Образовательные технологии.
учебно-методическое пособие

Смирнова Татьяна Петровна

На уроке мною используются различные виды технологий : игровые,проектно-исследовательская технология,информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии.

п/п

Название
образовательной  технологии
(с указанием автора)

Цель использования
образовательной  

технологии

Описание порядка использования  
(алгоритм применения)  технологии в
практической профессиональной

деятельности

Результат использования
образовательной  

технологии

Игровые технологии (К.Д.Ушинский,  Д.Б.Эльконин).

Развитие мышления, памяти , речи, внимания, воображения ,фантазии, познавательной деятельности через воспитание коллективизма, сотрудничества,                общительности, развитие мотивации  учебной деятельности путём расширения кругозора,  

В профессиональной практической деятельности игровые технологии используются в следующих случаях:  

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия, или раздела учебного предмета;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как элементы более обширной технологии;

- как технология внеклассной работы.

Урок с использованием игровых технологий проводится с учётом  определенных правил:

-предварительная подготовка;

-определение методов и средств проведения игры;

-атрибуты игры;

-проведение игры;

-компетентное жюри.

-констатация результата игры;

Реализация игровых приемов осуществляется по следующим основным направлениям:

1.Дидактическая цель ставится перед учащимися  в форме игровой задачи;

2. Учебная деятельность подчинена правилам игры;

3. Учебный материал используется в качестве средства игры;

4.  В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

5.Успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.

Применение игровых технологий

- активизирует познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала.

- способствует успешной адаптации обучающихся к новой ситуации;

- делает процесс познания доступным и увлекательным;

Повышение интереса к учёбе, улучшение и облегчение процесса обучения.

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей.                

Осуществление межпредметных связей, интеграции учебных дисциплин.

Снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения, комфортный психологический климат на уроке.

Информационно- коммуникативные технологии.

(Г.К. Селевко).

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Информационно - коммуникационная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

       К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • презентации к урокам различных типов,
  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Сформированность информационной культуры, умения осуществлять обработку информации.

Сформированность  навыков контроля и самоконтроля.

Повышение мотивации, позитивное отношение к учёбе.

Повышение уровня усвоения учебного материала.

Групповая технология

(А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко,          Н. Гузик, и др.).

Формирование коммуникативной и информационной компетентностей.

1.Класс на  уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

2.Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

3. Группы могут различаться:

-по типу работы (проектирует, решает, исследует проблему), по теме работы,

по уровню сложности заданий.

4 Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Элементы технологического процесса групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания.
2.Групповая работа.
3.Заключительная часть.

Разновидности групповых технологий применяемых в учебном процессе:

1) Нетрадиционные уроки, на которых имеет место разделение класса на группы: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок. 2)Учебная встреча - текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

3)Диспут – при столкновении разных мнений, научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в споре показать истинность той или иной позиции.

4) Групповой опрос - способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

1. Взаимопонимание, умение работать сообща.

2. Взаимное обогащение знаниями учащихся в группе, способствующее максимальному развитию и проявлению личностных качеств ребенка.

3. Обобщение, без которого невозможно развитие речи, коммуникабельности, мышления, интеллекта.

4. Рефлексия, устанавливающая отношение учащегося к собственной учебной деятельности, осуществление самопроверки и коррекция своей деятельности.

Проектно - исследовательская технология (Джон Дьюи).

Формирование активной самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, создание условий для реализации практических познавательных задач.

Стадии разработки проекта:

1. Разработка проектного задания, воспитанники совместно с руководителем выбирают темы и определяют подтемы проекта.

1) Создание творческих групп.

2) Подготовка материалов к исследовательской работе.

3) Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

2. Разработка самого проекта: учащиеся осуществляют поисковую деятельность, руководитель координирует и консультирует их работу.

3. Оформление результатов.

4. Общественная презентация.

5. Рефлексия.

    1) Педагог оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

    2) Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Развитие познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Создание условий для развития исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения).

Повышение мотивации к обучению.

Личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская).

Создание условий для раскрытия личности ученика для поиска своей индивидуальности в процессе обучения.

1.  Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока (план урока).

2.  Использование проблемных творческих заданий.

3.  Создание в ходе урока положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.

4.  Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую).

5.  Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6.  Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7.  Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по – другому.

8.  Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду  параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9.  При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Повышение мотивации к учению, активизация познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников.

Развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников.

Повышение уровня комфортности обучения.

Технология проблемного обучения.

(Ильницкая И.А., Якиманская Н.С.)

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Технологические этапы реализации

технологии.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Создание ситуации противоречия. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

4. Реализация построенного проекта.

Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

5. Первичное закрепление. На данном этапе учащиеся (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учащиеся принимают активное участие в различных школьных и муниципальных мероприятиях (предметные недели, викторины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...