Организация мониторинга в МБОУ “Витимская средняя общеобразовательная школа”
методическая разработка

Кашенецкая Альбина Геннадьевна

Организация мониторинга в МБОУ Витимская средняя общеобразовательная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx71.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Организация мониторинга в МБОУ “Витимская средняя общеобразовательная школа”

         В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

         Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Организация мониторинга на уровне образовательного учреждения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе школы.   В школе было принято и утверждено директором Жуковым К.Ю. положение о проведении мониторинга планируемых результатов обучения в начальной школе.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

           Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».

Мониторинг качества обучения на уровне ученика направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.

Задача мониторинга качества обучения на уровне ученика выявить:

- соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне (для обучающихся с высоким уровнем развития познавательной сферы);

- эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;

- уровень сформированности универсальных учебных действий;

- проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.

 

II.      ПОЭТАПНОСТЬ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ.

Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов по этапам:

1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)

2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)

3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)

4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)

5 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса)

2.1. Стартовая диагностика (предварительный контроль) (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании. Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, низкий уровень социального развития указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

 

2.2. Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения программного материала. Входная диагностика должна проводиться в каждом классе (2 - 4) в начале учебного года (сентябрь).

 

2.3. Цель текущей диагностики - систематический анализ процесса формирования планируемых результатов по предмету, стимулирование учебного труда обучающегося. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. С целью выявления уровня сформированности смыслообразования использовалась «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», проводилась оценка уровня сформированности целеполагания, уровня сформированности учебных действий, уровня сформированности действий контроля и действий оценки. На основании результатов текущей диагностики заполняется Лист индивидуальных достижений «Лесенка достижений» на каждого учащегося.

В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования.

 

2.4. Цель промежуточной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в следующем классе. Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.

 

2.5. Цель итоговой диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в основной школе. Представляет собой итоговые контрольные работы по русскому языку и математике и комплексные работы на межпредметной основе.

 

III.ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.

Для мониторинга представляется очень важным вопрос о периодичности проведения измерений, поскольку процессы, которые определяют изменчивость показателей, имеют разную динамику. Некоторые показатели, например, развитость психических познавательных процессов, имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет. Другие, например, удовлетворенность учебным процессом или мотивация обучения, изменяются очень быстро.

Поэтому в конце учебного года необходимо проведение повторной диагностики сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД.

IV.ИНСТРУМЕНТАРИЙ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.

       Мониторинг освоения учебных программ и сформированности личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа XXI века». Инструментарий, необходимый для мониторинга, представлен в папках с проверочными и диагностическими заданиями, в тетрадях с тестовыми заданиями и контрольными работами, сборниках диктантов, контрольных работ, тестов, изложений.

         Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора заданий для проверки своих знаний на проверочных и тренинговых листах, раздел учебников «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Странички для самопроверки». Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ученика.

       Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться в процессе работы учащихся на страничках «Наши проекты». Учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта. Работа над проектами хорошо подхватывается и реализуется во внеурочной деятельности.

V.Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся первой ступени.

   Программа мониторинга уровня сформированности УУД обучающихся первой ступени включает следующие разделы:

  1. 1.Пояснительная записка
  1. 2.Возрастные особенности развития личностных УУД у младших школьников
  2. 3.Технологическая карта формирования личностных УУД в начальных классах
  3. 4.Методики для мониторинга личностных УУД
  4. 5.Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младших школьников
  5. 6.Технологическая карта формирования регулятивных УУД в начальных классах
  6. 7.Методики для мониторинга регулятивных УУД
  7. 8.Возрастные особенности познавательных УУД у младших школьников
  8. 9.Технологическая карта формирования познавательных УУД
  9. 10.Методики для мониторинга познавательных УУД
  10. 11.Возрастные особенности коммуникативных УУД у младших школьников
  11. 12.Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
  12. 13.Методики для мониторинга коммуникативных УУД
  13. 14.Циклограмма мероприятий

         В соответствии с данной программой была разработана инструкция по проведению мониторинга сформированности УУД у учащихся первых классов (см. Приложение), листы наблюдений за формированием УУД обучающихся.

VI.Портфолио обучающегося

         Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, который позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов. Составляющие портфеля достижений могут быть оценены только качественно.

         В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы:

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

2. Систематизированные материалы наблюдений, которые ведут учителя начальных классов, иные учителя-предметники, дополняются исследованиями школьного психолога и формируют общую картину овладения универсальными учебными действиями.

 

         Создание единых измерительных средств, понятных всем участникам образовательного процесса, простых в обработке и использовании, как своеобразный термометр, нацелен на отслеживание достижений каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

     В проведении мониторинга планируемых результатов обучения в начальной школе участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ.

         При проведении мониторинга планируемых результатов обучения функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

 

1) директор школы ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую проведении мониторинга планируемых результатов обучения, ведение портфолио;

распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;

осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии мониторинга в практике работы ОУ;

2) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии мониторинга как метода оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся первой ступени; осуществляет контроль деятельности педагогического коллектива по реализации технологии мониторинга в ОУ;

Обеспечивает преемственность и единообразие в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного среднего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

3) учитель-предметник совместно с педагогом – психологом осуществляет сбор информации об уровне сформированности УУД у младших школьников методом анкетирования, тестирования наблюдения, беседы;

выявляет и анализирует факторы, способствующие формированию УУД;

формирует банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

5) родители оказывают помощь в оформлении папки, в структурировании содержания папки, принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио, в его анализе и оценивании.

 

6) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

 

   Перед Вами часть плана-графика мониторинга ОР, цель которого создание оснований для обобщения и анализа полученной информации об уровне обученности для осуществления оценок прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных решений по улучшению качества образования.

                       

 

      

     Программа мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся первой ступени составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. 1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. 2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. 3.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. 4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  5. 5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. 6.Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

  1. 1.Универсальные учебные действия младших школьников;
  2. 2.Психолого- педагогические условия обучения;
  3. 3.Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. 1.соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. 2.соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. 3.сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

 

     В соответствии с данной программой была разработана инструкция по проведению мониторинга сформированности УУД у учащихся первых классов, листы наблюдений за формированием УУД у обучающихся

 

Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов

          Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.

Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден и введен в действие 01.01.10. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

Процедура проведения диагностического исследования

1. Учителя самостоятельно заполняют сводную таблицу по классу.

2. Объектом наблюдения являются особенности отношения учеников к учебному материалу, их поведение и деятельность в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. При этом процесс наблюдения ограничивается группой учащихся, не более 5 человек.

3. Опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности учеников педагог сопоставляет их с описанием представленных уровней сформированности универсальных учебных действий (см. таблица 1). Процесс наблюдения за учащимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.

4. Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 0, средний уровень -1, высокий уровень – 2. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Затем определяется средний балл по каждой группе УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу (см. таблица 2) по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу).

5. В последней графе таблицы по каждому общему (по группе УУД) и частному показателю УУД указывается средний балл по классу.

Таблица 1

Показатели сформированности универсальных учебных действий

                                      первоклассника на конец года      

 

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

I   Сформированность личностных УУД

1.1

Сформированность   учебно-познавательного

интереса

проявляет   устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактичес-кому, так и к   теорети-ческому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя

проявляет   интерес преиму-щественно к новому фактическому   учебному материалу,ученик   проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с   учителем

обнаруживает   безразличное     или негативное отношение   к учебной деятельности,неохотно   включается в   выполнение заданий,   не принимает помощь со стороны учителя,охотно   выполняет лишь привычные действия, чем   осваивает новые

1.2

Принятие и соблюдение норм   школьного поведения

всегда   соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке

знает и   старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под   влиянием других

нормы и   правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их

1.3

Самооценка

во всем   реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть   сниженная самооценка)

в   основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима   чуть завышенная самооценка)

чрезмерно   завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению

1.4

Нравственно-этическая ориентация

выделяет   моральное содер-жание ситуации (рассказа), при осуществлении морального   выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников,   ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость   выполнения моральной нормы

выделяет   моральное содер-жание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции   ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия   поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедли-вого   распределения, взаимо-помощи)

не   выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками   ситуации отсут-ствует ориентация на нормы социального поведения   (ответственности, справедливо-го распределения, взаимо-помощи).

 

1.5

Эмоциональная отзывчивость

всегда   сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим

 

способен   к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится

переживает   только собствен-ные неудачи и безразлично относится к проблемам других

 

II   Сформированность регулятивных УУД

2.1

Действие целеполагания

самостоятельно   ориенти-руется в практических заданиях, учебная задача удерживается и   регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учи-теля ориентируется   в заданиях теоретического характера

ориентируется   в практических заданиях с помощью учителя, осознает,   что     надо делать и что сделал в процессе решения практической   задачи, в теоретических задачах не   ориентируется

способен   принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания   и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком   частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать

2.2

Действие планирования

 

может   совместно с взрослым планировать последовательность выпол-нения задания и   успешно самостоятельно работать по плану

в   сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия,   необходи-мые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному   плану при незначительном контроле учителя

 

 

копирует   действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь,

самостоятельно   работать по предложенному педагогом плану не может

Оцениваемые   параметры

Уровень   сформированности

Высокий   уровень

Средний
  уровень

Низкий   уровень

2.3

Действия   контроля и коррекции

 

ученик   осознает правило   контроля, но   затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их;   находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно   повторенных действиях ошибок не допускает

контроль   выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы   действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик   не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно

ученик   не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может   обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится   к исправленным ошибкам в своих работах и не   замечает ошибок других учеников

2.4

Действие оценки

 

умеет самостоятельно   оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата,   соотнося его со схемой действия

не умеет самостоятельно оценить свои действия, но   испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя;может оценить действия других учеников

ученик   не умеет, не пытается и не   испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно,   ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некри-тически, не   воспринимает аргументацию оценки;

2.5

Саморегуляция

помнит и   удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в   требуемый временной момент; способен тормозить свои импуль-сивные   поведенческие реакции

помнит, но не всегда выполняет правила,   инструк-ции; не всегда  выполняет и заканчивает действие в   требуемый временной момент;

не   всегда может сдерживать свои импульсивные поведен-ческие реакции на уроке

не   выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить   задание до конца; не способен сдерживать свои импуль-сивные поведенческие   реак-ции на уроке

 

III   Сформированность познавательных УУД

3.1

Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя   учебник и информацию, полученную на уроке

способен   самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения   учебных заданий

самостоятельно,   но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую   информацию для выполнения учебных заданий

не может   без помощи педагога найти необходимую   информа-цию для выполнения учебных заданий

3.2

Умение   отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

при   незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного

с   помощью учителя способен отличать новое от   уже известного

даже при   помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного

3.3

Умение делать выводы

способен   при незначи-тельной поддержке педагога сделать выводы   по результатам   работы

совместно   с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы

даже при   значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по   результатам работы

3.4

Анализ объектов с   целью выделения существенных признаков

может   самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов

выделяет   существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога

затрудняется   в выделении существенных признаков сравниваемых объектов

3.5

Группировка и   классификация объектов

практически   самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрас-ту   предметном материале

осуществляет   эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого

данные   логические операции для ребенка недоступны

3.6

Установление причинно-следственных   связей

способен   самостоятельно определить причинно-следс-твенные связи на доступном учебном материале

определяет   причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого

не может   установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого

3.7

Умение выявить аналогии на   предметном материале

часто   способен самостоя-тельно выявить аналогии на предметном материале

по   наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале

даже при   значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на   предметном материале

Оцениваемые   параметры

Уровень   сформированности

Высокий   уровень

Средний   уровень

Низкий   уровень

3.8

Умение использо-вать   знаково-символические средства для созда-ния моделей и схем

 

ребенок   быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по   образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок

понимает   инструкцию, может выполнить задание кодиро-вания по образцу, но допускает   достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне   медленно

не понимает или плохо понимает инструкцию по   созданию модели или схем,

не   понимает как передавать логические или числовые отношение   знаково-символическими   средствами, не может выполнитьзадание даже по образцу

 

IV   Сформированность коммуникативных УУД

4.1

Умение работать в паре и группе

согласует   свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют   их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла

приходит   к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает   затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других

не   пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не   умеет   оценивать результаты деятельности   других детей;

4.2

Умение оформлять свою мысль в   устной речи

умеет   оформлять свою мысль в устной речи на   уровне небольшого текста

умеет   оформлять свою мысль в устной речи на   уровне одного предложения

не умеет   самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи

4.3

Умение выразительно читать и   пересказы-вать текст

чтение   без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста

чтение с   небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает   текст с незначительными искажениями содержания

чтение с   большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает   текст со значительными искажениями его содержания

4.4

Сформированность норм в общении с   детьми и взрослыми

знает и   соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

знает,   но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

не знает   и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

4.5

Умение выполнять различные социальные   роли в группе (лидера, исполнителя оппонента др.)в соответствии с задачами   учебной деятельности

в   групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль

в   групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной   поддержке учителя

в   групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только   исполнителя

 

 

 

 

 

Таблица сформированности универсальных учебных действий учащихся    класса

 

Показатели   сформированности универсальных учебных действий

№   учащегося по списку в классном журнале

Средний   балл по классу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I   Сформированность личностных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1   Сформированность учебно-познавательного интереса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Принятие и соблюдение норм школьного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3   Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Нравственно-этическая   ориентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5   Эмоциональная отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II   Сформированность регулятивных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1   Действие целеполагания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2   Действие планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Действия контроля и коррекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4   Действие оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5   Саморегуляция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III   Сформированность познавательных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1   Умение добывать новые знания, находить   ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в   ситуации, специально созданной учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3   Умение делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Группировка и классификация объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6 Установление   причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7   Умение выявить аналогии на предметном материале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.8   Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и   схем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV   Сформированность коммуникативных УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1   Умение работать в паре и группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2   Умение оформлять свою мысль в устной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3   Умение выразительно читать и пересказывать текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4   Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5   Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя,   оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портфолио обучающегося

         Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, который позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов. Составляющие портфеля достижений могут быть оценены только качественно.

В школе было принято и утверждено положение о портфолио обучающихся

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО

(индивидуальной накопительной оценке)

ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ Ветлужская СОШ №2

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ Ветлужская СОШ №2 школы разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

1.2. «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 4 классы, дополняющий традиционно контрольно – оценочные средства и включающий итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио может быть как качественной, так и количественной.

1.3. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, способ фиксирования индивидуализированных оценок и сомооценивания, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

1.4. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного образования учащимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает учащихся на саморазвитие, самообразование.

1.5. Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.

 

2. ЦЕЛЬ ПОРТФОЛИО.

2.1. Объективная оценка трех видов образовательных результатов школьника, фиксирование, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 4 классы.

2.2. Формирование умения рефлексирования и самопрезентации.

2.3. Включение в систему оценивания всех участников образовательного процесса.

 

3. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО.

3.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио – 1 класс 1, 2 четверть.

3.2. Ведение портфолио рекомендуется каждому ученику школы с 1 по 4 класс и предполагает представление отчета по процессу образования ученика, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения, как по итогам учебного года, так и по итогам каждой ступени обучения.

3.3.В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

           3.4. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначенной приказом директора ОУ. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель, а также представители родительского комитета класса, ШУСа, классного актива и администрации школы. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

3.5. Сводное портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.

         3.6. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и гербовой печатью школы.

 

4. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО.

Структура портфолио обучающихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов: «Знакомьтесь, это я!» + «Моя школа» + «Мой класс» + «Мои учебные достижения» + «Мои достижения» + «Мои проектные работы» + «Отзывы и пожелания» .

6.1 «Знакомьтесь, это я!» включает в себя:

- "Мое имя" - информация о том, что означает имя, отчество и фамилия; "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье, семейном празднике, любимом семейном блюде. «Моя родословная» - составление родословной семьи, рассказ о родственниках по линии мамы и папы.

- "Моя маленькая Родина " - рассказ о родном городе, о его интересных местах, знаменитых людях края.

- "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

 

6.2. "Моя школа"

- «Законы школьной жизни» - знакомство с законами школьной жизни и составление законов классного коллектива.

- «Права и обязанности учащегося».

- «Распорядок дня» - составление распорядка дня 1-4 классы.

- «Правила безопасности» - правила безопасного поведения на дорогах, рисование плана безопасного маршрута «Дом – школа».

 

6.3. «Мой класс»

«Традиции моего класса» - выбор традиций класса.

-«Законы школьной жизни» - законы общения, на которых строятся отношения в классном коллективе.

- «Как я отношусь к людям» - здесь учащийся оценивает свои поступки, эмоции в общении с другими людьми.

- «Мои добрые дела» - вписывание добрых дел в контуры звездочек, «Мои жизненные принципы» - осознание и объяснение правил поведения.

 

6.4. «Мои учебные достижения»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик учится ставить цели, оценивает свои знания, умения, навыки по основным разделам учебного курса на начало изучения темы и на конец года, подводит итог, что понравилось на уроках, что нет, чему научился; наполняет папку отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

- информация о конкурсах, где выставлялись творческие работы: название, когда, где и кем проводилось. Если событие освещалось в СМИ или Интернете – ссылка на данную информацию или распечатка тематической странички Интернет-портала.

 

       6.5. «Мои достижения»

В данном разделе размещаются в хронологическом порядке грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.

6.6. «Мои проектные работы» - размещаются сведения об участии в проектных работах, проектные работы ученика.

  • Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:

ü Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

ü Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.

ü Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

ü Работы по искусству – дается перечень работ, участие в выставках;

ü Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;

ü Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;

ü Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;

ü Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;

ü Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

 

6.7. «Отзывы и пожелания»

В этом разделе размещается положительная оценка учителей, педагогов дополнительного образования, родителей и других участников образовательного процесса.

Примерный перечень документов « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ »:

  • Заключение о качестве выполненной работы;
  • Рецензия на статью;
  • Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
  • Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;
  • Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
  • Рекомендательные письма;
  • Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.
  • 5. ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО.

5.1. Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе комплексной структурой, согласно содержанию. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами и (или) в электронной форме дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.

5.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности

5.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

-       систематичность и регулярность ведения портфолио;

-       достоверность сведений, представленных в портфолио;

-       аккуратность и эстетичность оформления;

-       разборчивость при ведении записей;

-       целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

-       наглядность

           5.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

          

6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

        8.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора ОУ.

         8.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

2) директор школы ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;

3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ

4)классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, сводный портфолио; организует воспитательную систему с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.

5)учитель-предметник, педагоги дополнительного образования координируют процесс поиска обучающимися и предоставление   мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводят просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

6)педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

7)родители оказывают помощь в оформлении папки, в структурировании содержания папки, принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио, в его анализе и оценивании.

Приложение 1.

Таблица для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

 

 

Образовательные результаты

Баллы

1.

Школьные конкурсы, спортивные соревнования,   олимпиады, выступления

- участие

3 место

2 место

1 место

 

 

0,5

1б.

2б.

3б.

2.

Городские, районные конкурсы, спортивные соревнования,   олимпиады, выступления

- участие

3 место

2 место

1 место

 

 

1б.

4б.

5б.

6б.

3.

Областные конкурсы, спортивные соревнования,   олимпиады, выступления

- участие

3 место

2 место

1 место

 

 

2б.

7б.

8б.

9б.

4.

Всероссийские конкурсы, спортивные соревнования,   олимпиады, выступления

- участие

3 место

2 место

1 место

 

 

3б.

10б.

11б.

12б.

5.

Успеваемость.

 

 

- отлично;

- хорошо;

-удовлетворительно;

 

5б.

4б.

3б.

6.

Участие в кружках дополнительного   образования.

3 б.

7.

Проектные, исследовательские   работы.

1-    5б.

 

 

 

 

    Создание единых измерительных средств нацелено на отслеживание достижений каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-экспериментальная работа учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия Родькиной Л.А.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...

Проектно-экспериментальная работа Родькиной Ларисы Александровны,учителя-логопеда МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №1"Республики Мордовия.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка про...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

План воспитательной работы в 4 классе МБОУ «Урсалинская средняя общеобразовательная школа» г.Альметьевска Республики Татарстан

1.    Анализ воспитательной работыклассного коллектива за 2015/2016 учебный годВ 2015/2016 учебном году передо мной как классным руководителем стояли следующие задачи:1....