Парная и групповая формы работы - способ формирования УУД младших школьников
статья

Гревцева Ольга Сергеевна

Одним из  способов  формирования  УУД младших школьников являются групповые формы работы. Работа в группах помогает детям самораскрыться, самоисследоваться и познать самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_parnye_i_gruppovye_formy_raboty.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с. Звонаревка

Марксовского района Саратовской области

Доклад

на тему

ПАРНАЯ И ГРУППОВАЯ ФОРМЫ РАБОТЫ – СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов:

Гревцева Ольга Сергеевна

высшая квалификационной категории

        2020 г.

Начальная школа ‒ важнейший этап в процессе общего образования школьника.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает.   Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель за четыре года должен помочь освоить программный материал предметных дисциплин, но и научить учиться – стать «профессиональным учеником», т.е. привить две группы новых умений. Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

       Одним из  способов  формирования  УУД младших школьников являются групповые формы работы. Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике.

Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является  не индивидуальная работа, а именно  сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся и  активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ. Для детей:

  • это возможность утвердиться в собственных силах и получить эмоциональную поддержку;
  • работа в группах помогает самораскрыться, самоисследоваться и познать самого себя.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать.

  • Младший школьник учится видеть и наблюдать за деятельностью других детей, осознавать их ценность, понимать, что кто-то нуждается в его помощи, учитывать не только свои интересы, но и интересы других, адекватно воспринимать критику, контраргументы, оценки товарищей, а это значит,  формируются  навыки личностного общения, развивается речь.
  • Учебное сотрудничество со сверстниками позволяет развивать такие важные компоненты структуры учебной деятельности, как мотивационный (познавательная и социальная мотивация) и регулирующий (самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка).
  • Эта форма работы помогает овладевать главными составляющими самостоятельной учебной деятельности: умение определять цели, планировать,   осуществлять, контролировать последовательность операций, анализировать результаты своей деятельности.

Для меня, как педагога, также групповые формы работы имеют значение.

  • Мы  получаем  дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения.
  • Это мощный ресурс обучения. Учитель имеет возможность органично сочетать обучение и воспитание, строить человеческие и деловые отношения между детьми.
  • Возрастает глубина понимания изучаемого материала, познавательная активность и творческая самостоятельность младших школьников.

Учебное сотрудничество со сверстниками на уроках привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум; учителю не всегда хватает времени на полноценную проверку результатов работы в группах; трудно оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в общую работу; медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает учителя от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач − недооценка роли учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников, рассматривание его лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по … человек.
  • Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

6) В выступлении говорить от имени двух лиц «Мы считаем, думаем», «Мы решили»

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

7. Оппонирование

8. Рефлексия

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Основные противопоказания при организации групповой работы.

  • Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  • Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
  • Если кто-то пожелал работать в одиночку, надо разрешить ему отсесть;
  • Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
  • Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос.
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Исследования психологов показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра увеличивается в разы.

1.При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы.

2. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты и предлагать план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.

3. Взаимодействие со сверстниками, опирающееся на внешний социальный контроль и непосредственную обратную связь, создает особо благоприятные условия для усвоения механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно-нравственные и этические нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников

Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах....

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

         Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической сис...

Групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников.

Выступление на педагогическом совете по теме "Групповые формы работы –способ формирования  УУД младших школьников"....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

     Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. ...