Проект Инклюзивное образование
проект

Зуйкова Екатерина Григорьевна

Проект «Доступная среда» предназначен для решения проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

имени Алексея Владимировича Бобкова г. Кемерово

Инклюзивная среда в образовательном учреждении

Составители:

Зуйкова Е. Г.

Кужель М. А.

Кемерово 2020

Пояснительная записка

        Сегодня, около 5% детей школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

        Инклюзивное(интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

        Организация обучения детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа, расположенном по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания  в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками.

        Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для широкого класса педагогов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ОВЗ.

А также образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровления, воспитание; для самореализации  и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект «Доступная среда» предназначен для решения проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность проекта

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» обучается 937 детей. Из них  6 –дети с ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются по общеобразовательной программе (2 ребенка – по программе начального общего образования, 4 – по программе основного общего образования). Для детей с ОВЗ не в полном объеме созданы условия для реализации образовательных потребностей. На сегодняшний день ведется разработка адаптированных программ по обучению детей с ОВЗ. Также педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по данной проблематике.

Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.

Цель и задачи проекта

Цель: создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе МБОУ «СОШ №33» города Кемерово

Задачи:

- создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;

- охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей;

- апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе;

- дать возможность родителям (законным представителям) обучения детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения.

        Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных организациях города Кемерово.

Ресурсное обеспечение проекта

Обеспечение успешности реализации проекта «Доступная среда» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

-материально-техническая база.

        Здание школы четырехэтажное, включающие классные комнаты для обучающихся 1-11 классов. В школе имеются кабинеты информатики, физики, химии, технологии для мальчиков и девочек, лаборантские, большой спортивный зал, малый спортивный зал, кабинет хореографии. А также столовая, административные кабинеты.

        Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски.

        В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

        -учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

        Школа обеспечена  полном объеме учебно-методическим комплексом для реализации адаптивной общеобразовательной программы.

-кадровый состав

Укомплектованность педагогическими кадрами -100%.

Имеют:

Высшее образование – 87%

Средне-специальное образование – 13%

Из них:

С высшей категорией- 86%

С первой категорией – 13%

Не имеют категории – 1%

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ОВЗ

Принципы реализации проекта

1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;

2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;

3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;

4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе     взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;  

5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;

6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;

 7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;

8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;

9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;

10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию  образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Этапы реализации проекта

Этап

Задачи

Сроки

Подготовительный

создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.);

адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;

курсовая подготовка педагогов.

Январь-август 2019г.

Деятельностный (основной)

непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;

коррекционно-развивающая работа;

социальная адаптация;

работа “Родительского клуба”;

курсовая подготовка педагогов.

Август 2019г. – май 2020г.

Рефлексивный

контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;

обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;

составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Апрель-июнь 2020г.

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:

1. В МБОУ “СОШ № 33” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования детьми с ОВЗ.

2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).

5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.

6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.

7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.

8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.

9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МБОУ “СОШ №33” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.

Риски:

Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:

Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.

Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые” учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

В-третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.

В-четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.

В-пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.

В-шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу.

Критерии оценки реализации проекта:

Критерий

Объективно проверяемые показатели

Источники проверки

1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями

1.1. Описание особенностей образовательной среды.

1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.

1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ.

1.4.Стабильные показатели набора учащихся школы.

1.5.Факты научно-методического сотрудничества школы с учреждениями и центрами.

Публикации

Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов

Анкетирование участников образовательного процесса

Приказы о списочном составе учащихся школы

Договоры о сотрудничестве

Планы учебно-методической работы школы

2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

2.1. Динамика эмоционального состояния ребенка.

2.2. Снижение школьной тревожности.

2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе.

Документация психолого-педагогической службы

Результаты диагностик

Наблюдение

3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования

3.1. Увеличение числа педагогов высшей и первой квалификационной категории

3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте

3.3. Участие педагогов в государственно-общественном управлении школой

Результаты аттестации /распоряжения и портфолио педагогов/

Документы о курсах повышение квалификации

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета, Педагогического совета

Анкетирование педагогов

4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ

4.1. Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба

4.2.Участие родителей в государственно-общественном управлении, в жизни школы

Протоколы родительских собраний, Родительского клуба

Протоколы заседаний Попечительского совета, Родительского комитета

Анкетирование родителей

5.Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта

5.1. Проведение семинаров, педсоветов по плану и запросу.

 

5.2.Высокий уровень удовлетворенности профессионального сообщества проведенными семинарами.

Календарный план проведения научно-практических семинаров, педсоветов.

Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы

Заявки на проведение семинаров

Отзывы участников семинаров

Данные о спросе на публикации

Мероприятия по реализации проекта

        Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы

Сентябрь 2019

Администрация

1.2.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы

До 1.01.2020г

Администрация, Рабочая группа

1.3.

Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз

До 1.01.2020г

Администрация, Рабочая группа

1.4.

Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях

До 1.01.2020г

Администрация, Рабочая группа

1.5.

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

До 1.05.2020г

Педагоги

1.6.

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению

По доп. плану

Администрация, Рабочая группа

1.7.

Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

До 1.11.2019г

Администрация

1.8.

Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей

постоянно

Администрация, психолог, привлеченные специалисты

1.9.

Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию

В конце каждого квартала

Администрация

1.10

Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования

В конце каждого квартала

Администрация

1.11

Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении.

По необ-ходимости

Администрация

2. Создание “безбарьерной” среды

2.1

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды:

В течение года обновлять, дополнять

Администрация

 

Оснащение кабинетов лабораторно-учебным оборудованием и наглядными пособиями

 

Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога

 

Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда

 

Сопровождение и доработка программного- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации

2.2.

Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды

по возможности обновлять, дополнять, корректировать план

Директор,

Зам.директора по АХР

 

Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу

 

Оборудование гардероба

 

Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже

 

Оборудование столовой специальными умывальниками

 

Оборудование специальной мебелью читального зала, учебных кабинетов

 

Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов

 

Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии

 

Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК

 

Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием

 

Доступные классы:

• вход в класс без порога;

• широкие проходы между партами;

• оснащение современным оборудованием;

• освещение класса;

• специальная мебель.

3. Работа с родителями

3.1.

Диагностика, анкетирование

В течение года

Администрация, психолог, социальный педагог, кл.руководители, привлеченные специалисты

3.2

Организация родителей в “Родительский клуб”

3.3

Составление / коррекция плана работы Родительского клуба

3.4

Консультации, тренинги

По плану

3. 5

Родительские конференции, собрания

По плану школы

3.6

Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

4. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

4.1

Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях

До 01.10.2019г

Администрация

4.2

Диагностики, анкетирование

Постоянно

Психолог

4.3

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Педагоги, психолог

4.4

Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги)

По плану

Психолог, соц.педагог

4.5

Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий

По плану

Педагоги, психолог

4.6

Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

По плану школы

Педагоги, кл.рук

Педагоги

 

 

4.7

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Участие в семинарах по данному направлению

По плану школы

Администрация

4.8

Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

До 01.10.2019г

Администрация

4.9

Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

По плану

Психолог

4.10

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

До 01.05.2020г

Педагоги

4.11

Индивидуальное планирование работы учителями

Постоянно

Педагоги

4.12

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями

В течение года

Администрация, педагоги

4.13

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений

По плану

Зам.директора по ВР, кл.рук.

4.14

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы

По плану

Администрация

4.15

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов

Май -сентябрь

Педагоги, психолог

4.16

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.)

См. п. 2.

Администрация

4.17

Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей

Постоянно

Администрация, психолог, привл. специалисты

4.18

Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в работу по инклюзивному образованию

Май -сентябрь

Педагоги, кл.рук.

4.19

Мероприятия досугового направления (см. план работы школы)

По плану

Кл.рук., учителя физкультуры

4.20

Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования

2020г. и далее

Администрация, педколлектив

Заключение

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Литература

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Ресурсы Интернета

1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/

2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314

3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Проект «Создание банка игровых материалов для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Описание игрового материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР...

проект "передай добро по кругу" работа по инклюзивному образованию

Проект о совместной работе социально- адаптированных ребят и детей с ограниченными возможностями...

Проект организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с...

Проект "Инклюзивное образование в условиях массовой школы"

. В России запускают программу развития инклюзивного образования. Его структура подразумевает, что гармонично развивающиеся «полноценные» дети и дети с отклонениями в развитии будут посещать одни и те...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...