Новые подходы к планированию уроков
методическая разработка (2 класс)

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_k_plantrovaniyu_urokov.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

-содержание образования: «знаю что» - «знаю как»;

-форма образования: обучение - учебная деятельность;

-позиция ученика: объект обучения - субъект учебной деятельности

-позиция учителя: транслятор - организатор деятельности; наставник - сотрудник; судья - эксперт.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»

Таким образом, можно выделить следующие требования к современному уроку:

1.уточнение образовательного объекта;

2.конкретизация задания;

3.решение ситуации;

4.демонстрация образовательной продукции;

5.систематизация полученной продукции;

6.работа с культурно-историческими аналогами;

7.рефлексия.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Акценты нового стандарта 

-Чему учить? (обновления содержания)

-Ради чего учить?(ценности образования)

-Как учить? (обновление средств обучения)

Структура урока нового знания в рамках деятельностного подхода

Мотивирование к учебной деятельности. Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно:

1.Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);

2.Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

3.Устанавливаются тематические рамки (могу). Сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Данный этап предполагает:

1.Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

2.Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3.Мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4.Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;

Выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1.Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2.Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднений), согласовывают тему урока. Выбирают способ. Строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Включение в систему знаний и повторение. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносится её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов, возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты:

1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

2.планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

3.межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

4.этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

5.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

1.реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

2.системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

3.проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

4.на практике реализовать межпредметные связи;

5.выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Так что же для  нас современный урок ?

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...

новые дети-новый подход к воспитанию

Так как воспитывали нас- в прошлом ! Изменилось время, изменилиси и мы. Понять это можно на уровне молекул....

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

laquo;Плохой учитель    преподносит истину,хороший  учит её     находить»...

Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. "Образование в течении жизни" - вот девиз сегодняшнего дня....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...

Новые подходы к планированию уроков по ФГОС

Новые подходы к планированию уроков по ФГОС. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...