтении молча;

- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;

- развития контроля и самоконтроля при чтении;

- формирование у детей умения воспринимать тексты разных видов;

- формирование у детей способов действий с текстом.

С этой точки зрения интересным вариантом являются ряд приёмов и упражнений, предложенных Л.И. Рудченко [4]. В работе выделяются группы упражнений, направленные:

- на развитие речевого аппарата;

- расширение оперативного поля чтения;

- расширение правильности, безошибочности восприятия текста;

- развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

- развитие скорости чтения вслух и молча;

- развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

- преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Развитие чёткого произношения осуществляется введением чистоговорок и скороговорок. Параллельно ведётся отработка сочетаний гласных и согласных. Упражнения включаются в качестве разминки перед чтением. Вначале проводится артикуляция основных гласных по порядку и в сочетаниях. Следующий этап – сочетание гласных и согласных и «наращивание» согласных.

  1. а, ау, оие, оиуа… 2) ва, ба, ды, мо… 3) рба, рбо, рбу… 4) србо, србу, србы…

Разминку можно выписать на доску, но целесообразнее использовать индивидуальные слоговые таблицы (каждый вариант содержит по 100 слогов). Как показал опыт, чтение подобных таблиц повышает скорость чтения учащихся.

Оперативное поле чтения и память развивают чтение «пирамидки», включающее до 8 слов.

да

дом

друг

доска

дорога

дорогой

директор

Подобные «пирамидки» можно составлять на материале изучаемого текста. В целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух вводится упражнение «Губы» (психологическая установка на беззвучное чтение). Для развития языковой догадки используются тексты без окончания слов. Упражнение «Молния» способствует повышению верхней границы индивидуального диапазона скорости.  Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме чтения с чтением на максимально доступном каждому скорости чтения вслух. Активизировать внимание детей или проверить усвоение пройденного позволяет проведение цифровых диктантов. (0 – если утверждение неверно, 1- если оно верно). Подобные упражнения проводим как на индивидуальных занятиях, так и на уроках чтения.

Совершенствованию навыка чтения способствует использование упражнений, предложенных Кондраниной Т.И. [2]. Задания нацелены на развитие логического мышления, что способствует развитию речи учащихся. Предлагаются задания речевого этикета. В своей работе используем чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов (дом, дом-зуб, дом-зуб-нос, дом-зуб-нос-лес…). Упражнения на расстановку логического ударения сначала в слогах (бя, бя, бя; бя, бя, бя; бя, бя, бя), затем в вопросах и ответах (Это кошка Мурка? Это кошка Мурка? Это кошка Мурка?) В работе с обучающимися мы часто используем чтение текста с распределением дыхания.

Формированию читательской компетенции способствуют и упражнения, предложенные Данилюк Т.В. [1]. Среди них мы выбрали те, которые раскрывают лексическое значение слова, а также направлены на постановку проблемных вопросов , созданию проблемных ситуаций на уроках чтения. Ведь урок чтения не должен быть скучным, поэтому необходимо разнообразить формы его проведения. Это может быть урок-игра, урок-драматизация, урок-проект, урок-исследование, интегрированный урок и т.д. Большое количество упражнений для формирования навыка чтения уже заложено в учебно-методических комплектах. Однако мы стремимся найти изюминку, что-то новое и интересное для реализации методической задумки.

Литература

  1. Данилюк Т.В. и др. Литературное чтение 1-4 классы. Формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки. – В.: Учитель, 2011.
  2. Кондранина Т.И. Чтение. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. 1 класс. – М.: Издат - Школа, 2000.
  3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – М: 5 за знания, 2007.
  4. Рудченко Л.И. Чтение. 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия. – В.: Учитель, 2007.
  5. Рыбина А.Ф. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет. Речевой материал, задания, упражнения. - В.: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.

Комплекс упражнений, включает:наблюдение  над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...

Упражнения, направленные на формирования навыка чтения

Как превратить скучное складывание слогов в слова в интересный, увлекательный и результативный процесс? Очень просто! Можно, например, читать слова наоборот или  "по головам", можно по "ногам", "...

Формирование навыков чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...

Формирование навыка чтения младших школьников

Формирование навыка чтения младших школьников...

Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".

Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

Методическое пособие для начальной школы "Формирование навыка чтения младших школьников"

В данном пособии рассматривается проблема формирования навыка чтения у младших школьников. Ключевая роль в решении обозначенной проблемы отводится учителю начальных классов, поскольку именно в начальн...