Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".
статья

Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное специальное общеобразовательное учреждение

Запрудненская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Развитие связной устной речи  на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы.»

                                                                        Докладчик: Марьина О. С.,

                                                                         учитель первой категории

                                               2019-2020 учебный год.

Цель программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи преподавания чтения и развития речи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные 
на коррекцию умственной деятельности школьников. 

Основные направления коррекционной работы: 
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; 
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Для формирования полноценного навыка  чтения  и развития речи в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:
  1. Развитие фонематического слуха у детей.  

  2.Развитие  зрительного восприятия.

  3.Развитие дикции.  

  4.Развивитие  смысловой догадки.

  5.Развивитие  навыка  периферического зрения.  

  6.Развитие артикуляционного аппарата.

  7.Развитие зрительной памяти.

Формирование навыков чтения и развитие  речи  у детей с проблемами в развитии осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного.  У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
     Техническая сторона процесса чтения страдает из-за 
незнания букв или нетвёрдого их знания, нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтенияискажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
    Отмечается, что многие ученики часто пользуются 
своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д  - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов. Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
     Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).
     Часто делается 
неправильное ударение, чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура.
     На первоначальном этапе овладения чтением у учащихся наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.

    Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

Правильность

Беглость

Выразительность

Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения — выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

На уроках применяются следующие приемы по развитию речи и  коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида:

1.Звуко-буквенный анализ слов: 
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил 
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

2.Задания на узнавание и вычленение согласного звука:
а) узнавание начального звука в слове; 
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

3. Игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
4. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро-жа, - ма, –та,- га

5. Игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
6. Игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
7. Ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться? 
8. Игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв. 
9. Игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К



Работе над развитием речи  и  выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является 
логическое ударение. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо 
учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.


Основными видами упражнений по развитию речи и формированию правильной интонации являются: 
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировкисказок,стихов.


1. Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:

¬ Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).

¬ Игра “Кто больше?”Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).

¬ Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ:Даша.)

¬ «Звук заблудился». Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей). 

¬ «Узнай звук». Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в     слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля). 

2.Развитие  зрительного восприятия.

Виды упражнений:

¬ Найди лишнее.

Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.

¬ Слоговое лото.
На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например: 
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.

¬ Лесенка.
На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей  на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской. 
бак зуб 
бант зола
булка загар 
блузка звонок 
бабочка зеленый 
больница землянка

¬ Превращение слов – волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).

¬ Из одного слова – несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

¬ В эту же группу включены  специальные карточки –горки и карточки –столбики.

     3.Развитие дикции. 

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Чтение тихо и умеренно:

Арка – арцаарла – арча 
Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно:
гарь – парь– жарь
дверь – зверь – червь 

Чтение  четко и быстро.
гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь 
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР 
вес – весь – весть – вещь 

Отчетливое произнесение  слогов: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы 
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА

       

  Доскажи строчку.Учительговорит начало предложения и просит детей их дополнить.
Ло-ло-ло – как на улице … . (светло) 
Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул) 
Мама Милу мыла мылом, 
Мила мыло не … .(любила)

 Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово? 
. лесень .вёкла
. лакат . калка 
. ровод . колько

 Занимательные модели.
- е – (мел, сел, лес).
Е – – (еда, ели, ела). 
Е – – – (енот, езда, ерши). 
– е – – (леса, села, пела).

Слова – невидимки.
– Я толстоногий и большой. С - - - 
-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
-На мене кузнечики звенят. С - - - 
-А я конечный результат. - - - -
(Ответ: слон, стон, стог, итог.) 

6.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель  заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата.  Используя эти упражнения ,учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

 Работа с чистоговорками:повторичистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро. 
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения. 
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯмоЯ черта.

 Работа со скороговорками.
1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
Лара у Вали играла на рояли.
2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось? 
Иней лег на ветки ели, 
Иглы за ночь побелели.

 Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).

 Используя на уроках пальчиковую гимнастику, педагоги отмечают высокую эффективность и в плане развития речи, подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане  тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции.  Особенности речевого развития у умственно отсталого ребенка проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приемов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью. 

 

Систематическое использование подобного рода заданий и упражнений, безусловно, принесет положительные результаты. У детей более активно идет развитие речи, вырабатывается навык плавного и осознанного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Окружающий мир тема: "Насекомые" 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока имеет подробное описание заданий. физминуток, вопросов....

Календаорно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Учебно- тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням. 1 уровень(для учащихся 1-2 группы) - это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме програм...

Конспект урока по развитию речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Притяжательные прилагательные".

Урок носит закрепляющий характер, необходимо предварительное проведение уроков по ознакомлению учащихся с образованием притяжательных прилагательных. Материал может быть полезен в работе с детьми...

Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Животные севера".

Данный материал может использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и младшего школьного возраста. Основное внимание на уроке уделяется употреблению грамматических форм....

Конспект урока по живому миру для 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Дикие животные: белка"

В данной работе представлен развернутый конспект открытого урока по развитию речи в 3 классе для детей с ОВЗ...