"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС "
консультация

Семёнова Людмила Иосифовна

 

 

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие

личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у

учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как

источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к

успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его

действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания

развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является

обязательным этапом урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo.docx218.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО начальной школы "Рефлексия как обязательный этап

урока в условиях реализации ФГОС "

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие

личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у

учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как

источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к

успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его

действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания

развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является

обязательным этапом урока.

 

Доклад на ШМО начальных  классов на тему: подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 Семёнова Людмила Иосифовна

                                                          2019 г

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося

способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие

является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в

будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя

самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Самостоятельность.

Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость.

Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность.

Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается.

Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами

других учеников.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на

самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании

трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая

совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее

варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.

Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем

классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это

подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Перспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может: 

 выступать формой теоретической деятельности, способом мышления,  раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.

Следует также различать виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно 

осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой 

и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое 

изображение настроения,  эмоционально-художественное оформление (картина, 

музыкальный фрагмент).

Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

 красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

 жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

 коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания

содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения  (Мне было легче всего… Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти

к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.

Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов 

работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной 

деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных 

работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить 

активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы 

успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) 

можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных

достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности»,

«Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке.

Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою

активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока.

Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было

интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно».

Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс- минус»:

- Понравилась вам такая форма работы?

- Довольны вы результатом своей работы?

- Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

1 Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2 Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3 В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А) да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1 Вы волновались. Почему?

2 Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3 Плохое самочувствие.

4 Не понял объяснений учителя.

5 Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно

предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:

- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

- Квадрат – «хорошо»;

- Круг – «плохо»;

- Треугольник – «совсем плохо»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных

направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они

работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно

оценить по следующему алгоритму:

1 Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2 Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3 Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4 Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: 

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную 

деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной 

деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, 

своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного 

взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную 

деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО.

В своем сообщении делюсь опытом в организации мотивации и рефлексии на уроках. Какие методические приемы мне помогают удерживать интерес,сделать обучение желанным. Как использование ИКТ на уроках позв...

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"- доклад для выступления на педсовете

Материал в помощь учителям для выступления на МО, педсоветах по теме "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"....

Статья "Рефлексия как обязательный этап урока -занятия в условиях реализации ФГОС".

Обобщение и распространение опыта использования элементов дифференцированного подхода в обучении младших школьников в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательных школах....

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является фор...

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия способствует развитию самостоятельности, предприимчивости, конкурентноспособности....

Мастер – класс: Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексиядать представление о классификации рефлексиипоказать конкретные варианты ...