"Кластерное образование в системе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"
методическая разработка

Земских Марина Валерьевна

материалы моего выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_24.08_2.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru

сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru

Доклад

Тема: «Кластерное образование

 в системе взаимодействия

с родителями воспитанников ДОУ»

п. Шоссейное

2018 год

 «Кластерное образование в системе взаимодействия

с родителями воспитанников ДОУ» СЛАЙД №1

  В системе образования в наш современный период произошли значительные изменения. СЛАЙД №2 

Это связано с новой концепцией социального и экономического развития страны, которая ориентирована на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям.

  В контексте развития личности ребенка главную, ведущую роль играет взаимодействие родителей и педагогов, которое позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. СЛАЙД №3

  По мнению ряда российских ученых, педагогов, наилучшим образом для решения этих проблем служит кластерный подход. СЛАЙД №4
 Основоположниками кластерного подхода к организации образовательного процесса являются зарубежные педагоги - новаторы такие как Рензулли Дж.С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е.Ю. В понимании авторов, кластер – практикоориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса.
 СЛАЙД №5 

В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии.
Цели создания кластера: СЛАЙД №6

  • повышение качества образовательного процесса;
  • расширение возможностей дополнительных образовательных услуг;

качество выпускника ДОУ как совокупность компетенций с позиции удовлетворенности участников и потребителей образовательного процесса.

   В кластере системообразующим фактором является педагогический результат, т. е. сам дошкольник.

  На территории Гурьевского городского округа существует 5 образовательных кластеров. СЛАЙД №7

Наш детский сад относится к образовательному кластеру «Школа будущего». Составлена единая система в кластере  «Школа будущего» со следующими образовательными организациями. Вы видите их на слайде. Смею заметить, что расстояние между участниками кластера в некоторых случаях очень велико. И особенности инфраструктуры, скорее всего, не позволят родителям нашего ДОУ возить детей в дальнейшем на учебу в Школу будущего, но это не значит, что вариант такого взаимодействия невозможен. Цель кластера не только вопрос преемственности, но и вопрос качественного взаимодействия. Поэтому в нашем плане, учитывая особенность взаимодействия с родителями как элемента кластера, есть место для планирования работы в этом направлении. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы нашему детскому саду развиваться в разных направлениях, а развитие без обмена опытом невозможно. Поэтому мы будет использовать ядро кластера для развития и самообразования.

Образовательный кластер включает две кластерные плоскости. СЛАЙД № 8

Первая кластерная плоскость — «территория» образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, методическая служба сопровождения).

Вторая кластерная плоскость состоит из различных сред:

— социальной (общественные организации, система социальных учреждений, население района, институт семьи);

— научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры);

— экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг);

— культурной (организации культуры, организации дополнительного образования);

— учреждения здравоохранения и спорта. СЛАЙД №9

  В нашем ДОУ каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.

  Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера — маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.

  Элементы образовательного кластера принимают участие в решении поставленной задачи.

  Состав участников может меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

СЛАЙД №10

 Формирование кластеров в дошкольном образовании — это продолжительный процесс, требующий объединения усилий всех сторон с целью запуска механизмов самоорганизации и обеспечения ее конкурентоспособности, приводящий к повышению результативности деятельности, инициированию инновационных проектов и использованию социокультурных ресурсов для достижения поставленных целей, а также создания условий саморазвития субъектов кластера.

СЛАЙД №11

  В основе процесса образования кластера в ДОУ лежит обмен информацией: сайты, интернет пространство, информационное пространство ДОУ и т.д. по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.

 Для того, чтобы процесс взаимодействия с родителями стал максимально эффективным, необходимо ориентироваться на спектр интересов родителей, который, могу заметить, может быть далек от образования и даже от собственного ребенка.    

 Мы видим, что большинство родителей нашего детского сада имеют странички, например, «В контакте», поэтому мы создали свою, закрытую страницу, СЛАЙД № 12 т.е. попасть туда можно только через проверку администратора. Родители регистрируются в этой группе и получают больший объем информации, фото с мероприятий в детском саду. Мы планируем создать такую же страничку в «инстаграмм» и захватить еще больший родительский контингент. При этом, следует заметить, что увеличилось количество посещений сайта образовательной организации.

Ресурсы, необходимые для образования кластера: СЛАЙД № 13

  • кадровые ресурсы: заинтересованные руководители, творческие педагоги.
  • информационные ресурсы: информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;
  • организационные условия: сетевой проект организации социального партнерства ДОУ с организациями и учреждениями социума. На сайте нашего детского сада есть раздел «социальное партнерство», которое признано, прежде всего, информировать родителей о возможностях широкого взаимодействия детского сада с учреждениями образования и развития детей и вовлекать их, родителей, в этот процесс;
  • материально-технические условия: использование материально-технических ресурсов всех партнеров.

Этапы создания кластера в нашем ДОУ: СЛАЙД № 14

  • 1-й этап — агитация и мотивация потенциальных участников. ДОУ — инициатор встреч для обсуждения идей; Мы проводим организацию, агитацию и мотивацию, проводя совместные выставки, конкурсы, проекты.
  • 2-й этап — объединение деловых усилий участников. Взаимодействие распространяется не только между отдельными участниками, но и между разновозрастными группами, в которых участники объединяются и конкурируют в рамках детского сада, муниципального образования, региона.
  • 3-й этап — разработка стратегии, планов и структуры связей кластеров: анализ проблем всех участников, постановка совместных задач и целей; Т.е вместе с родителями на собрании, как правило, с помощью анкетирования, обсуждений мы решаем направления взаимодействия. Конечно, прежде всего, ориентируясь на их интерес, но стратегически ставя свою задачу. В основном, образовательную.
  • 4-й этап — разработка пилотных (пробных) проектов: отработка технологии взаимодействия. На этом этапе можно привести пример нашего проекта «Лето красное прекрасное! Провели его с тобою не напрасно мы!». Проект был пробным. Задачей являлось построение линии взаимодействия и участие родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. И теперь этот проект по желанию детей и родителей должен иметь продолжение с разной тематикой. А мы же для организации образовательного процесса использовали результат: объединение совместных усилий педагогов, родителей и детей в направлении развития речи и обучения детей презентации.
  • 5-й этап — разработка стратегических проектов: разделение труда, объединение ресурсов, внедрение технологий. СЛАЙД №15

  Ориентируясь на проектную деятельность, был разработан наш общесадовский проект «Колосок наш, расцветай! Мир собою украшай!», который объединил в себя и пробные проекты «Лето красное прекрасное! Провели его с тобою не напрасно мы!», «детский сад будущего», «Ожерелье мира», «Сказкотека», "Чудеса на грядке", "Солнечный огород, посмотри, что растет", "Чудо- грядка". При этом были использованы ресурсы и родительского труда – это взаимодействие в организации площадок для этих проектов, а также самих детей. В данном случае проект «Колосок наш, расцветай! Мир собою украшай!», объединил усилия всех детей детского сада, учитывая их возрастные особенности.

В практике работы нашего детского сада накапливается уникальный опыт по взаимодействию в рамках реализации различных проектов, где сочетаются разные элементы кластера.

  В детском саду я работаю с 2006 года педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности. В рамках годового планирования в учреждении запланированы и проводятся большое количество мероприятий, направленных на повышение качества образовательного процесса, создаются благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формируются основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, дети подготавливаются к  жизни в современном обществе, формируются предпосылки к учебной деятельности.. Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. СЛАЙД №16

  В подготовке, организации, оформлении мероприятий ведущую роль играют активные взаимоотношения руководящего аппарата, воспитателей, педагогов доп. образования, детей и, самое главное, их родителей. Из малого рождается великое.

Мне бы очень хотелось поделиться с Вами опытом работы нашего учреждения взаимодействия с родителями как  элемента кластерного образования.

Осень-это удивительно красивое время года. СЛАЙД №17
Традицией нашего детского сада стали организации выставок поделок на осеннюю тему. Этот год не стал исключением. Выставку назвали "Что у Осени в корзинке?".
Родители наших воспитанников активно принимают участие в подобных выставках, а детишки охотно помогают мамам и папам

День Матери в детском саду СЛАЙД №18
Замечательный праздник постепенно входит в наши российские дома.
Несколько лет подряд мы отмечаем в своем детском саду этот праздник.

СЛАЙД №19

В предверии Рождества, на всеобщих обсуждениях было решено организовать выставку детско – родительского творчества «Рождественский венок» 

СЛАЙД №20

15 марта 2018 года педагоги нашего детского сада прошли обучение в Калининградском областном детско- юношеском центре экологии, краеведения и туризма по программе "Организация исследовательской и проектной деятельности по изучению животных в агросистеме с воспитанниками ДОУ и учащимися начальной школы".
Полученные знания необходимы для организации проектной деятельности с воспитанниками в заданном направлении.
Напоминаем, что наш детский сад с начала учебного года работает над долгосрочным проектом "Юные ученые "Колоска".

СЛАЙД №21

с 10 марта по 15 апреля 2018 года министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области пригласило юных калининградцев принять участие в детском творческом конкурсе «Берегите лес от пожаров»!
Все они награждены грамотами Министерства образования Калининградской области.

СЛАЙД №22
20 марта мы вместе с ребятами и родителями старшей и подготовительной групп побывали на экскурсии в Музее истории Калининградской железной дороги.

СЛАЙД №23

23 марта в музее Мирового океана отмечали день воды. ребята с родителями из нашего детского сада также поучаствовали в праздничных мероприятиях.

СЛАЙД №24

22 марта наше учреждение также приняло участие в фестивале театральных постановок "Сказки детства", тем более, что талантливых детей в нашем детском саду очень много и нам было что показать!Дети подготовительной группы "Радуга" порадовали гостей Фестиваля постановкой музыкальной сказки "Колобок", но на новый лад, к показу которой ребята очень тщательно готовились вместе с педагогами детского сада и родителями.
СЛАЙД №25

2 апреля Стартовала акция совместного творчества детей и родителей «Птичий дом!».
Воспитатели групп принимают работы!

В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ Был разработан масштабный общесадовский проект, реализация которого продолжается до сих пор. СЛАЙД №26
Сам проект
«Колосок наш, расцветай! Мир собою украшай!» стал неким собирательным проектом, потому что включил в себя много разных проектов, разработанных для разных возрастных групп педагогами в соответствии с направлением их работы.
 В этот день ребята нашего детского сада проводили экскурсии для педагогов округа.
 Ребята младшей группы
СЛАЙД №27проводили экскурсию "Витаминная грядка" по лаборатории огородных наук. Ребята подготовительной группы СЛАЙД №28 проводили экскурсию для малышей на тему: "Подземные жители экологической тропы". Ребята старшей группы СЛАЙД №29 пригласили гостей посетить "Ожерелье мира"- центральную клумбу экологической тропы. Средняя группа СЛАЙД №30повела гостей в путешествие "Как мы солнышко искали". Завершило мероприятие СЛАЙД №31 выступление детей старшей группы "Не уроните шарик".

  В процессе творческой работы с детьми мы всегда обсуждаем самые интересные решения и варианты исполнения поставленных задач. В рамках годового планирования у нас намечалась выставка детских рисунков "Детский сад будущего". В процессе работы с детьми выяснилось, что дети смотрят на эту работу шире. У них родилась замечательная идея воплотить мечты и фантазии в объемной форме- сделать объемный макет нашего детского сада "Колосок". СЛАЙД №32 Он был представлен на окружном МО. Ребята постарались сделать его таким, каким он обязательно станет в будущем!
 Т.к. в детском саду реализовывалось несколько проектов, то дети старшей группы предложили создать клумбу «Ожерелье мира»,
 СЛАЙД №33 с которой они уже были знакомы в рамках международного проекта «Сказкотека». СЛАЙД №34 Эту идею подхватили и другие ребята. Между тем, рисунок самой клумбы задан был именно творческим замыслом детей. Клумба создана всеобщими усилиями административного аппарата, родителей, детей и стала главным символом дружбы, любви и доброты.

  Работа над проектом так воодушевила ребят, что даже стала темой выступления СЛАЙД №35 с проектом на научно – практической конференции «В мир поиска и науки» у Рабаданова Арсена. Она прошла 20 апреля 2018 года в МБОУ СОШ «Школа будущего»
Наш детский сад представлял воспитанник подготовительной группы "Радуга" Рабаданов Арсен. Арсену всего 6 лет, но его работа соответствовала всем представленным требованиям. А эти требования, следует заметить, были одинаковы для всех возрастных категорий
И, что самое ответственное в данном моменте, Арсен сам представлял свою работу компетентному жюри и с успехом защитил свой проект. Нужно отметить, что Арсен – мальчик довольно стеснительный и не разговорчивый.  Однако, в процессе работы над проектом, мальчик раскрылся. В работе над проектом ему помогали: мама Рабаданова Юлия Давидовна и сестренка Соня. Направляли и вели работу в нужном направлении педагоги группы.

СЛАЙД №36
 Формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности – это цель современного дошкольного образования.
СЛАЙД №37
Вы видите, что все мероприятия в нашей системе взаимодействия подчинены единой цели всестороннего развития ребенка и формирования его как личности, которая будет социализирована и вполне может презентовать себя. Я говорила об отдаленности нашего учреждения. Но Вы видите, что учреждение вполне мобильно, открыто и может существовать прекрасной площадкой для того, чтобы поддерживать систему кластерного взаимодействия.


Формирование кластеров в дошкольном образовании — это положительный процесс, требующий объединения усилий всех сторон с целью запуска механизмов самоорганизации и обеспечения ее конкурентоспособности, приводящий к повышению результативности деятельности, инициированию инновационных проектов и использованию социокультурных ресурсов для достижения поставленных целей.

СЛАЙД №38

  Система взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ повышает уровень качества образовательного процесса; расширяет возможности дополнительных образовательных услуг; повышает качество выпускника ДОУ. СЛАЙД №39

Список используемой литературы и интернет - ресурсов:

Балалиева О. В. Кластерное развитие дошкольного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/268/ (дата обращения: 06.08.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя ГПД с родителями воспитанников

Организация работы с родителями учащихся начальной школы        Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из...

Перспективный план по взаимодействию с родителями воспитанников группы № 1 «ГНОМЫ» на 2018 – 2019 учебный год

Представлен материал по работе с родителями (законными представителями) в контексте программы "Мозаика"...

Социальная акция как форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Социальная акция как форма взаимодействия с родителями ДОУ....