Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Выступление: "Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми"
статья

Губанова Надежда Петровна

Выступление: "Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Сообщение на методическом  совете начальных классов.

 Тема: «Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми».

Для того чтобы организовать работу с этими детьми, учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей класса, строить индивидуальный подход к ним.

Для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний ее предел, который надо превзойти.

Индивидуальная работа предполагает: коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности.

Каковы же основные пути и способы работы с педагогически запущенными детьми?

Во-первых, выяснить причины деформации в данном развитии (неблагополучности, запущенности детей).

- Почему проявилась?

А) В результате отрицательного влияния неблагополучных семейных условий.

Б) Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

В) От социального окружения.

Надо сравниться, насколько - это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше уделять внимание трудному ребенку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в  отношении его и, сообща, определить линию поведения.  

Необходимо, чтобы и школа изменила свое отношение к нему, перестала считать его неисправимым, нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла в общие дела коллектива. Школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного подростка. Если это невозможно, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребенка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребенка, так как у него давно уже выработалось недоверчивое отношение к словам учителя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности, может принести большую пользу.

В-четвертых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение, искоренение чего-то.

Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств.

В-пятых, необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать его самого на борьбу с собственными недостатками. Надо показать трудному школьнику истинную романтику нравственного воспитания, попытаться сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека, дать вдохновляющий образец для подражания.

Конечно, нельзя рассчитывать на то. Что за сравнительно короткое время можно полностью выправить личность трудных ребят, ликвидировать устойчивые черты: грубость, упрямство, лень, циничное отношение к моральным принципам. Но если подобная работа с трудными не будет эпизодом, то общественно здоровая деятельность постепенно приведет к тому, что организованность вытеснит расхлябанность, настойчивость – упрямство, ложная романтика жаргона, грубой физической силы, правонарушений - уступит место спортивной борьбы, романтике походов, товарищеской взаимопомощи.

- Нельзя недооценивать и роли индивидуального шефства.

- Индивидуальный подход осуществляется в коллективе, через коллектив.

Чем лучше разбирается учитель, воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс.

Например. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка. Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание; реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки – одноклассницы.

Следует помнить, что на данных учащихся, по-разному, влияют поощрения и наказания.

Особое значение в работе с педагогически запущенными детьми имеют три момента.

1. В общении с ними очень важно теплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту, мягкость.

2. Воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Иным учителям попросту не хочется видеть что-то хорошее у плохого ученика, а некоторое считают, что надо им, договорившись, ставить двойки сразу по нескольким предметам. Разумеется, это мнение ошибочно и антипедагогично.

 Выявить и использовать то положительное не всегда легко, зато этот прием воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Подростки очень ценят то, что им доверяют. Чтобы подростки верили, надо помнить:

  1. Доверие должно быть естественным и непринужденным.
  2. Учитель должен сам быть уверенным в то, что подростку можно доверять, что в подростке не заглушены нравственные тенденции.
  3. Учитель должен терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью.

Учить и воспитывать таких детей надо в общеобразовательной школе, чтобы недостаточно способный ученик не чувствовал своей «неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы.

Вывод.

Все это подтверждает то, что учителя. Используя свою работу с педагогически запущенными детьми, обязательно используют индивидуальный поход, который позволяет снизить количество неуспевающих детей и пополнить тем самым ряды хорошо занимающихся учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 3.2. Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации

1. Фото-приложение к разделу: https://nsportal.ru/albom/2022/03/20/uchastie-pedagogicheskogo-rabotnika-v-realizatsii-vospitatelnyh-meropriyatiy-v2. Фото-приложение к разделу: https://nsporta...

Критерий 3.2. Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации

План воспитательной работы учителя, являющегося классным руководителем, или перечень воспитательных мероприятий...