ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ТЕАТР ЭКСПРОМТ, КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ.
статья (3 класс)

«Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей» - совет доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Для реализации этой задачи я нашла применение на уроках театра экспромт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ТЕАТР ЭКСПРОМТ, КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ  

          Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, даёт огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствует не только развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе, но и способствует укреплению здоровья. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Включение в урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся. Учитывая физиологические и психологические особенности детей, я нахожу такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Совет доктора медицинских наук В.Ф. Базарного: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей». Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

           Использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения. Для реализации этой задачи я нашла применение на уроках театра экспромт.

  Где взять текст сценария для театра-экспромта? Из интернета или придумать самому. Иногда достаточно переделать известную сказку, басню, текст, продумать движения.

            Что такое «экспромт»? Слово «экспромт» означает «быстрый» или «готовый». Всё, что нужно для организации сценки, — это несколько детей, режиссёр с готовым сценарием и табличками с названиями ролей.

             В идеале все дети должны превратиться в актёров, внимательно слушать текст постановки, который зачитывает режиссёр, и выполнять действия своих персонажей. При этом говорить ничего не придётся, максимум — издавать звуки отдельных героев, например, жужжать, как пчела, или выть, как волк. Кому-то из гостей достанется роль занавеса, а кто-то станет декорациями сценки.

            Главное в такой импровизации — не столько содержание, сколько обилие движений и закрывающийся и открывающийся занавес. После распределения ролей ведущему остаётся только выразительно и громко читать текст, а участникам войти в роль и выполнять действия. 

На уроке окружающего мира по теме «Свойства воды» можно   включить такую сценку экспромт:

Снеговик

…Пошел Снег. И в дремучем лесу среди могучих Деревьев поселился Снеговик.

 Он дружил с Вороной, играл с Ветерком и Эхом. Но Снеговик никогда не видел Солнца. Ворона ему рассказывала, какое Солнце доброе и ласковое.  Снеговик очень хотел поздороваться с Солнышком. И вот Снеговик решил идти к открытой Поляне, чтобы увидеть Солнце. Снеговик пробирался к Поляне между деревьями. Деревья мешали ему своими ветками, а Снег скрипел под ногами. Снеговик вышел на Поляну и увидел Солнце.

 Солнце протянуло к нему свои лучики, Снеговик зажмурился от удовольствия. А Солнышко всё больше обнимало Снеговика своими лучами и ласково его грело. Птички пели в лесу. Эхо разносило по ветру их красивое пение, а Ветерок носился между деревьями и щекотал всех. Снеговик был так счастлив. Вдруг Ворона громко каркнула и Эхо разнесло карканье по всему лесу.

Тут Снеговик почувствовал, что с его Носа капает Вода и Нос медленно тает. Снеговик расстроился и заплакал.

 Тут на полянку выскочил Зайчик. Он тоже пришел погреться под лучами Солнышка. Зайчик увидел Снеговика без Носа и решил ему помочь.

 Он вместо Носа подарил ему Морковку. И Снеговик стал таким красивым. Засиял и заплясал от счастья. Так они танцевали с Зайчиком.

 Снег скрипел, Ветерок всех щекотал, Деревья весело покачивали в такт своими ветками. Птички пели. Ворона каркала. Эхо разносила все звуки по лесу.

 А Солнышко всех обнимало своими ласковыми лучами. И все были счастливы…

Вопрос: почему Снеговик почувствовал, что с его Носа капает Вода и Нос медленно тает. (ответ: снег (твёрдое состояние воды) под воздействие солнечных лучей превращается в воду (жидкое состояние воды).

На одном из уроков окружающего мира по темам «Кто что ест?» или «Разнообразие животных» можно   включить такую сценку экспромт:

Красная ягодка

Действующие лица: Красная ягодка. Могучий дуб. Ветер. Комарики (2 чел), Шмель. Медведь. Заяц.

На зеленой опушке леса рядом с МОГУЧИМ ДУБОМ росла КРАСНАЯ ЯГОДКА.    Она весело кивала своей красной головкой то влево, то вправо, потом поднимала свои листики вверх и весело встряхивала ими.    МОГУЧИЙ ДУБ махал ягодке в ответ своими ветками.      Вдруг на полянку прилетел проказник ВЕТЕР.   Он закружил возле КРАСНОЙ ЯГОДКИ, стал на нее дуть.    КРАСНАЯ ЯГОДКА закачалась на своей тонкой ножке.    ВЕТЕР закружился вокруг МОГУЧЕГО ДУБА, ветки дуба закачались. Потом ВЕТЕР улетел, громко свистнув на прощание. КРАСНАЯ ЯГОДКА облегченно вздохнула, но к ней подлетели два КОМАРИКА.    Они тоненько пищали и кружились вокруг, пока у КРАСНОЙ ЯГОДКИ не закружилась голова.   Потом КОМАРИКИ сели покачаться на ветках МОГУЧЕГО ДУБА.   Тут вернулся ВЕТЕР, стал дуть на КОМАРИКОВ, те с писком полетели прочь, а ВЕТЕР помчался за ними.    Неожиданно на полянку выскочил ЗАЯЦ.    У него были длинные уши и косые глаза. Он весело скакал возле МОГУЧЕГО ДУБА, потом убежал прочь.    Тут на полянке появился веселый полосатый шмель, он громко жужжал, кружился вокруг КРАСНОЙ ЯГОДКИ, снова жужжал. Потом ШМЕЛЬ тоже покачался на ветках МОГУЧЕГО ДУБА. Устав, ШМЕЛЬ лег отдохнуть под листики КРАСНОЙ ЯГОДКИ и уснул. КРАСНАЯ ЯГОДКА весело покачивалась на тонкой ножке, кивая красной головкой.    Но вот на поляну приковылял лохматый МЕДВЕДЬ.   ОН громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. ВОТ МЕДВЕДЬ подошел к МОГУЧЕМУ ДУБУ и стал тереться спиной о него.   МОГУЧИЙ ДУБ зашатался. Тут МЕДВЕДЬ увидел КРАСНУЮ ЯГОДКУ.  ОН подошел, наклонился над ней, и КРАСНАЯ ЯГОДКА затрепетала.   НО МЕДВЕДЬ не торопился ее срывать.    Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый ШМЕЛЬ, и чуть не раздавил его. ШМЕЛЬ взвился и со всего маха впился МЕДВЕДЮ в нос.     МЕДВЕДЬ заревел и бросился наутек.    ШМЕЛЬ не отставал, пока МЕДВЕДЬ не убежал с полянки.    И вновь на полянке кружился ВЕТЕР, на тонкой ножке качалась КРАСНАЯ ЯГОДКА, шумел ветвями МОГУЧИЙ ДУБ, летали с писком веселые КОМАРИКИ, скакал косоглазый ЗАЯЦ. И лишь вдалеке ревел МЕДВЕДЬ.

Вопрос: почему полосатый шмель громко жужжал, кружился вокруг КРАСНОЙ ЯГОДКИ? (ответ: опыление).

На уроке окружающего мира по теме «Наше питание. Проект «Школа кулинаров» можно   включить такую сценку экспромт:

Щи
Роли:
кастрюля - гримасничает,
мясо - довольно улыбается,
картошка - держит пальцы веером, шевелит ими и смеется,
капуста - меланхолично смотрит на окружающих, не разделяя общее оживление,
морковь - прыгает с фигушками на руках,
лук - смотрит злобно, самодовольно и всех щиплет,
скорода с жиром - шипит, когда к ней обращаются,
холодильник - радушно и щедро раскрывает руки-дверцы,
вода из под крана - изображает нечто ехидное и мерзкое,
хозяйка - женщина рассеянная, но очаровательная.

Когда все игроки приняли свои позы и мимики, ведущий начинает читать текст:


Однажды хозяйка кастрюлю нашла,
В ней щи приготовить решила она.
Воды из- под крана в нее налила,
Мясо пустила, огонь развела.
Хотела на терке морковь натереть,
Та палец свернула - больно смотреть.
Хозяйка решила почистить ее,
Морковка вздохнула: "Опять, ещё!"
Морковь в холодильнике нужно держать,
Она и не вздумает вас обижать.
Хозяйка взялась за картошку тогда.
Ведь щи без моркови совсем не беда.
Картошка в лукошке в духовке жила.
Ростками покрылась картошка, и вся
Скукожилась, будто ей лет …..десят.
Хозяйка взглянула, ей горестно стало,
О щах без картошки она не слыхала.
Хозяйка достала вилочек капустный.
От вида капусты ей сделалось грустно.
Капуста, картошка, морковка - беда.
Хозяйка о щах уж мечтать не могла.
Но лук, о котором она позабыла
(Его на балконе в коробке хранила),
Лежал и оранжевым боком светился,
Он гордый был тем, что один сохранился.
И вот он искрошен, изжарен, посолен,
В кастрюлю закинут, собою доволен.
И пусть же со щами обед провалился,
Зато вкусный луковый суп получился!

Задание: записать рецепт по приготовлению щей.

На уроке окружающего мира по теме «Мы и наше здоровье» (о правильном питании) можно   включить такую сценку экспромт:

Миниатюра «Утренняя каша»

Мама в роли дочери, сидит за столом. Сын/дочь в роли мамы в фартуке.
Реквизиты: каша в тарелке, ложка.

Дочь: Что на завтрак? Снова каша?

Мама: Да, полезный Геркулес.

Дочь: Я не буду ее есть.

Мама: Каша силы придает! Быстро ею наполни рот!

Дочь: Дай мне лучше бутерброд!

Мама: Ну, давай, по ложечке. (Дает с ложки кашу в рот). Это чтобы сильной быть. (Дочь сидит с надутым ртом, кашу не глотает, головой мотает). Чтобы быть красивой! (Глотает. Следующую ложку дочь не дает в рот положить, рот не открывает, головой мотает. Кашей пачкаются щеки и рот).

Дочь: Надоела каша! (Мама быстро засовывает ложку в рот).

Мама: Умной и счастливой! (Открывает рот, глотает). А как кашу прожуешь, сразу на улицу пойдешь.

Дочь проглатывает кашу и убегает.

Мама: Ох уж эти уговоры, из-за каши споры, ссоры (Утирает лоб, качает головой). Столько сил надо убить, чтоб ребенка накормить.

Вопрос: почему мама кормит девочку кашей? Какое значение для здоровья играет каша?

На уроках литературного чтения по изучению басен И.А. Крылова можно   включить такие сценки экспромт:

  1. Сценарий сказочный «Слон и Моська»
    Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 2 до 4.
    Действующие лица:
    Слон
    Моська
    Барбос
    Рассказчик 
    На сцене слева дом, справа забор. На втором плане городской пейзаж. Из-за дома слева выходит Слон и, помахивая хоботом, не спеша под музыку, идет к правой кулисе.
    Рассказчик 
    По улицам Слона водили,
    Как видно, напоказ –
    Известно, что Слоны в диковинку у нас –
    Так за Слоном толпы зевак ходили.
    Рассказчик хлопает в ладоши, приглашая Слона к выступлению. Слон останавливается посреди сцены, под музыку надувает хоботом воздушный шарик и начинает подбрасывать и ловить его хоботом. Рассказчик и зрители аплодируют. Слон чинно раскланивается и протягивает Рассказчику шляпу. Тот бросает в нее горсть мелочи. Слон медленно идет дальше.
    Рассказчик 
    Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
    Увидевши Слона, ну на него метаться,
    И лаять, и визжать, и рваться,
    Ну, так и лезет в драку с ним.
    Из-за правой кулисы с визгливым лаем выскакивает Моська. Она подбегает к Слону, наскакивает, отскакивает, лает. Слон продолжает идти, как шел. Из-за забора выходит Барбос. Он хватает Моську за шкирку и пытается оттащить в сторону. Моська захлебывается лаем и упирается. Наконец, Барбос всё же оттаскивает Моську к дому.
    Барбос 
    Соседка, перестань срамиться!
    Опомнись! Что за стыд! Тебе ль с Слоном возиться?
    Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед
    И лаю твоего совсем не примечает!
    Моська (гордо)
    А я, Барбос, на то и не серчаю.
    Вот это мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки.
    Пускай же говорят собаки:
    "Ай, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!"
    Моська со звонким лаем снова бросается вслед Слону. Слон и Моська скрываются за забором. Барбос, покачав головой скрывается за домом.
    Рассказчик 
    Вот так и люди думают порою,
    Что склочный нрав их выведет в герои,
    От "подвигов" их шуму ого-го,
    На деле ж – ровным счетом ничего.
    Конец.

  1. Театрализованная игра по басне И. Крылова «Ворона и лисица»

Исполняется в двух лицах, текст слов, как в оригинале. Добавить юмористические нотки можно в костюмы лисы и вороны. Например, лисицу можно представить в образе лесной грабительницы. В конце басни в ответ на просьбу лисицы спеть, ворона вынимает сыр из клюва и произносит: «Пою достойно баритоном и фальцетом в Большом Театре. Здесь не место для концерта».

На уроках литературного чтения при изучении темы «Зарубежная литература» можно   включить такую сценку экспромт по мотивам сказки Алана Милна «Поход за мёдом».

Действующие лица
: Винни-пух, Пятачок, Мед, Пчелы( 3-5 человек), Воздушный шарик, Травка.


Винни-пух вышел из дома и, зевая, отправился за Медом, который, как вы знаете, надежно охраняют Пчелы. Пчелы жужжали и суетились, но не давали Винни-пуху дотронуться до Меда. Тогда Винни-пух позвал Пятачка, который гулял со своим любимым Воздушным шариком. Воздушный шарик был большой, но легкий, поэтому Пятачок с легкостью подкидывал его то одной рукой, то двумя, то коленом, то головой. При этом Пятачок весело похрюкивал и смеялся. Винни-пух, увидев такую картину, отобрал Воздушный шарик у Пятачка и стал дуть на него так сильно, что тот завертелся, как юла, поднялся в небо и улетел. Винни-пух и Пятачок стали думать, как достать Мед, при этом почесывали затылки друг другу. Они решили изобразить бабочек и стали подкрадываться к Меду. Но Пчелы не дремали, они стали подлетать к Винни-пуху и Пятачку все ближе и ближе, при этом издавая страшное жужжание. Тогда друзья решили притвориться спящими, они улеглись на Травку и засопели. Травка была такая мягкая и шелковистая, она нежно приняла друзей в свои объятия. Но вот одна Пчела подлетела к Винни-пуху и ужалила его прямо в нос. Тот высоко подскочил и хлопнул Пчелу своей огромной лапой. Тогда все остальные Пчелы набросились на друзей и начали жалить их во все доступные и недоступные места. Винни-пух и Пятачок как могли отбивались, при этом Винни-пух громко охал, а Пятачок визжал как резанный. В неравной борьбе победу одержали Винни-пух и Пятачок, раскидав Пчел по Травке. Путь к Меду был свободен, и друзья, протянув лапы к Меду, прилипли к нему. Пчелы вновь бросились в атаку, а Винни-пух и Пятачок стали убегать вместе с Медом. Они визжали при каждом налете Пчел, но были страшно довольны тем, что Мед оказался в их лапах!

На уроке литературного чтения при изучении темы «Устное народное творчество. Проект «Сочиняем волшебную сказку» можно   включить такую сценку экспромт.

Театр экспромт. В Тридевятом Царстве.  

В Тридевятом Царстве, распрекрасном государстве жили были Царь и Царица, кто у нас царь и царица? (вызываем двух человек)

Царь и Царица очень любили свою доченьку Василису Прекрасную, (Кто у нас Василиса Прекрасная?

Как они любили свою дочку покажите!)

У Василисы была служанка Рамона. (Кто служанка Рамона?)

И Рамона любила Василису, (покажите, как она её любила!)

В один день Василиса Прекрасная со своей служанкой Рамоной пошли погулять. Идут, а солнце сияет (кто у нас Солнце, как оно сияет?)

Травка зеленеет, (кто Травка и как она зеленеет?)

Деревья шелестят (....)

Птички поют (....)

А Василиса со своей служанкой Рамоной гуляют (как?),

Тут на поляне увидали пенёк/скамейку (кто пенёк?)

Василиса устала и села на пенёк, а солнце сияет, травка зеленеет, деревья шелестят, птички поют, ручеёк (кто ручеёк и как он журчит

Тут откуда не возьмись Ураган, (кто...)

Налетает Ураган и похищает Василису Прекрасную, унося её с собой.

Служанка Рамона в слёзы, прибегает к царю и царице, падает на колени и говорит: «Прости царь батюшка, не досмотрела!»

Царь и Царица загрустили, так они любили свою доченьку,

Царь подумал, подумал и говорит: «Кто освободит Василису прекрасную, получит пол царства, пол трактора и пол лимона!» (ну а актёры должны ещё раз сказать)

Как раз мимо проезжал Иван Царевич (кто...), на своём коне, (кто...) услышал и вызвал в бой Урагана / Кощея

Ураган налетел, а Иван Царевич его своей Саблей (кто...)

Победил Иван Царевич Ураган,

Царь и Царица развеселились, обняли свою доченьку Василису Прекрасную, выпили они с Иваном Царевичем чайку с тортиком, подарили пол царства и стали ездить на пол тракторе.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Сказка – экспромт для любого праздника "Умей радоваться жизни!"

Суть: Герои получают свою роль и слова на карточках-подсказках. В силу способности исполняют свою роль и при упоминании имени своего персонажа произносят реплику своего персонажа. 

Действующие лица:  

Роза. "Хочется любви!"

Солнышко "Всех согрею!"

Оса "Жу-жу- жу!"

Тучка "Я летаю, я в раю!"

Садовник «Лепо-о-ота!"

Фиалка  «А мне все фиолетово».

 

Текст сказки-экспромт "Умей радоваться жизни!"

Ярко светило Солнце. Одинокая маленькая Тучка радостно летела по небу и, пристроившись рядом с Солнцем, прикрыла его собой. В палисаднике проснулась Красная роза.  Красная роза быстро похлопала ресницами, расправила свои лепестки и мило улыбнулась. Чуть погодя, проснулась ее соседка - соня ФиалкаФиалка сделала небольшую зарядку для шеи и пресса, а потом зевнула. В палисадник пришел СадовникСадовник замер, увидев неземную красоту Розы и Фиалки. Солнце выглянуло из-за Тучки и послало воздушный поцелуй сначала Розе, а потом Фиалке, потом пощекотало своими лучами Садовника, но тут шаловливая Тучка снова закрыла Солнце собой.  Садовник хлопотал вокруг Розы и Фиалки и радовался жизни, тем временем, над палисадником закружила Оса.

   Оса поцеловала макушку Розе, затем Фиалке, а далее, бешено работая крылышками, скрылась за ТучкойТучка перевернулась на другой бок и вместе с Солнцем поплыла в другую сторону. Осе это не понравилось, и Оса с досады ужалила Садовника прямо в щеку. Левую щеку. Щека вспухла, левый глаз затек. Но даже после этого жизнерадостный Садовник потрогал опухшую щеку, увидел прекрасную Розу и Фиалку и улыбнулся. И это немудрено, ведь он был философом. А для философа - жизнь есть огромный палисадник, где много Роз и Фиалок. И это само по себе огромное счастье. И какие бы Осы нас ни кусали, умей радоваться СолнцуЦветамТучке, празднику и жизни, вообще!

 

Артистам – аплодисменты за талант! А сказке за намёк «Давайте радоваться празднику и жизни!»

Обучение в игре и через игру позволяет каждому ученику поверить в свои силы, дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности и сохраняя здоровье учеников.

Литература: 

  1. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6
  2. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.
  3. Использовала    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование поговорок на уроках в начальной школе и их значение в общем развитии учащихся

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, т...

Практическое применение методики Базарного в начальной школе

Семинар  "Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы"...

«Организация повторения изученного материала на уроках в начальной школе, его виды и способы реализации»

Рассмотрены разные формы повторения учебного материала. Каждая из них имеет положительные стороны. Поэтому в начальной школе важно умелое сочетание разных форм, видов повторения и вариантов их о...

Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном и региональном уровне, их применение на уроках в начальной школе»

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здор...

Интерактивная доска и её применение на уроках в начальной школе.

Конспект выступления о возможностях интерактивной доски....

Финансовая грамотность и ее применение на уроках в начальной школе

Финансовая грамотность представляет собой набор знаний и навыков, позволяющих управлять своими финансами, принимать разумные финансовые решения и планировать свое финансовое будущее....