Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
статья (2, 3, 4 класс)

Асланян. Анжела Ованесовна

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Именно поэтому, в мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, основная задача учителя: Научить ребенка работать с информацией, а это значит  - научить его учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, позволяющее работать с информацией: создавать тексты, электронные таблицы, презентации, графические пакеты и т.п.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Именно поэтому, в мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, основная задача учителя: Научить ребенка работать с информацией, а это значит  - научить его учиться.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Мультимедиа-пособия призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов. При использовании ИКТ происходит одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.


ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.


Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс , но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение и т.д.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Формы использования ИКТ во внеурочной деятельности:

Клуб для детей и родителей «До чего дошѐл прогресс»

Проектная и исследовательская деятельность

Создание фильмов и презентаций

Участие в творческих конкурсах и мероприятиях

Печатные издания

Создание электронной летописи класса

Деятельность, обеспечивающая подготовку к учѐбе и участию в олимпиадах.

Большую роль в процессе внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс отводится взаимодействию учителей, родителей и учащихся. Особенно это касается учащихся начальных классов, где только начинает формироваться умение ориентироваться в информационной среде и нужно умелое руководство взрослых. Однако, начинать такую работу необходимо с родителей. Очень важно познакомить самих родителей с необходимостью использования ИКТ в начальной школе.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности имеет большой воспитательный потенциал. Например, если взять уроки окружающего мира на тему «Признаки весны» (или любого другого времени года), можно использовать и прекрасные ресурсы интернет. Но можно самостоятельно создать фильм на материале своей малой Родины. Для этого понадобиться провести экскурсию и «вооружиться» фотоаппаратом. Затем соединить все фотографии, добавить музыкальное сопровождение, эффекты анимации и фильм готов. Но, результат – не только фильм, а большое воспитательное воздействие, которое оказала эта деятельность на ребят, развивалось умение видеть красоту в привычном, делать открытия в давно известном, беречь природу родного края, воспитывало чувство патриотизма.

Большие возможности использование ИКТ даѐт при проведении внеклассных и школьных мероприятий, делает выступления более яркими, насыщенными, красочными.

Ещѐ одной сферой использования ИКТ во внеурочной деятельности является создание электронной летописи класса. Каждый класс на выпускном вечере получает в подарок диск, в котором собрана вся жизнь класса за 4 года. Традиционно начинает его создание учитель, а с конца 1 класса подключаются дети и родители. Туда входят оформленные детьми творческие работы, созданные фильмы и презентации, папки с фотографиями, проведѐнных мероприятий. Это хорошая и яркая память о годах, проведѐнных в начальных классах.

Бесспорно, большое значение имеет использование ИКТ в проектных и исследовательских работах учащихся, которые выполняются одарѐнными детьми в каждой школе и осуществляются в рамках внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности проводится подготовка к участию в различных конкурсах, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру». Поскольку малое число учащихся имеет выход в интернет, то эта работа ведѐтся в классе. Для этого используются разнообразные тренажѐры. С использованием сети интернет учащиеся получают возможность принимать участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности даѐт следующие результаты:

1.Происходит дальнейшее формирование УУД и информационной культуры младших школьников 2.Происходит формирование всех познавательных процессов у младших школьников

3.Развивает творческий потенциал каждого ученика

4.Создаѐт возможности для осуществления деятельностного подхода в обучении и воспитании

5. Расширяет возможности для индивидуализации процесса обучения и воспитания

Использование ИКТ во внеурочной деятельности в классе позволяет реализовать не только потенциал учащихся, но и потенциал творческих учителей, расширяет сферы деятельности, делает внеклассную работу более эффективной. Формы и направления этой деятельности могут быть самыми разнообразными, всѐ зависит от личности учителя.







Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного процесса. Трудно представить современную школу без компьютерного класса и  трудно представить  современный урок без использования компьютерных технологий, которые могут быть органично включены в любой этап урока – при введении новых знаний, их обобщении и закреплении, во время индивидуальной или групповой работы.

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Поэтому каждый современный  учитель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, так как активное использование компьютерных технологий в процессе обучения   влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. 

    В своей педагогической деятельности компьютер используюа  на различных этапах уроков  математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и, конечно же, на классных часах.

Информационные технологии  использую в следующих вариантах:

 - мультимедийные презентации;

 - тесты и тренажеры;

 - проектная деятельность учащихся;

- создание буклетов

Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты писателей.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

    Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, которые нахожу в Интернете или же  делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.).  Также в практике  использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки.      

Использование тестов и тренажёров позволяет, том числе и психологически,  подготовить детей к тестированию в 4 классе. Тесты могут простые в виде текстов или вопросов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок или изображений. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке.

     Часто на своих уроках я использую кроссворды или ребусы, которые готовлю  сама, либо использую готовые формы.

      Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность.

      Проекты начинаем готовить по темам уже с 1 класса, начиная с недолговременных однопредметных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общеклассным.

Нетрадиционные формы проведения уроков занимают важное место в начальной школе. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Нетрадиционные уроки с применением ИТ заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

       Периодически использую на уроках электронные музыкальные физ.минутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и  снимают нервное напряжение.

Компьютер органично вписывается в образовательный процесс школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Младшие школьники  активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладеют новыми терминами. Это способствует развитию речи. Но самое главное - существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в овладении компьютером позволяют учащимся повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры.

    Также применение ИКТ в начальном образовании позволяет  дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом  их индивидуальных особенностей, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации  личности младших школьников.

Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Преимущества:

- эффективность обучения;

- индивидуализация обучения;

- повышенная мотивация обучения

- активизация познавательной деятельности учащихся

- эффект обратной связи;

- развитие у обучающихся продуктивных функций и психических процессов;

- повышение интереса к изучаемому предмету.

Недостатки:

 - нарушение зрения;

 - проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;

 - компьютерная радиация;

 - компьютерная зависимость.

Поэтому необходимо использовать ИКТ согласно нормам СанПин.

В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого определённый запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...