Формирование УУД во 2 классе при внедрении ФГОС НОО. Диагностика УУД.
методическая разработка (2 класс)

Никитюк Анастасия Васильевна

Методики для диагностики УУД во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_uud.docx296.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД во 2 классе при внедрении ФГОС НОО.

Диагностика УУД.

 

  «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах,

 если у ученика нет желания учиться».

(педагог Василий Александрович Сухомлинский).

Значит, перед учителем ставится задача: «пробудить у ребенка желание учиться», научить его учиться.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. 

В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно   новых целей и результатов. Основной задачей и основным критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом, т.е. УУД.

          Что же такое Универсальные Учебные Действия? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле  - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Функции УУД:

-Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

-Ставить учебные цели.

 -Искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.

- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

-Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению.

- Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

         Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.

В составе основных видов УУД, соответствующих целям общего образования, можно выделить  четыре блока:

  1. Личностный (смыслообразование, я знаю, я умею)
  2. Регулятивный (целеполагание,контроль,оценка)
  3. Познавательный (работа с учебными моделями, выполнение сравнения,анализа,синтеза,классификации)
  4. Коммуникативный (планирование,постановка вопросов,построение речевых высказываний)

Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.

Рассмотрим,на что можно учителю опираться при формировании УУД:

любознательность, с удовольствием фантазируют,рассуждают,играют.

Что необходимо развивать: внимание, моторику, мышление.

Методики для диагностики УУД в 2классе:

УУД

           Диагностические методики

 1.

Личностные

  1. Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
  2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (анкетирование)
  3. Методика «Лесенка»

 2.

Познавательные

  1. Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн "Экспериментальные методы патопсихологии").

 3.

Регулятивные

  1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

4.

Коммуникативные

  1. Методика «Тарелочка» Г.А. Цукерман.

 

Цель:

выявление уровня сформированности УУД у учащихся 2 класса;

Задачи:

- провести диагностику учащихся 2а класса;

- провести мониторинговое исследование; использовать результаты диагностики в построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся 2-го класса.

1. Методика «Выделение существенных признаков» (познавательные)

Теоретическое обоснование. Методика на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения (С.Я. Рубинштейн "Экспериментальные методы патопсихологии"). Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от кажущегося очевидным, но неверного решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Цель. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Инструкция. Испытуемому объясняют, что в каждой строчке есть одно слово, стоящее перед скобкой, и далее — пять слов в скобках; что все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобкой. Затем предлагают выбрать два слова из пяти и подчеркнуть их.

Тестовый материал.

Этот тест предназначен главным образом для индивидуального обследования и обычно включается в набор тестов для определения уровня развития мышления.

Тестовый материал.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

 8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). \

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Правильно выбранные слова: растения, земля; берег, вода; здание, улица; крыша, стены; углы, сторона; делимое, делитель; диаметр, округлость; глаза, печать; бумага, редактор; игроки, правила; сражения, солдаты.

Обработка результатов. Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли он в своих неправильных ответах и чем объясняет свой выбор.

Интерпретация результатов. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод об уровне сформированности логичности мышления испытуемого. Правильные ответы, находящиеся в диапазоне от 0 до 50%, — низкий уровень, от 51 до 70% — средний уровень, 71—100% — высокий уровень.

  1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) (Регулятивные)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 8- 10 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Пример: 

        

Вывод: анализируя данную диагностику, можно сказать, что объем внимания и его концентрация находятся на низком уровне.

Поэтому нужно больше давать учащимся заданий на внимание и его концентрацию.

3. Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) (ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

Мотивация, внутренняя позиция (самоопределение и смыслообразование)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

А                                             Б

аккуратный                 драчливый

вежливый                    злой

честный                       ленивый

добрый                        упрямый

любознательный        невнимательный

отзывчивый                 неаккуратный

справедливый             грубый

трудолюбивый            жадный

старательный             завистливый

верный                         нечестный

Метопредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

ВЫВОД: по результатам видно, что есть дети, у которых самооценка занижена, а это значит учителю и психологу таким ребятам необходимо больше уделять внимания и выяснить какие проблемы есть в психологическом плане.

4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (Личностные)

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы: .Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?

А Нравится 10

1 Б Не очень нравится

В Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А Нет

Б Иногда

В Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

ВЫВОД: Ребята в результате анкетирования на высоком уровне ориентируются в ситуациях и хорошо оценивают поступки морального содержания.

Методика №1 «Лесенка».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме

Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Рисунок к методике «Лесенка»

http://prostatitusnet.ru/wp-content/uploads/media/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%A3%D0%A3%D0%94-%D0%B2-1-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5/image1.png

Инструкция:

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов:

При анализе полученных данных исходите из следующего:

Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2-4  средний уровень (адекватная самооценка).

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность – это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка).

Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Вывод: в данной диагностике у одного учащегося  низкая самооценка, в ходе беседы было выяснено, почему он ставит себя на низкие ступеньки.(Сопутствовала обида, за плохую оценку)

Методика «Тарелочка» (Коммуникативные)

Цель: изучение уровня сформированности навыков взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Проводится коллективно. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определённого задания.

Учитель рассаживает детей парами. На каждом столе находится лист бумаги с изображением тарелки (вид сверху), цветные карандаши, фломастеры, краски.

Далее каждой паре предлагается придумать узор для тарелочки. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых тарелок современные, декоративная роспись: Гжель, хохлома и т.д. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого тарелочки, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка на донышке;

б) одинаковое оформление каймы;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Инструкция: “Для того, чтобы сделать такие же красивые тарелочки, надо работать дружно и слаженно.”

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

Критерии оценивания:

 продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

 умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

 взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

 взаимопомощь по ходу рисования;

 эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – тарелочка украшена одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Вывод: в ходе диагностики была видна продуктивность совместной деятельности,
умение договариваться,
приходить к общему решению,
умение убеждать,
замечают друг друга отступления от первоначального замысла, спокойно реагируют, не ругаются, не спорят, оказывают друг другу помощь, работают с удовольствием  

ВЫВОДЫ

На основании проведенной диагностики можно сделать следующий вывод:

Большинство детей класса умеют анализировать предложенный объект, неплохо осуществляют сравнение, анализ, хорошо выделяют общий признак и устанавливают аналогии. Ориентируются в моральных поступках, адекватно оценивают себя как личность.

Это позволяет говорить о среднем уровне способности испытуемых к обобщению и выделению существенных признаков. 

Личностные, коммуникативные, познавательные УУД сформированы на достаточном уровне.

Необходимо развивать регулятивные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.

скачать презентацию(слайд 1) Изменения, происходящие  в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.Современные дети сильно измени...

Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.  Большие надежды на кардинальные изменения в ...

Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий при внедрении ФГОС НОО

Деятельность учителя по формированию  учебных универсальных действий   при внедрении ФГОС НОО...

Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»

В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познава...

Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД). В докладе раскрывается цель, задачи реализации программы по формированию БУД обучающихся с умст...