Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
статья

Никитина  Елена  Викторовна

Игровые  технологии  как  средство  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников  с  ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат №3» города Магнитогорска

Статья

Игровые  технологии  как  средство  активизации  познавательной деятельности  младших  школьников  с  ОВЗ

Подготовила:

Учитель начальных классов МОУ С(К)ОШИ №3

 Никитина Елена Викторовна

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.

 Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Работа с детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  заставила меня глубже изучать их психофизиологические особенности,  а  также  искать  способы,  которые  бы  позволили  сделать  процесс  усвоения  знаний  привлекательным  для  детей.

Внимание и запоминание  у  таких  детей слабые, особенно, если учение не захватывает. Значит, надо   было  вводить в урок  что-то  увлекательное, захватывающее,  такой  «палочкой-выручалочкой»  для  меня  стали игры и игровые ситуации,  потому  что всегда легче запомнить то, что интересно. Игра необходима и для снижения психических и физических перегрузок.

Ученики с  ОВЗ  очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение — поэтому я  применяю  на  уроках  такие  игры,  в  которых  каждый  ребёнок  может  чем-то  «блеснуть»,  стараюсь  не  злоупотреблять разного вида соревнованиями.

Воля и сознательность развиты у   таких  детей очень  слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг — и учителя, и родители, и сам ребенок — будут твердить: «Надо!», — все равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). Значит  надо сменить вид работы, провести игру, физкультминутку, а не  призывать: «Слушай! Не вертись! Не лови ворон! Лентяй!» и т.д. (кстати, такие дети чрезвычайно внушаемы и вскоре и впрямь могут стать лентяями, видя себя в зеркале наших слов.)

Нет, дети  всегда и во всем хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. И  в  таком  случае виноваты  не  они, а учитель: не успел, не смог, не научил, не заинтересовал.

Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и десяти минут — значит, надо давать выход их энергии.

У них повышенная утомляемость — не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.

И  главным  выходом  во  всех  этих  ситуациях  могут  быть  игровые  технологии.  Занимательность может быть задана неожиданной для обучающихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д., и т.п.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас) - нужно только найти его и подать детям, чтобы побудить и их самих к подобным находкам и открытиям.

    Понятие  «игровая  технология»  включает  обширную  группу  методов  и  приемов  организации  педагогического  процесса подчиненных  следующим  условиям:

  • дидактическая  цель  ставится  перед  обучающимися  в  форме  игровой  задачи;
  • учебная  деятельность  подчиняется  правилам  игры;
  • соответствие  игры  учебно-воспитательным  целям  урока;
  • доступность  для  обучающихся  данного  возраста;
  • учебный  материал  используется  в  качестве  ее  средства;
  • успешное  выполнение  дидактического  задания  связывается  с  игровым  результатом;
  • умеренность  в  использовании  игр  на  уроках.

   

Различают  два  вида    игр

  • игры  с  фиксированными,  открытыми  правилами (познавательные, подвижные,  развивающие,  интеллектуальные, музыкальные  и  т.  д)
  • игры  со  скрытыми  правилами (сюжетно-ролевые)

По  характеру  познавательной  деятельности:

  • игры,  требующие  от  детей  исполнительной  деятельности  (дети  выполняют  действия  по  образцу);
  • игры,  требующие  воспроизведения  действий  (направлены  на  формирование вычислительных  навыков  и  навыков  правописания);
  • игры,  с  помощью  которых  дети  изменяют  примеры  и  задачи  в  другие,  логически  связанные  с  ними;
  • игры,  включающие  элементы  поиска  и  творчества.

Структура  игры:

  • цель  игры;
  • дидактическая  задача,  определяется  целью  обучающего  и  воспитательного  воздействия;
  • игровая  задача;
  • игровые  действия  (чем  разнообразнее  игровые  действия,  тем  интереснее  игра  для  детей);
  • правила  игры;
  • подведение  итогов.

Грамотное  проведение    игры  на  уроке обеспечивается  четкой  организацией:

  • цель  игры  (какие  умения  и  навыки  учащиеся  получат  в процессе  игры);
  • определение  с  количеством    играющих  (по  возможности  стремиться,  чтобы  в  игре  участвовал  каждый  ребенок);
  • подбор  дидактических  материалов  и  пособий;
  • четкое  определение  временного  параметра  игры;
  • правила  игры  (содержание  и  направленность  обусловлены  игровыми  задачами  и  действиями,  а  также  требованиями  к  взаимоотношениям  детей  и  нормам  поведения);
  • подведение  итогов (большое  значение  имеет  коллективный  анализ  игры) .

Требования  к   использованию  игровых  технологий:

  • игры  должны  базироваться  на  знакомых  детям  играх;
  • игра  -  дело  добровольное;
  • ни  в  коем  случае  нельзя  применять  дисциплинарные  меры  к  детям,  нарушившим  правила  игры  или  игровую  атмосферу;
  • эмоциональное  состояние  учителя  должно  соответствовать  той  деятельности,  в  которой  он  участвует (необходимо  не  только  уметь,  но  и  играть  вместе  с  детьми).

В  основе  игровой  технологии  должны  лежать  следующие  принципы:

  • актуальность  дидактического  материала;
  • коллективность (позволяет  сплотить  детский  коллектив,  способный  решать  задачи  более  высокого  уровня,  нежели  доступные  одному  ребенку).

Условия,  обеспечивающие для  обучающихся  привлекательность игровой  технологии:

  • формирование  устойчивого  интереса  к  учению;
  • формирование  психических  новообразований;
  • формирование  собственно  учебной  деятельности;
  • формирование  общеучебных  умений,  навыков  учебной  и  самостоятельной  работы;
  • формирование  самоконтроля  и  самооценки;
  • преодоление  пассивности  учеников;
  • формирование  адекватных  взаимоотношений  и  освоения  социальных  ролей.

Применение  игровых  технологий  -  очень  время-  и  трудоемкая  форма  для  педагогов,  для  их  осуществления  необходимы:

  • увлечение  самого  педагога  игровыми  формами  (уметь  самому  включаться  в  игру  на  главных  или  второстепенных  ролях,  устанавливать  игровые  отношения  с  детьми);
  • запрет  на  «обязательность»  внедрения  игр;
  • умение создавать  благоприятные  условия  для    перехода  игры  на  более  высокий  уровень;
  • проработка  требований  к  игре  (наличие  легенды,  мотивов,  структуры,  отношений);
  • регулирование взаимоотношений,  разрешение  конфликтов,  включение  в  игру  детей  с  низким  социометрическим  статусом,   а  также  застенчивых,  неуверенных,  малоактивных  учащихся.

     Таким  образом  игровой сюжет  должен  развиваться параллельно            основному содержанию обучения, помогать активизации учебного процесса, активизировать обучающихся  в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулировать   инициативу   и   творчество.

Игровые  ситуации  на  уроках  русского  языка.

Игра  «Назови слово, противоположное по значению»

     Дидактическая  цель:  учить  подбирать  слова,  противоположные  по  значению.

     Содержание игры: учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами

Игра  «Красный - белый»

     Дидактическая  цель:  учить  слышать  нужный  звук.

     Содержание игры: учитель предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок

Игра  «Кто назовет больше слов?»

     Дидактическая  цель:  учить  называть  слова  с  нужным  звуком.

    Содержание игры: учитель называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово

Игра  «Купи цветок»

     Дидактическая  цель:  учить  слышать  нужный  звук.

     Содержание игры: на наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - это "цветочный магазин", карточки с кружками - "деньги". Учитель объясняет, что каждый может купить лишь тот цветок, в названии которого  есть  определенный  звук.

Игра  «Телеграф»

     Дидактическая  цель:  учить  определять  количество  слогов.

    Содержание игры: учитель говорит: "Дети, сейчас мы будем играть в телеграф. Я буду называть слова, а вы их передавайте по телеграфу в другой город. Например, слово папа. Сколько в нем слогов? (Два). Сколько раз нужно хлопнуть?

Игра  «Продолжай!»

     Дидактическая  цель:  учить  подбирать  слова  с  определенного  звука.

     Содержание игры: играют две команды. Учитель называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (оса, осень, окно). Представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова.


Игра  «Найди свой квадрат»

     Дидактическая  цель:  учить  слышать  звуки.

     Содержание игры: на прогулке учитель рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать,  кто  будет  «жить»  в  этом  домике?

Игра  «Запомни слова!»

     Дидактическая  цель:  развитие  памяти.

     Содержание игры: ведущий называет 5 - 6 слов, ученики должны повторить их в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разные.


  Игра  «
Найди рифму»

     Дидактическая  цель:  учить  слышать  рифму.

     Содержание игры: учитель предлагает детям прослушать стихотворение и назвать слова, которые рифмуются.

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.

Слова ...

Игра  «Накорми животное»

     Дидактическая  цель:  деление  слов  на  слоги.

     Содержание игры: перед игрой дети вместе с учителем уточняют, чем питаются животные. Затем учитель предлагает назвать только двусложные слова - названия пищи, и сказать, какому животному ее можно давать.

Игра  «Купи игрушку»

     Дидактическая  цель:  деление  слов  на  слоги.

    Содержание игры: каждому из играющих дается задание "купить" игрушку, разделив  слово  на слоги. Учитель первым "покупает" игрушку, он четко произносит слово (например, ма - ши - на), делит его на слоги, определяет...

Игра  «Кто в каком домике будет жить?»

     Дидактическая  цель:  деление  слов  на  слоги.

     Содержание игры: учитель чертит на доске квадраты. Сообщает, что в этих квадратах - домиках будут жить животные: в первом домике те, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, в третьем - из трех слогов

Игра  «Запомни букву».

      Дидактическая  цель:  учить  слышать  звуки.

     Содержание игры: играют две команды. У каждого играющего набор букв. Учитель показывает картинку, учащиеся поднимают букву, с которой начинается название картинки.


Игра  «Где твой круг?»

     Дидактическая  цель:  учить  слышать  ударный  слог.

     Содержание игры:  на перемене или на прогулке учитель предлагает учащимся начертить два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение  падает  на  второй  слог  и  т.д.


Игра  «Какие животные спрятались в чемоданах?»

     Дидактическая  цель:  развитие  операции  синтеза.

     Содержание игры:  учитель рисует на доске схематические рисунки чемоданов, на которых изображены буквы. Ученики должны прочитать названия животных, которые "спрятались" в чемоданах.


Игра  «Какое слово задумано?»

     Дидактическая  цель:  учить  слышать  первый  звук.

     Содержание игры: учитель показывает картинку (например, с изображением ромашки) и говорит: "...омашка!" Дети должны поправить: "Ромашка". Потом учащиеся по очереди показывают картинки, пропуская в названии предмета первый  звук.

Игра  «Эхо».

     Дидактическая  цель: усвоение классификации согласных.

     Содержание игры: дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Игра   «Найдите слог с нужной гласной».

     Дидактическая  цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

     Содержание игры: словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

Игра  «Орфографическое лото».

     Дидактическая  цель:  развитие  орфографической  зоркости.

     Содержание игры:  заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек.

к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох

б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица

ИГРА  «Чье   гнездо больше?»

     Дидактическая  цель:  развитие навыка словообразования.

     Содержание игры:  класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время (например, за 10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.

Игровые  ситуации  на  уроках  чтения.

        Скороговорки - эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.  Скороговорки  также  могут  служить  источником  позитивного  отношения  к  уроку

У пеньков опять пять опят.

 Водовоз вез воду из-под водопровода.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

Около кола колокола колоколят.

Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.

Была у Фрола -- Фролу на Лавра наврала. Пойдет к Лавру -- Лавру на Фрола наврет.

От топота копыт пыль по полю летит.

Всех скороговорок

Не перескороговоришь

Да не перевыскороговоришь!

Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

Ехал грека через реку, Видит грека: в реке -- рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека -- цап!

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Купи кипу пик (и так 3 раза). Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой, за речною косой

Травы косит косой.

У Кондрата куртка коротковата.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон.

Свинья тупорыла весь двор перерыла. Все бобры добры для своих бобрят.

По траве тропа протоптана.

Пароль «Орел».

Папа покупал покупки.

Макара укусил комар, Прихлопнул комара Макар.

Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку.

А когда сбежал под горку, Позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Нет ни горки, ни Егорки.

Игра   «Дополни слово».

     Дидактическая  цель:  обогащение  лексического  запаса.

     Содержание игры:  ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Игра   «Кто больше сочинит».

     Дидактическая  цель:    познакомить  с  понятием  «рифма».

     Содержание игры:  подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец -- молодец. Заяц -- палец. Очки -- значки. Цветок -- платок. И т.д.

     Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

«Перевернутые слова»

     Дидактическая  цель:   развитие  операции  синтеза.

     Содержание игры: ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

Игра   «Из слогов - слова».

     Дидактическая  цель:   обогащение  словарного  запаса.

     Содержание игры: из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

     Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

     Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

     Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Игра  «Найди  половинку».

     Дидактическая  цель:   обогащение  словарного  запаса.

     Содержание игры: это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Игра  «Составь  слова»

     Дидактическая  цель:   развитие  операции  анализа.

     Содержание игры: даётся  слово, например, ФОТОГРАФИЯ --  нужгно  составить  другие  слова (риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.)

Добавлять другие буквы воспрещается!   Или  предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ-- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

Игра   «Составление предложений»

     Дидактическая  цель:   развитие  способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

     Содержание игры: берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игровые  ситуации  на  уроках  математики.

Игра “Составим поезд”:

     Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

     Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон,  и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”

     На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Игра  “Живой уголок”.

     Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.  Средства обучения: изучение животных.

     Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.]При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры “Лучший счётчик”, “Хлопки”. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

Игра  “Лучший счётчик”

     Дидактическая цель: закрепление  знания  цифр.

     Содержание игры: учитель размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Игра  “Хлопки”

     Дидактическая цель: соотношение  числа  и  количества.

     Содержание игры: учитель размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру (учитель задаёт ритм хлопков). Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры  “Лучший счётчик”, “Число и цифру знаю я”.

Игра “Числа, бегущие навстречу друг другу”:

     Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

     Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

0 + 10 = 10                10 + 0 = 10

1 +  9  = 10                   9 + 1 =10

     Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

Игра  “Спор цифр”.

     Дидактическая цель: осознание  значения  нуля.

     Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.

               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я  встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)

Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.

- Я  увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.

- Я  больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

- Я  десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?

Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

- Я  семь десятков, 70, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

Учитель спрашивает:

- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?

- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.

Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.

     Примечание: на уроке инсценировку “Спор цифр” может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.

     Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.

Игра “Подарки Петрушки”:

     Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

     Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары.

     Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш. Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?

     Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

Игра“Украсим ёлку игрушками”:

     Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

     Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.

     Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с числом 10.  Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе  сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

Игру “Контролёры”.

     Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

     Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Игра  “Слушай и считай”.

      Дидактическая  цель: закрепление навыков счёта.

     Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами  от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза

Игра “По порядку номеров”

     Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

     Содержание игры: у ведущего –комплект карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.

Игра  “Сбежавшие числа”

     Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

     Материал игры: таблички с числами.

      Содержание игры:  учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

Игра “Рыболовы”:

     Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

     Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Игра в “Магазин”:

     Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.

     Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Игра“Войди в ворота”

     Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

      Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

Игра  “Математическая эстафета”

     Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.  Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников.

     Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

     Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

Игра “Молчанка”.

     Дидактическая цель: закрепление  нумерации  в  пределах  100.

     Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

Игра   “Как запутался Серёжа?”

      Дидактическая цель: осознание  принципа  помесного  значения  цифр.

      Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

Игра   “Цепочка”

     Дидактическая цель: закрепление  состава  двузначных  чисел.

     Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки.

     Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично. Выигрывает команда, которая допустит  меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

 

Игра  “Сколько палочек в другой руке?”

     Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

     Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

     Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

 

Игра  “Хлопки”

     Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

     Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

     Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Игра “Стук-стук”.

     Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.

     Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

Десятки    Единицы

     Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

Игра“Считай дальше с любого числа”

     Дидактическая  цель: закрепление навыков счёта.

     Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

Игра  “Назови соседей числа”

     Дидактическая  цель: эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

    Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

      Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

     Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 1 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 1. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

 

Игра   “Кто быстрей сосчитает?”

     Дидактическая  цель: развитие зоркости, внимания.

     Содержание игры: на экране  высвечиваются числа, записанные   в произвольном порядке.  Например, от 71 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

Игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”.

     Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

     Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

     Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Игра “Поймай бабочку”:

     Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

     Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

Игра  “Освободи птичку”

     Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.

     Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

Игра  “Незадачливый математик”

     Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

     Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

     Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 = … + 3

… = 20 + 9

57 = 50 + …

35 = 30 … 5

1… = 10 + 5

     Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

Игра  “Занимательные  задачи”

Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?

Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка - не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?

У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой - не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах  едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже  и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле - не зеленую и не желтую.
Оле - не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?

В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей  и  не в оранжевой тарелке.  
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.  
В какой тарелке лежат сливы? 
А бананы и апельсины?

Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?

Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?

Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
 а  другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. 
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?

          Игровые  технологии особенно необходимы в обучении и воспитании детей с ОВЗ младшего школьного возраста  Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

     Проанализировав результаты  обучения  детей  с  ОВЗ,   я  пришла к  выводу,  что игровые  технологии позволяют не только активно включить обучающихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме.

     Игровые  технологии могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов обучающихся.

     Таким образом, игровые  технологии – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Список  литературы.

1.   Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с. (Серия «Психологи отечества»).

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.

     3.  Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000.

     4.  Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.:   Медицина, 1989.

     5.  Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. —      

          М.: МЕДпресс-информ, 2002.

    6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.
           Учебное пособие под  ред. Г.И. Щукиной; М.1984

    7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,    1966.—№6. с.46.

    8.   Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу  - с игрой; М.1991

    9.   Минский Е. М. От игры к знаниям; М., 1982.

    10.  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990.

    11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры; М.,  "Просвещение", 1999.