Технология создания интеллект-карт
статья

Опалева Елена Геннадьевна

Описание технологии создания интеллект-карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sozdaniya_intellekt.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания интеллект- карт в начальной школе.

Критерии оценивания.

    В современной школе применяется большое количество педагогических технологий, выполняющих важные образовательные задачи. Использование той или иной технологии помогает педагогу добиваться высоких результатов качества обученности учеников, рационально использовать время на уроке, формировать УУД. Самой универсальной, наглядной, простой и полезной является технология создание интеллект –карт.

   Технология интеллект– карт – это техника представления любой информации в систематизированной графической форме. Основоположником является Тони Бьюзен, американский психолог, ученый и бизнесмен. В своей работе «Интеллект карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» подробно описывает суть технологии, которая имеет множество названий: mind map или майнд-карта, ментальная карта, умная карта. В России изучением технологии интеллект- карт занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Е.А.

    Интеллект- карта – это простой способ систематизации и запоминания материала, создается по следующим принципам:

а) принцип наглядности (используются сигналы, картинки, разные цвета);

б) принцип полноты информации (тема раскрывается разносторонне);

в) принцип иерархичности ( в центре- более важные понятия).

 Использование интеллект- карт на уроках эффективно решает  одну из важнейших задач- формирование у учеников универсальных учебных действий младших школьников.  

В процессе создания интеллект – карты формируются:

- Познавательные УУД: умение выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, классифицировать, обобщать и структурировать информацию.

-Коммуникативные УУД активно развиваются при выполнении групповых заданий, в процессе которых ученики обсуждают идеи, рассуждают, делают выводы. Все это формирует умение строить устное и письменное высказывание, продуктивное сотрудничество со сверстниками.

-Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка результата.

-Личностные УУД : самопознание, саморазвитие.

Создавать карты можно  на любом этапе урока, для запоминания нового материала, планирования, обобщения изученного, анализа информации. Формы работы с интеллект- картами:

1. Работа с готовым вариантом карты. Проводится на начальных этапах.

2. Дополнение недостающих сведений.

3. Поиск и исправление ошибок в готовой карте.

4. Работа с шаблоном.

5.Групповая, а затем индивидуальная работа по созданию карты на основе информации из учебника или дополнительной литературы.

     Есть разные способы создания ментальной карты, которые зависят от уровня подготовки учеников, от технической обеспеченности. Дети могут рисовать карты сами по алгоритму или создавать в электронном виде с помощью использования удобных сервисов, например,  Power Point, XMind Manager ( https://www.xmind.net/download/xmind8 ), mindmeister.com (https://www.mindmeister.com/ru). В начальной школе предпочтительно, чтобы дети рисовали сами с целью развития своих творческих способностей, а не составляли на компьютере.

  Преимущества обучения с использованием интеллект- карт.

1.Захватывают внимание детей всех уровней подготовки.

2.Обеспечивается глубокое понимание предмета в связи с тем, что отображаются не только факты, но и взаимосвязи между ними.

3.Объем материала значительно уменьшается.

4.Структурный характер помогает изменять, дополнять информацию

Интеллект карта оценивается по следующим критериям:

  1. Четко выделена тема, проблема в центре карты (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен частично, 2 балла - критерий выражен полностью)
  2. Полнота содержания карты, , выраженная наличием всех элементов (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен частично, 2 балла - критерий выражен полностью)
  3. Выделены основные идеи и направления исследования  (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен частично, 2 балла - критерий выражен полностью)
  4. Правильность содержания карты (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен частично, 2 балла - критерий выражен полностью)
  5. Наличие логических связей между элементами всей структуры (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен частично, 2 балла - критерий выражен полностью)
  6. Эмоциональная составляющая (цвет, символы, форма) (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен полностью)
  7. Самостоятельность при составлении карты (0 баллов - критерий не выражен, 1 балл - критерий выражен полностью)

Максимальное количество баллов: 12

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии Интеллект-карт на уроках ОРКСЭ.

Презентация по теме "Применение технологии интеллект-карт на уроках ОРКСЭ"...

Статья "Метод создания интеллект-карт для начальной школы"

В статье рассказывается о том, что такое интеллект-карты и как их можно использовать в начальной школе....

Памятка по созданию интеллект-карт.

Памятка по созданию интеллект-карт....

Технологическая карта урока информатики «Компьютерные сети. Текстовый редактор Word: создание интеллект-карт» (УМК «Информатика», 3 класс)

Цель урока: формирование представления о компьютерных сетях, формирование умения создавать интеллект-карты в Word.Задачи урока...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...