Мастер-класс «Совершенствование работы с текстом в начальных классах»
учебно-методический материал

Гармаева Сэсэгма Сергеевна

Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему.  На разных этапах урока мы используем разные приемы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Совершенствование работы с текстом в начальных классах»

Ход мастер-класса

Методические темы наших педагогических лабораторий направляли нас (учителей нач. кл.) на совершенствование работы с текстом.

слайд 1  - как точно выразился академик Лев Дмитриевич Кудрявцев: «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

слайд 2  ТО тема нашего мастер-класса сформулировалась сама собой:

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

  1. Информационный блок.

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это   способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В практике мы сталкиваемся со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста,  выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

-  для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.  

Слайд 3

Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему.  На разных этапах урока мы используем разные приемы:

Вызов:               Осмысление:            Рефлексия:

  

       Слайды с приемами (4-10) пролистать, назвать

Все эти приемы мы используем на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других.
           Практическая часть мастер-класса

Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель.

 Предмет нашего разговора на уроке  необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его  нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

 Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время) 

Какие единицы времени вы знаете?  

 Слайд 11 : Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 11 декабря, четверг, зима, 2014 год, ХХI век, ___ часов.

         Молодцы!  Вы очень способные дети.  И я с удовольствием  поиграю с вами в игру «Верю – не верю».  Предлагаю поработать в парах. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны со мной – ставьте плюс, нет – минус. Возьмите карточки. Когда пара будет готова, соедините руки над головой «домиком».

1.Верите ли вы, что в сутках 24 часа?

2.Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

3.Верите ли вы, что олимпиада   - это единица времени?

4.Верите ли вы, что человек, проживший  сто лет,  отмечал день рождения только  25 раз?      

5. Верите ли вы, что 19+23 = 18?

6.Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

7. Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца  справляют юбилей?

Отложите пока ваши карточки. Перед вами текст.  Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени? Приготовьте «Бортовые журналы». Читая текст, делайте пометки в «Бортовом журнале».    слайд 12.

Посмотрите на таблицу в «Бортовом журнале». Знаком плюс отмечены  вопросы, по которым ваши  знания  увеличились. Молодцы! А теперь пришло время  вернуться к игре «Верю – не верю», проверить свои результаты и посмотреть, что нового вы узнали, работая с текстом.

1.В сутках 24 часа  …. Ставим плюс

2.От начала нашей эры не прошло и миллиона дней + Оказывается, 2014лет это 734056 дней, что меньше миллиона.

3. Олимпиада   - это единица времени … Ставим плюс

4. Человек, проживший  сто лет,  отмечал день рождения только  25 раз, если брать за единицу времени древнегреческую олимпиаду. +

5.  Это равенство 19+23 = 18 верное, если выполнять сложение  «на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов

6. В 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов.  Расстояние составляет 9000 км.

7. В 83 года и 4 месяца  отмечают юбилей, потому что это 1000 месяцев.  Круглая даты, значит юбилей.

Поднимите, пожалуйста,  руки, у кого все ответы правильные. Молодцы! Все хорошо поработали!

В начале нашего занятия вы ответили на мои вопросы:

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

Поднимите руки, кто полностью с этим согласен.

А теперь оцените свою деятельность на занятии. Напишите письмо самому себе, состоящее из 3-4 предложений. Как вы поработали сегодня, что получилось, в чем были затруднения. Начните со слова «Привет!», закончите пожеланиями себе.

________________, прочтите нам, пожалуйста, свое письмо. Может, еще кто-то желает? Спасибо!

Слайд 12.

Сегодня мы на практике убедились, что «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Спасибо всем за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.

Текст «Время» для урока математики

 Что такое время?  Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.  

Зачем нужно знать время?  Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.  

Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы,  как  тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.  Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней.

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум)  равно 1000 годам.  Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI  век.   1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц -  из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит  по орбите вокруг Солнца  29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд.  Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других — из 365 дней.

Как определяют время? Определяют текущее время  по часам.    Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа.  В английской системе первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) — PM от лат. Ante Meridiem/Post Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом,  момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во французской системе — 19:14 (в английской системе 7:14 PM).      

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются  по радио.  В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды.   1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Развитие способности понимания и коммуникации при работе с текстами в начальных классах

Проблема способностей — одна из  наиболее сложных в психологии и педагогике. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Мастер – класс « Работа с текстом в начальных классах»

Цель мастер-класса: познакомить  с приёмами работы   с текстом на уроках в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий...

Мастер – класс « Работа с текстом в начальных классах»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы   с текстом на уроках в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:познакомить...

мастер-класс Совершенствование работы с текстом в нач. кл.

Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые работают наиболее успешно, «прижились», вошли в систему.  На раз...