Мастер-класс по теме "Смысловое чтение методы и приёмы"
методическая разработка (3 класс)

Мастер-класс для учителей начальных классов. Тема "Приёмы смыслового чтения на примере художественного произведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс90.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Работа с текстом произведения»

Составила учитель МОУ Черниговской ООШ

Субарь В.Ф.

1 кв. категория (стаж работы 20 лет)

- Я, очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс вам  много положительных эмоций, и все остались бы  довольны, проделанной работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность,  высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарю.

– Время проведения семинара совпало с замечательной порой года весной. Весна ассоциируется с пробуждением природы. А чтение - это пробуждение сознания ребенка к получению новых знаний, открытий.

- На улице весна, у нас чудесная зелёная поляна, чего не хватает на поляне?(цветов)

- Оживим нашу поляну. На цветах красного цвета напишите ваши опасения, а на цветах жёлтого цвета ваши ожидания от мастер класса.

Слайд 1  Название мастер-класса

Слайд 2   Цель и задачи мастер-класса

Цель: овладение способами обучения младших школьников ведущим приёмам смыслового чтения: диалог с автором и комментированное чтение

Задачи:

- повышение мотивации участников мастер-класса к изучению технологии смыслового чтения.

- актуализировать знания педагогов об этапах работы с текстом, организовать осмысление основных приёмов обучения, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание текста учащимися.

-содействовать активизации самообразовательной деятельности участников мастер-класса по проблеме формирования грамотного читателя посредством технологии смыслового чтения

- На столах у вас дорожные карты, которые нам понадобятся в процессе работы.

Слайд 3

Технология смыслового чтения включает

в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

3этап. Работа с текстом после чтения.

Поэтому я  вам предлагаю выполнить 1е задание

- Найдите у себя на столах «Практикум по технологии смыслового чтения

при организации работы учащихся  с художественным текстом» (проставьте буквы)

Установите алгоритм действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы).

Слайд 4         Практикум по технологии продуктивного чтения

Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (соедините стрелками, проставьте буквы).

Этапы работы с текстом

Порядок

Действия учителя

До

чтения

1

А. Рассказывает о писателе

2

Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия

3

В. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию

Во время чтения

4

Г. Выявляет первичное восприятие

5

Д. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором

6

Е. Проводит обобщающую беседу

7

Ж. Организует выполнение творческих заданий

После чтения

8

З. Предлагает прочитать ключевые слова текста

9

И. Организует перечитывание текста

Ключ получим в конце мастер-класса

Слайд 5

 1 этап 

- Озвучьте пожалуйста этот слайд

- Работа с текстом до чтения

Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это … антиципация

-Давайте обратимся к нашим дорожным картам допишите ….

-Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание, предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть выделена смысловая и тематическая направленность текста, выделение героев по названию текста, фамилии автора, по рисункам с опорой на детский читательский опыт. Давайте отработаем с вами этот этап на примере рассказа Константина Паустовского, а для того чтобы узнать какой рассказ предлагаю расшифровать запись.

Слайд 6 (Барсучий нос)

-Скажите судя по названию рассказа можем определить о ком будет этот рассказ?

Слайд 7

-А кто такой барсук? (фото, слайд)

- Что вы знаете о барсуке?

Слайд 8

- А теперь обратите внимание на иллюстрации к рассказу.

-Глядя на иллюстрации, вы можете предположить, о ком будет этот рассказ?

-  Какое время года изображено, почему вы так решили?

-Какое значение вложил автор в слово нос? Ни лапа, ни хвост, а именно нос, и почему именно барсучий.

- О том совпали ли ваши предположения с задумкой автора вы узнаете после прочтения рассказа. Именно этот этап повышает интерес ребёнка к чтению. Дети по своей природе любопытны им становится интересно, а прав ли я, угадал ли я, и ребёнок невольно становится не только читателем, а превращается в соавтора.

Слайд 9

2 этап Работа во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

На этом этапе текст может быть прочитан частями, учителем или хорошо читающими учащимися, просмотр диафильма с иллюстрациями для глубокого погружения в текст.

Слайд 10

По технологии смыслового чтения словарная работа может быть на любом этапе урока, как перед чтением, так и по ходу чтения.

- Я предпочитаю словарную работу проводить перед чтением

- По ходу чтения встретятся незнакомые слова попробуем их объяснить (если вызовет слово затруднение обратимся за помощью к словарю)

вереск- 

деготь-

 чёлн-

 пуд-

- Чёлн- небольшая лодка выдолбленная из ствола дерева (прикрепить картинку)

-Дёготь –тёмная, вязкая жидкость с резким запахом. Получают дёготь путём сухой перегонки из бересты)

- Вереск-растение, от 20-100см, растёт преимущественно по болотам и в хвойных лесах

-Пуд-старинная русская мера веса равная 16кг  

Слайд 11

- Предлагаю обратиться к дорожным картам у каждого в дорожной карте (отрывок текста)-но вместо прочтения можно предложить просмотр диафильма рассказа, а к отрывкам мы будем обращаться по ходу работы: 1ч у 1гр, у 2гр-2ч, у 3гр -3ч.

Просмотр диафильма  1-ой части.(до слов  

- О каком времени года говорится в рассказе? (об осени)

  -Автор использует, средства художественной выразительности какие?

 - Приём  сравнения, олицетворения, эпитеты (крепить на доску)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa9/0002c9c8-251c8837/img6.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/04c0/00003f57-42a5f306/img6.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03b2/00153961-8eede947/img12.jpg 

- Обратимся к отрывку 1й части (1гр, первых 3 абзаца) 

- Что с чем сравнивает Паустовский (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами)- это какой приём?

- Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)

- Как понимаете, выражение «шевелились и  дрожали низкие звёзды". (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха).

- Найдите эпитеты (синий густой воздух, низкие звёзды)

- Зачем автор так много использует средств худ. выразительности (Чтобы показать красоту русской природы)

 – Где происходят события?( На рыбалке)

  - Какую рыбу ловили рыбаки?(ершей, окуней, плотву)

   - О чем эта часть? Как её озаглавим? (1. Осенняя рыбалка на озере)

(до дрожали низкие звёзды)

 Просмотр диафильма. 

 – Почему люди всё время поддерживали огонь в костре?(диких зверей отпугивает костёр, волки воют)

-В какое время суток происходит событие?(Вечером, когда темно)

-Что освещает людей? (освещает костёр)

-Как называется приём пищи вечером?(Ужин)

- Озоглавьте эту часть (2. Ужин у костра)

2часть

Просмотр диафильма

-  Кто, кроме взрослых был у костра?

-  Почему автор много внимания уделяет мальчику?

- Как автор относится к мальчику?

- Кто такой выдумщик? (фантазёр, шутник) подберите синонимы воспользуйтесь словарём)

 – Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? (был любознательным, наблюдательным, терпеливым, фантазёром)

 – Подумайте, о чем эта часть и как мы её озаглавим?

 (3. Маленький выдумщик)

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Просмотр диафильма до последнего абзаца

 -Дочитайте последний абзац)

 -Кто  первый обнаружил присутствие маленького зверька?

 - Почему барсук прибежал к костру? (манил вкусный  запах картошки)

- Зачитайте, как вел себя барсук в присутствии людей. (От слов "Через полчаса..."   до слов "сделал шаг к картошке")

 - Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (подвело любопытство)

Работа в парах (малых группах) по карточкам. (2ч. предпоследний и последний абзац)

- С опорой на текст вставить пропущенные слова. (впишите в карточку)

- Зачитать отрывок о том, как было больно барсуку? (предпоследний абзац)

Проверим

1 вариант: Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант:

Зачитать, как повели себя обитатели леса и реки (последний абзац)

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

- Найдите в последнем абзаце приём сравнения (как пушечный выстрел, ударила пудовая щука)

– О чём говорится в этой части. Как мы её озаглавим? (4. Барсук у костра)

Просмотр 3части

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? (Любопытный, чувственный)

- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Зачитайте.(Потом он сел и заплакал

-Какие глаголы подобрал автор, чтобы передать боль барсука.(заплакал, стонал, облизывал, просил)

-  Какие чувства к  зверьку  у вас появились? (Сострадание, жалость, огорчение, боль за обожжённый нос)

- Как лечился барсук?

-Барсук был один?

- А кто же это мог быть? (брат, друг)

- Зачем автор рассказал, что барсук был не один?

- Как вёл себя второй барсук?

- Как это характеризует второго барсука?

 (Может быть благодаря сородичам звери выживают,  потому что более старые передают опыт более молодым)

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим?

 (5 Барсук лечит свой нос)

- Как вы думаете вылечился барсук? (Посмотрим дальше)

Просмотр последней  части.

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (6. Встреча через год)

- Скажите от чьего имени ведётся рассказ? (от имени автора, от 1 лица)

-Найдите сравнение в этой части. (гремящих как жесть стрекоз)

- Как вы понимаете словосочетание пудовая щука (тяжёлая, большая, 16кг)

Именно на этом этапе очень мотивированный вид работы как разговор с автором.

-Что такое на ваш взгляд разговор с автором? (Задать вопросы, спросить его о чём-то)

- Мы подошли к следующему виду работы (Свой вопрос автору, напишите в своей дорожной карте).

- Озвучьте ваши вопросы?

-Кто желает быть автором и ответить на вопрос?

Слайд 12

Следующий вид работы, пока ещё бурлят эмоции я предлагаю примерить каждой группе шляпы

Группа которой досталась красная шляпа обсуждает вопрос (Какие чувства у вас вызывает данный рассказ?)

Жёлтая шляпа – (Что положительного отметили в рассказе)

Чёрная шляпа –( Что не понравилось в рассказе)

Слайд 13

3 Этап.

Работа с текстом после чтения

Возвращение к 1му этапу

-Почему рассказ называется «Барсучий нос»?

- Что этим хотел подчеркнуть автор?

(Какие пословицы приходят на ум?)

- Где разворачиваются все события? Кто пострадал?

- Совпали ли ваши предположения с тем, что вы предлагали перед чтение рассказа, когда ещё не знали содержания

-Назовите главную мысль рассказа (Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было)

-Что хотел донести до нас автор (Любить природу, бережно относиться, мир природы очень хрупок)

-Чему учит рассказ?  Не быть слишком любопытным

-Кто главный герой рассказа? (барсук)

- Вам понравился рассказ?

- Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями Паустовского?

- У К. Паустовского была трудная и интересная жизнь. Я предлагаю вам интересные вопросы из биографии может кто-то знает ответы, а если нет, то это останется д-з

Зачитаем 1 вопрос

Найдите интересные факты о К. Паустовском

  1. Какой любимый предмет в школе был у К. Паустовского?

 Ответ: ____(география)_______________

  1. Про 100 рублей? _(подрабатывал в юном возрасте в московском трамвае кондуктором. Проучил нахального пассажира, который предлагал за проезд 100 руб. купюру)
  2. Что случилось с братьями К. Паустовского? Погибли во время войны в один день, в разных сражениях.
  3. Какие рассказы К.Паустовского вы знаете или хотели бы прочитать______________________________________________.
  4. Закончи цитату К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из      ______________ ____________»(новой книги)

-На этом этапе не обойтись без творческого задания

1гр- сочиняет стихотворение по опорным словам

2гр- измените в рассказе самое страшное или печальное на весёлое и шутливое.

3гр-  Напишите 4 предложения, отражающие моменты ПОПС-формулы:

П – позиция – «Я считаю, что…

О – обоснование своей позиции – «Потому что…»

П – пример – «Я могу это доказать на примере…»

С – следствие, вывод – «Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»

Слайд 14

 – В начале мастер-класса вы выполняли практикум по технологии смыслового чтения. Ознакомьтесь с ключом к нему. Я уверена, что все вы ответили правильно.

В дорожных картах у вас есть слово Отзыв. Напишите что вы думаете о сегодняшнем мастер- классе.(1,2 предложения)

– Возвращаемся на цветочную поляну. Поднимите руку у кого опасения не прошли (спасибо),  если же страхи и опасения улетучились я с вашего позволения  сорву в корзину красные цветы.

Примите от меня благодарность
За Вашу работу — спасибо,
Чтоб было в делах вдохновенье,
А сердце полно позитива!

Я так Вам признательна, честно,
Желаю успеха во всем,
Работы всегда интересной,
Пусть жизнь бьет счастливым ключом!

Спасибо за внимание!

Спасибо за работу!

Сравнения:  "вода казалась черной, как деготь", с глазами, похожими на две маленькие луны", "мелкими, как иглы, зубами", , "облака, похожие на горы розового снега", "нос, похожий на свиной пятачок","гремящих, как жесть, стрекоз",  "как пушечный выстрел, ударила пудовая щука"

эпитеты - синий густой воздух, низкие звезды, морской шум, с пронзительными глазами, оловянную плотву, разноцветных окуней

олицетворения  шевелились и дрожали низкие звезды., картошка шипела.

Практикум по технологии смыслового чтения

Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы).

(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И)

Этапы работы с текстом

Порядок

Исправления

Действия учителя

До

чтения

1

А. Рассказывает о писателе

2

Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия

3

В. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию

Во время чтения

4

Г. Выявляет первичное восприятие

5

Д. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором

6

Е. Проводит обобщающую беседу

7

Ж. Организует выполнение творческих заданий

После чтения

8

З. Предлагает прочитать ключевые слова текста

9

И. Организует перечитывание текста

Дорожная карта мастер-класса по теме

«Работа с текстом произведения»

1Этап.

Работа с текстом до чтения

 1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________

2 Этап.

Работа с текстом во время чтения

а)чтение, прослушивание или просмотр д/ф

1

    Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

     Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

      Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

      У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

      Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

б) Свой вопрос автору.

Вопрос.  _____________________________________________?

3 Этап.

Работа с текстом после чтения

а) обсуждение

б) творческое задание

Отзыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

орожная карта мастер-класса по теме

«Работа с текстом произведения»

1Этап.

Работа с текстом до чтения

 1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________

2 Этап.

Работа с текстом во время чтения:

а)чтение, прослушивание или просмотр д/ф

2

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной небывалой радуги.  Мы делали вид, что верили ему.

      Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

      Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

      Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

      Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

      Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

      На озере и в лесу началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

б) Работа в паре (на карточке)

в) Свой вопрос автору.

Вопрос.  _____________________________________________?

3 Этап.

Работа с текстом после чтения

б) обсуждение

в) творческое задание

Отзыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорожная карта мастер-класса по теме

«Работа с текстом произведения»

1Этап.

Работа с текстом до чтения

 1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________

2 Этап.

Работа с текстом во время чтения

а) чтение, прослушивание или просмотр д/ф

3

     Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

       Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

       Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

       Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.

Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

      С тех пор я его больше не видел.

б) Свой вопрос автору.

Вопрос.  _____________________________________________?

3 Этап

Работа с текстом после чтения

а) обсуждение

б) творческое задание

Отзыв________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен для слушателей педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области....

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Мастер-класс на тему " Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"

Цель:предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов. Задачи:  расширить представление о современных формах и методах восп...

Презентация "Цветочная поляна" Мастер-класс по лепке из пластилина методом "скручивание"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8988310","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Рельефная лепка из  пластилина  для детей 8-10 лет....

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Литературное чтение. Методы и приёмы.

Статья предназначена для учителей начальных классов. В ней рассматриваются методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции учащихся....