Статья по теме " Опыт использования современных методов обучения и воспитания в начальной школе"
статья

В статье представлен опыт работы по использованию современных методов обучения и воспитания в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Опыт использования современных методов обучения и воспитания в начальной школе

Помазкова Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СШ № 2 г. Пестово

Новгородской области

В своей педагогической деятельности я реализую системно-деятельностный подход в обучении. 

   Основа  личностно-ориентированного  подхода в обучении состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети становятся маленькими учёными, делающими свои  открытия. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать, рассказать. Он должен так организовать исследовательскую деятельность детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами могли объяснить, как надо действовать в новых условиях.

   Основной результат – развитие личности  каждого ребёнка на основе учебной деятельности.  

  На этапе самоопределения к деятельности я использую такие приёмы работы, которые способствуют возникновению у  учащихся положительной эмоциональной направленности: добрые пожелания детям, небольшие стихотворения с положительной эмоциональной окраской, эпиграфы, пословицы, отвлечённый факт, цитата и др.

  На этапе актуализации знаний  я даю задания на повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Именно на этом этапе возникает проблемная ситуация.

   На  этапе постановки учебной задачи подвожу ребят к обсуждению того, почему возникли затруднения, что ещё необходимо знать, чтобы решить данную проблему. Ребята сами проговаривают тему и цель урока, часто это происходит в форме диалога между учащимися.

  На этапе «открытия нового знания»  я организую различные формы работы( диалог, групповая или парная работа, работа со справочным материалом и др.), которые позволяют  найти путь решения ранее возникшей проблемы.

  На этапе первичного закрепления предлагаю ученикам проговорить «новое знание», записать его в виде какого-либо опорного знакового символа, таблицы, схемы, рисунка, выполнить ряд заданий, составить алгоритм. На этом этапе использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование, практическую работу и другие виды работ.

   На этапе самостоятельной работы каждому ученику я предлагаю выполнить небольшое задание, нацеленное на то, чтобы каждый сделал вывод, что он  уже умеет, чему научился на данном уроке. Как правило эти задания выполняются письменно.

   На этапе включения нового знания в систему знаний  я предлагаю учащимся выбрать и решить из набора заданий только те, которые содержат в себе новое понятие, или предлагаю задания, в которых «новое знание» используется вместе с ранее изученными.

  На этапе рефлексии я предлагаю учащимся оценить результаты своей деятельности и деятельности всего класса в целом. Ребята анализируют, удалось ли решить проблему, обозначенную ими в начале урока, обобщают какими способами им удалось это сделать, какой получился результат, над чем предстоит ещё работать и где можно ещё применить полученные знания.Учащиеся с большой охотой высказывают свои мысли, рассуждают, сравнивают, анализируют, обобщают.

Благодаря такому подходу в обучении, мне удаётся добиваться того , что каждый ребёнок становится активным участником учебного процесса, не только высказывает свои суждения, но и прислушивается к мнению других, оценивает себя и свои возможности. Такие уроки пробуждают у детей интерес к самому предмету.

   На уроках я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Например, на  уроках литературного чтения выбор метода работы зависит от специфики текста. Но на любом уроке учитель  и ученик выступают как равноправные партнёры, не боясь высказывать свои мысли и суждения, даже не всегда верные. Все высказывания обсуждаются в равноправном диалоге. Затем учитель обобщает все версии ответа на поставленный вопрос.      Нравится  ребятам  и инсценировать произведения, участвовать в викторинах, различных литературных  конкурсах. 

  Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает использование дифференциации обучения. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.

   Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты.

 Уроки математики ориентированы на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности. Имею варианты заданий для сильных и слабых детей. Для закрепления материала я готовлю задания для самостоятельной работы. Очень нравятся ребятам  уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава.

Приоритетным направлением моей работы является сохранение душевного и физического здоровья, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

  Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз. Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма.

В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на расширение зрительно – пространственной активности. На стенах классной комнаты развешиваю карточки, таблицы. По моей просьбе или по необходимости ученик встаёт и отыскивает то, что ему на данный момент необходимо.

При разработке уроков учитываю индивидуальные способности каждого ученика при усвоении информации и выполнении учебных задач.

Опыт работы показывает, что разработка уроков с учетом индивидуального темпа усвоения материала каждым учеником позволяет достичь положительных результатов, создает «ситуацию успеха», способствует реализации возможностей каждого учащегося, обеспечивает активное участие всех учащихся в процессе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов на уроках в начальной школе.Задачи работы:1. Рассмотреть разнообразие интерактивных методов на современном этапе развития образ...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной ...

Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

Презентация" Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

В презентации дан  интересный материал для молодых учителей. Они увидят , что использование  интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет препод...