МАСТЕР-КЛАСС «Мультипликация как способ развития познавательной деятельности учащихся»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Милехина Ольга Николаевна

Создание мультипликации как средство развития познавательной активности младших школьников/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Мультипликация как способ развития

познавательной деятельности учащихся»

Учителя начальных классов: Милехиной О.Н.

1. Вступительное слово. Приветствие участников.

2. Теоретическая часть:

2.1 Формирование познавательной деятельности у младших школьников

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программных знаний, но и в том, чтобы развить у них универсальные учебные действия. Особенное значение работа над формированием у детей УУД и познавательной деятельности имеет в начальных классах. Эта работа является фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Но учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить.

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения. Специально построенная система формирования познавательной деятельности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности.

2.2 Создание мультипликации как средство развития познавательной активности младших школьников

С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мультфильм был всегда интересен детям, а в настоящее время, благодаря современным технологиям, его популярность значительно возросла. Стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий. Искусству мультипликации подвластно практически все, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально.

Создание мультфильмов дело очень интересное и необычное. Ведь одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому и показывать другим: и взрослым, и сверстникам. Мы уже имеем опыт создания мультипликационных фильмов. Детям очень нравится данный вид деятельности. Мультфильмы мы создаём во внеурочное время в рамках дополнительного

образования. В каждом предметном разделе ФГОС отражена необходимость использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся: для поиска информации в электронных архивах и ее анализа, для работы с электронными компьютерными лабораториями и презентационными средами. А этому дети должны научиться, иначе они будут чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Учитывая возрастные особенности младших школьников в обучении компьютерной грамотности, целесообразно использовать игровую и проектную деятельность.

Программа студии является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, математики, русского языка. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Главное - заинтересовать ребенка, дать поле для творческой деятельности. А такая форма обязательно заинтересует детей, ведь интересы младшего школьника характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому материалу, который подается особенно ярко и эффектно, привлекая его внимание. А то, что интересно, - и в этом мы недалеко ушли от детей, - всегда усваивается лучше, глубже и радостнее.

2.3 Мультипликация как способ духовно-нравственного воспитания

Исследования отечественных педагогов и психологов показывают, что мультфильмы являются эффективным воспитательным средством, влияющим на поведение детей, их взгляды на окружающий мир, понимание добра и зла. Но зачастую современные мультфильмы не дают детям нужной «пищи для размышления», и направлены исключительно на развлечение, которое не даёт ничего нужного для развития личности. В мультфильме с красивой картинкой не нужно анализировать ситуации, принимать ту или иную точку зрения, делать для себя важные умозаключения. Всё кажется простым и лёгким. Таким образом, зритель, не имея представления о моральных ценностях, в будущем становится человеком, не понимающим важности помощи, труда, человечности.

С приходом информационных технологий в образование открыло различные инновационные направления, что дает возможности расширить объем знаний для учащихся. В работе нашей студии мультипликации часто применяем технологии, которые дают возможность более ярко и доступно показать образы главных персонажей, сюжеты происходящего.

Для этого вначале мы отбираем небольшое произведение, в дальнейшем составляем сценарий, определяем главного персонажа, будь это человек или животное. Главное требование для учащихся, чтобы в сюжете не было сцен насилия и жестокости. Темы для будущих мультфильмов могут быть разными от сказок и до фантазий, также темы, касающиеся школьной программы. Сам процесс имеет свои сложности, работать приходится с пластилином, что дает возможность развить мелкую моторику, почувствовать объем предмета. Проектная направленность студии дает возможность работать как индивидуально, так и коллективно. В работе над мультфильмом педагог ведет контроль и делает корректировку при необходимости.

Итогом всей работы должен стать результат - продукт. В нашем случае анимационный фильм. Презентация мультфильма проходит в школе.

Отличительные особенности нашей студии: занятия дают ребенку возможность создать мультипликационный фильм своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество. Посредством этого развиваются такие ключевые компетентности, как технологическая, коммуникативная, готовность к социальному взаимодействию - то есть, предусматривает развитие у детей готовности выполнять поставленные задачи, используя свой интегративный опыт, знания, умения, психолого-волевые качества; умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В нашей студии дети проходят обучение основным принципам анимации, учатся переводить свои идеи и замыслы на язык мультипликации, используя богатую палитру её изобразительных возможностей, учатся коммуникативным навыкам.

Таким образом, грамотно подобранный сюжет и выполненный мультипликационный фильм помогает учителю развивать познавательную деятельность школьников, а ученикам погрузиться в мир фантазии, расширить его художественные представления; ненавязчиво рассказывает о плохом и хорошем, добром и злом; заставляет поразмышлять над жизненными ситуациями, подталкивает к хорошим поступкам. Не стоит забывать и о выразительных возможностях цвета, пятна, линии, музыкальности, динамичности и в то же время лаконичности мультипликационного фильма. Подводя итог, мы убеждены, что мультипликационное кино может найти широкое применение в воспитательной и образовательной деятельности.

4. Показ мультфильмов «Рождественское чудо», «Притча о божьей коровке», «Как хулиганы стали спортсменами».

5. Практическая часть.

Работа на компьютере в программе Pivot Animator

Этапы работы:

1. Выбор и обсуждение сюжета.

2. Определение и создание главных героев.

3. Раскладка сюжета по кадрам.

4. Создание алгоритма действий персонажа.

5. Просмотр созданного сюжета.

6. Итог мастер-класса. Просмотр получившихся мультфильмов. Обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные математические диктанты как способ развития познавательной активности учащихся 3-х классов на уроках математики.

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить ученик начинает, если у него возникает потребность что-то осуществить. А начинается потребность с проблемы, ...

«Мультипликация как способ развития познавательной деятельности учащихся»

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программных знаний, но и в том, чтобы развить у них универсальные учебные действия. Особенное значение р...

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...

Мастер-класс "Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных классах и в основной школе в работе с детьми с ОВЗ....