Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми
методическая разработка

Решетникова Дарья Александровна

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

Рекомендации:

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
  2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
  5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
  8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
  9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  10. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) детьми

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение). Внушаемы.

1. Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3. Включать в общественные посильные дела.

4. Хвалить за самостоятельность.

5. Стимулировать личную ответственность.

6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях (отношения устанавливать ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись).

7. Если уровень его притязаний завышен, необходимо определить адекватный.

8. Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.

9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

10.«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

11. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее.

Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

1. Игнорировать истерические реакции.

2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.

3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремиться угодить.

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.

8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.

9. Требует много льгот для себя.

10. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.

12. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

16. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.

Развитие мелкой моторики. (советы психолога воспитателям)


Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.


Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5- 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360%сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была по прочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».


Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».


Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкой: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».


Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».


То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: „Кыш!“.


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

»Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".


Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».


Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры — шнуровки Марии Монтессори:

— развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
— развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
— формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
— способствуют развитию речи ;
— развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши — игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить «игру-шнуровку» — набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке  заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама».

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе сними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная  задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш

С сайта Лены Даниловой (см. в «ссылках для родителей»)
Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелых ручек стать совершеннее?

Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.

Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной вовремя купания.

Дайте ему для игр сыпучие материалы. Если сейчас лето, больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Просеивать через ситечко. Стройте малышу куличики, пусть ломает их ручками или совочком. Ни под каким предлогом не давайте малышу брать песок в рот. Если такое произошло (в первый же раз!!!), немедленно прекратите игру, сложите все игрушки и уйдите из песочницы. Малыш будет огорчен, что его увели. Вы должны очень эмоционально, чтоб произвести нужное впечатление, огорчиться тому, что случилось, сказать, что этого нельзя делать. И вернетесь в песочницу, только после просьб ребенка и договора между вами, что он так больше делать не будет. Если это повторилось, уйдите из песочницы совсем и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо, говорите, что вы сожалеете, что не можете туда пойти, так как малыш ест песок. Довольно скоро он поймет, что этого все-таки делать нельзя.

Если сейчас зима, то сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито. Но если ребенок пытается ее брать в рот, используйте для таких игр соль. Ни одни ребенок не будет добровольно есть соль.

Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Если ребенок уже научился брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели (если не найдете в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жестче, ими сложнее пользоваться). Пастель сухая — очень сыпется, а масляная — то, что нужно. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научиться держать его «щепоткой». В последствии, вам легко будет научить его правильно держать карандаш.

Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только «каляки-маляки», то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. Кроме этого, рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Просите малыша вам помочь, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной вами фигурки своим мелком. Во время рисования, можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно ,обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком.

Не стоит за один «урок рисования» стараться перепробовать все цвета. Каждый раз — новый цвет.

Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.

Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.

Можете также попробовать рисовать с малышом кисточкой, правда, это гораздо сложнее. Купите самую толстую кисточку, которую найдете. Отпилите часть ее ручки, так, чтобы она стала длиной не более 10-12 см. На противоположный щетине конец наденьте резиновую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, случайно ткнув себя ею, не поранился.

Краски можно брать как гуашь, так и акварель (лучше — расфасованную в тюбики, чем сухую). Разведите немного краски до густоты кефира в плоской емкости с невысокими бортиками, чтобы в нее удобно было попадать. Использовать дополнительно воду в процессе рисования не потребуется, так как вы будете каждый раз пользоваться краской только одного цвета.

Посадите малыша в высокий стульчик у стола. Встаньте у него за спиной и, держа его ручку в своей руке, правильно зажав кисточку, начните водить ею по бумаге, предварительно, обмакнув в краске. Не всякий малыш позволит держать свою руку. Если у вас сложилась такая ситуация, дайте ему попробовать рисовать самому или ослабьте свое участие, лишь слегка подправляя положение кисти.

Такие занятия должны продолжать всего две-три минуты. Потом малыш теряет интерес к появлению линий на бумаге, а начинает тискать кисточку всей ладонью, хватать краску, возить рукой по рисунку. Быстро порисовали и быстро перенесли малыша в другое место, но не оставили его одного скучать и кричать о своем желании продолжать процесс, а увлекли другим, не менее интересным делом, предварительно вымыв ручки. А последствия «урока» уберете потом, например, когда он будет спать.

Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две — три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно одевать на палочки и снимать обратно. Такие колечки несложно сделать самим — возьмите пластиковую бутылку с плотными стенками, разрежьте ее поперек на несколько частей. Следите, чтобы края колечек были гладкими, без заусенец. Кроме палочек попробуйте использовать веревочку для нанизывания предметов.

Попробуйте играть с коробками — копилками. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Позже пробуйте дать ему более сложное задание. Сделайте коробку, в которую нужно проталкивать кирпичики или кубики, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталька провалилась в отверстие. Для начала не делайте коробки, в которых на выбор предлагается более двух вариантов деталей. Постепенно усложняйте задачу.

Для развития рук и мышления ребенка можно начать играть с ним в развивающую игру «Рамки и вкладыши Монтессори», подробно описанную в книгах Никитина. Только использовать ее нужно немножко не так, как там рекомендуется, потому что вы будете начинать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено. Желательно использовать игру, сделанную из фанеры или пластика, а не картонный вариант.

Начать можно с показав вкладышей. Для начала возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.

После предварительного знакомства с вкладышами, покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по-разному: «Смотри, вот дырка в виде круга» или «Вот круглая дырка».

Третий этап. Возьмите одну рамку «круг» и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте «окошко», потом снова его откройте, комментируя словами «окошко закрыто, окошко открыто» или «мама закрывает окошко, открывает…». Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Потом сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку.

Через некоторое время предложите ребенку попробовать самостоятельно закрыть самое просто окошко — круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадратным окошками.

Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры.

Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: «это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?». Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не «давай я закрою», а «давай сделаем вместе». И направьте его руку в нужном направлении.

В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.

Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.

Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки «художественные» — с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого (сейчас таких рамок довольно много в продаже). Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вкладывайте сами, только спрашивая его, где чей «домик». Потом, на второй-третий раз предложите вставить хотя бы один вкладыш самому. Если малышу трудно попадать на место, помогайте ему своей рукой.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т. п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т. д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что
агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Влияние семьи на развитие ребенка (консультация для родителей)

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

  • Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
  • Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
  • Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
  • Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Вне сомнений, что именно от родителей зависит, какими будут их дети: станут ли они уверенными в себе, оценивающими свои поступки адекватно, взрослыми людьми, или всю жизнь будут бороться с комплексами, полученными в детстве, увы, не без родительской помощи. Понять, как нужно правильно вести себя, он может только, испытав на себе все модели поведения: и хорошие, и плохие.  Чтобы установить правильное общение с ребенком и добиться его правильного поведения, нужно придерживаться нескольких простых правил: 1. Дайте понять ребенку, что Вы всегда его любите и принимаете таким как есть. Когда Вы говорите детям добрые слова, происходит эмоциональная подпитка, которая помогает им развиваться и создается высокая самооценка.  2. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.  3. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений. 4. Не вмешивайтесь, когда ребенок не просит помощи. Просто поддержите его. Иногда ему нужно получать и отрицательный опыт, видеть последствия своих поступков.  5. Не отказывайте ребенку в помощи из «педагогических соображений», помогите ему, если он не может справиться сам – сделайте это вместе. 6. Ничего не навязывайте, дети сами будут делать то, что им действительно интересно. 7. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями. 8. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь. Часто плохое поведение детей вызвано недостатком внимания со стороны родителей и они любыми способами пытаются добиться его. 9. Показывайте, что Вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных. 10. Не спорьте с ребенком, ведь спор увеличивает расстояние между людьми. Просто спокойно, по-доброму объясняйте свою точку зрения.  11. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребенка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка. Дайте понять ему, что Вы его все равно любите. 12. Чаще говорите «пожалуйста», «спасибо», учите хорошим манерам и правильному поведению на своем личном примере. Самое главное – это такое общение между ребенком и его родителями, когда слова не нужны. Умение сказать без слов – свидетельство истинного и глубокого понимания.

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении. В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности. Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей: Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми. Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз. Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка. Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний. Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.  Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию. Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания. Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания. Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение. Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком. А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер

Гиперсоциальное воспитание или «правильные родители».

     Гиперсоциальный тип воспитания в семье  не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью почитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. Лишь немногие оценив все опытным глазом профессионала  или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: «Что-то здесь не так, уж больно он «правильный», как будто не ребенок вовсе, а маленький «старичок».

    Сделали ребенка таким родители, движимые «благими намерениями»  и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен «план» его развития, в котором родители четко определили основные «вехи»: « плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, кружки, секции те, что попристижнее, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, институт… План м.б. разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей – спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни.

    Подобным образом поступают многие родители, но немногие одержимы выполнением задуманного. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль. Поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения. Баллы, деньги. Подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть «правильным». Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Любовь становится разменной монетой : скушал кашу- любим, не скушал- не любим, и так во всем.

     Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется. Когда ребенок дорастет до школы.

     Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения. 

     Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами «надо», «должна», «необходимо», «обязана» и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышление человека, у которого случилось несчастье. Жесткие правила, усвоенные с детства, он без изменений принес в свою семью и искренне считал, что правила типа «ребенок в 9 часов должен ложиться спать» или «жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи» не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе «родителей»- в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтение принципиальным  и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше.

       Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, м.б. индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств, зависимость от мнения окружающих.

Эгоцентричное воспитание или все для ребенка.

      Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием  интересов окружающих – суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово «нельзя» произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в «можно». Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставляет их пожалеть о содеянном: «Ну он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами». Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны: родственников, знакомых, воспитателей – дать понять, что такое воспитание ошибочно. Встречаются с  недоумением» «Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!» Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство не придумало их дитя.

     В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь «талант» и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег и, м.б., родители будут отказывать себе в самом  элементарном, с легкостью покупая для ребенка все. Что считают необходимым для его развития.

     Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье, В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

     В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «думай о ближнем», «радуйся от того, что доставил другому радость». Лучше, чтобы они были освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь не обернулась болью.

Тревожно-мнительное воспитание или любить, значит бояться.

      Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все  родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает и по-другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с  вопросом: « А это нормально, с ним все в порядке?» Пятилетнего ребенка обследовали в гастроцентре по поводу плохого аппетита, со слов мамы, которая высчитывала ежедневно количество съеденных сыном калорий и соотношение белков, жиров и углеводов. Мальчик выглядел рослым, активным и вполне здоровым, хотя мамина тревога отразилась на его психическом состоянии.

      Родители, которые воспринимают окружающий мир, как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к «тяготам жизни». Его рано начинают обучать чему- либо, досконально готовят к поступлению в школу. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, что наносят вред ребенку сами уже сейчас.

      Причиной тревожного типа воспитания м.б. прародительская семья, в которой подобным образом воспитывали девочку (чаще тревожность передается по женской линии). В этом случае тревожная мать просто переносит в свою семью методы воспитания, взгляды, поведение, которое усвоила с детства. Вероятно, что ее страхи связаны не только с ребенком. Она, к примеру, может бояться  своего начальника, стихийных бедствий, воров, заразных заболеваний…В основе лежит страх смерти, который зародился в детстве и не был нейтрализован оптимистическим выходом.

      К описанным вариантам поведения можно отнести мнительность и подозрительность. Не имея на то оснований, женщина не отпускает своего ребенка на улицу, из-за того, что его может украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с семьей живет такая же тревожная бабушка.

      Другая причина – трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Столкнувшись один раз с сильной болью, человек всеми силами будет пытаться избежать чего-то подобного, зачастую понимая неразумность своего поведения, но не в силах его поменять.

            Где заканчивается грань заботы и разумной подстраховки и начинается перестраховка, основанная на страхах и мнительности? Ведь трагические случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в том, что относились ко всему слишком беззаботно. Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а м.б. даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит действительно должно что-то произойти.  У него тоже возникают свои страхи : вампиров, страшных снов, взрослых парней – все как у других детей, но протекать они будут тяжело и с возрастом не исчезнут, а приобретут новую форму.

      В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант – невротическое состояние,  которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в  поведении ребенка, - верный признак того, что надо проанализировать все происходящее и обратиться к психологу.

      Но бывает и по-другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль , вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война «кто кого»

Воспитание без любви.

       Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением  относится а матерям – «кукушкам», отцам, не признающим своих детей. Но брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

     Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-то подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают книг, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

     Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет , и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, «некрасивость» ребенка, капризный, невротичный ребенок.

     Иногда временно неприятие сменяется  приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, «дозревают», мудреют. Случайная ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства.

     Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, «приличные» родители уделяют ребенку и время , и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых- моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют «непутевым», «безруким», «рохлей», «глупым». Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным.

     К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все, выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую, неприятие встречается именно у них. Не получи в детстве так необходимой ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям.

     Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. К счастью, неприятие редко бывает глобальным. Не любит реьбенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка, дальняя родственница.

      Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, «ломаю»т его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: «Любовь – это боль», «Я не достоин любви», «Мир мне враждебен». Степень тяжести последствий зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей ребенка.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного.

Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.

∙        Часто встречающийся аргумент «Меня так воспитывали» не уместен! Естественно, что взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения. И к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети «передают» своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания. Неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

∙        Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать и заниматься тем, что ему не нравится.

∙        Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства.  Говорите, что в нем        Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите.(см статью «Ласковое воспитание»)

∙         Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, выплескивания

злости.         

∙        Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.

∙        Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети и так очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим «воспитанием», разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.

∙        Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом «нельзя».

∙          Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.

∙         Предоставьте ребенку больше свободы, он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе, т.д.

∙         Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными д.б. не только действия, но и мысли!

∙         Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, «сильную» маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину : не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.

∙         Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в «дочки-матери» наоборот, где Вы- дочь, а ребенок – мама(или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.

∙         Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его («он еще маленький, не понимает»), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, Вы должны быть непреклонны.

∙         Часто скрываемые родителями от детей чувства ( горе, тревога, растерянность, нежность, т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче,  если  Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой «маской» скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.

∙         Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если  ловите себя на том, что постоянно «выговариваете», ругаете его – ищите причины неприятия  малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.

∙         Старайтесь не переносить ( проецировать) на ребенка недостатки другого человека. «Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…» 

∙         Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него также, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Рекомендации по работе с тревожными детьми

Данные рекомендации помогут учителю в работе с тревожными детьми....

"Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми"

Выступление по теме: "Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми"...

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с тревожными детьми

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности,...

«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога» и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»

Выступления от 05.02учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога»и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

рекомендации педагогам в работе с гиперактивными детьми

Гиперактивные дети- Какик они? рекомендации педагогам...