Формирование функциональной грамотности младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Тема работы городского методического объединения учителей начальных классов на 2021 – 2022 учебный год сформулирована следующим образом:

Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.

Цель нашей работы:
Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема работы городского методического объединения учителей начальных классов на 2021 – 2022 учебный год сформулирована следующим образом:

Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства.

Цель нашей работы:
Совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.

Первым обоснованием выбранной темы послужил:

Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно пятому пункту которого Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:

А) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

В) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект РФ «Образование» выдвигает ряд задач, решение которых поможет обеспечить достижения этих целей. Вот некоторые из них:

5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников…

7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков…

8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов…

10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях… профессионального и карьерного роста.

        На пути к поставленной цели нам с вами предстоит решить аналогичные задачи:

  • развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся;
  • совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников;
  • тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования;
  • оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах;
  • организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях;
  • внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания.

        Вторым обоснованием выбранной темы стал Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. Согласно части III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования, а именно, пункта 34.2. … в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

Сформированностью ФГ занимается и Международная программы по оценке образовательных достижений учащихся в разных странах мира. 

        Современному учителю необходимо включать в программу саморазвития темы, связанные с формированием функциональной грамотности младших школьников. Ведь изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Человек должен быть функционально грамотным.

        Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

        Направленность обучения на обогащение знаниями без развития способности их использовать приводит к одностороннему развитию личности. Анализ достижений младших школьников РФ в соответствии с требованиями ФГОС обращает внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования. Большинство выпускников начальной школы недостаточно владеют смысловым чтением, не справляются с задачами на интерпретацию информации, не умеют высказывать предположения, строить доказательства, затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения, отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями.

         

        Сложившаяся ситуация - следствие устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, предполагающими запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.

        Изменить ситуацию возможно лишь сформировав в человеке основы ФГ.

        

        Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, и интересами, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; 

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; 

– умеющий отвечать за свои решения; 

– способный нести ответственность за себя и своих близких; 

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций в различных областях знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общее решение; 

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

– владеющий современными информационными технологиями.

        Основные направления формирования функциональной грамотности: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.

        ФГ включает в себя интегративные и предметные компоненты. Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее.

        Информационная грамотность  включает:

- осознание необходимости расширения своего информационного поля;

- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;

- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

        Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

        

        Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

        Предлагаю вариант задания на формирование читательской грамотности. Работа с абонементом «В театр всей семьёй». Вид текста – НЕСПЛОШНОЙ. Ситуация – ДЕЛОВАЯ.
1 и 2 задания формируют умение находить информацию в тексте, давать ответы на открытые вопросы и устанавливать истину.

        

        3 и 4 задания формируют умение интерпретировать текст.

        5 и 6 задания формируют умение рефлексии и оценки.

        Коммуникативная грамотность   – сложное интегративное образование, которое включает:

- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;

- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;

- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

        Социальная грамотность  включает:

- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;

- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;

- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;

- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

        Издательство «Просвещение» предлагает нам Электронный Банк заданий на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов.

        

        Формирование ФГ невозможно без развития в детях креативности.

  • Креативность – это смекалка, способность человека в определенных критических случаях находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата;
  • Креативность – это смелость при решении задач, с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;
  • Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.
  • «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

        

        И в заключении. Формируя ФГ, учителю следует быть организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом. А профессиональные умения педагога должны быть направлены на диагностику  работы учеников и своевременное оказание квалифицированной помощи по устранению намечающихся трудностей в познании и применении знаний. А эта роль требует от учителя высокого уровня мастерства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема работы ГМО в 2021-2022 учебном году: Формирование функциональной грамотности младших школьников через объединение творческих инициатив педагогов и непрерывное совершенствование профессионального учительского мастерства. Цель: совершенствование системы муниципальной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся.

Слайд 2

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Обоснование выбранной темы П. 5 Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально- культурных традиций. ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА РФ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Слайд 3

5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников… 7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков… 8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов… 10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях… профессионального и карьерного роста. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА РФ «ОБРАЗОВАНИЕ»

Слайд 4

развитие профессионального мастерства педагогов в области формирования функциональной грамотности учащихся; совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников; тиражирование опыта педагогической деятельности учителей начальных классов по темам самообразования; оказание методической поддержки молодым специалистам, учителям, проходящим аттестацию и участвующим в профессиональных конкурсах; организация демонстрации авторских разработок, диагностического инструментария, участия в вебинарах и онлайн-конференциях; - внедрение инновационных образовательных технологий в практику современного преподавания. Задачи:

Слайд 5

Пункт III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов . Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - PISA Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. 34.2. … в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: … формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию; …

Слайд 6

Термин введён в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО. Понятие впервые появилось во ФГОС среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). «Функциональная грамотность младших школьников» Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами .

Слайд 7

Недостатки сегодняшнего начального образования не умеют высказывать предположения, строить доказательства недостаточно владеют смысловым чтением не справляются с задачами на интерпретацию информации затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения отличаются низкой сформированностью умения работать с моделями Большинство выпускников начальной школы

Слайд 8

модель формирования и развития функционально грамотности

Слайд 9

характеризуется показателями: готовностью взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, способностью для его совершенствования; возможностью решать нестандартные учебные и жизненные задачи, строить алгоритмы основных видов деятельности; способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями, правилами партнерства и сотрудничества; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему самообразованию, умением прогнозировать свое будущее. функциональная грамотность младшего школьника

Слайд 10

оценивать знания и умения добывать знания применять знания и умения осуществлять саморазвитие функциональная грамотность связана с готовностью :

Слайд 11

основные направления формирования функциональной грамотности

Слайд 12

интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности Интегративные компоненты Предметные компоненты (предметы учебного плана) Читательская грамотность Литературная грамотность Коммуникативная грамотность Языковая грамотность Информационная грамотность Математическая грамотность Социальная грамотность Естественно-научная грамотность Сущность интегративных компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.

Слайд 13

Информационная грамотность включает: - осознание необходимости расширения своего информационного поля; - способность правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации; - совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с проблемой. Информационная грамотность младшего школьника

Слайд 14

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности; готовность к смысловому чтению, анализу, оценке, интерпретации и обобщению информации; способность извлекать необходимую информацию; ориентироваться с текстовой информации в жизненных ситуациях. читательская грамотность младшего школьника

Слайд 15

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности четырёх групп умений: Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации; Интерпретация текста; Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. Использование текста для речевой деятельности. Формирование читательской грамотности в работе с текстом

Слайд 16

Вид текста – НЕСПЛОШНОЙ Ситуация – ДЕЛОВАЯ Умение: Нахождение информации. Тип 1 вопроса: открытый. Тип 2 вопроса: установление истинности. 1. Последний спектакль по абонементу будет в марте. А) ДА Б) НЕТ 2. Представления рекомендованы к просмотру с трёх лет. А) ДА Б) НЕТ 3. Начало спектаклей в 10 часов утра. А) ДА Б) НЕТ 4. На спектакль ребенок может пойти самостоятельно. А) ДА Б) НЕТ 5. Все спектакли поставлены по мотивам русских народных сказок. А) ДА Б) НЕТ 2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ. Сколько раз можно посетить театр по данному абонементу? В ответе запиши только число. Ответ: _________ раз

Слайд 17

Умение: интерпретация текста. Тип 1 вопроса: закрытый. Тип 2 вопроса: открытый. 4. Перед Вами фрагменты представлений театров Новгорода. Выберите спектакль, который будет проходить в Театре кукол. Запиши вариант ответа __________________ А Б В Г Д 3. Мама купила два абонемента в театр. Сколько рублей она заплатила? В ответе запиши только число. Ответ: _________ руб.

Слайд 18

5. Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре. Выключи мобильный телефон. Вход с едой запрещен. Запрещена видеосъемка Запрещено входить в зал с напитками. Запрещена фотосъемка. Умение: рефлексия и оценка. Тип вопроса: сопоставление. Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д А Б В Г Д

Слайд 19

Умение: Рефлексия и оценка. Тип вопроса: закрытый. 6. Ты пришёл в театр. Как ты будешь вести себя? Обведи буквы выбранных ответов. А. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя. Б. Садись на то место, которое тебе нравится. В. Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Г. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям. Д. В антракте поторопись в буфет, расталкивая окружающих.

Слайд 20

Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает: - способность к успешной коммуникативной деятельности с учётом особенностей ситуации и культуры речевого общения; - готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний: описаний, повествований, рассуждений, доказательств и пр.; - потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию . Коммуникативная грамотность младшего школьника

Слайд 21

Социальная грамотность включает: - готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным ситуациям; - способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы реализации своих желаний, интересов; - наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, элементов рефлексивных качеств. Социальная грамотность младшего школьника

Слайд 22

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA. Наши эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его. Электронный Банк заданий на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов

Слайд 23

Электронный Банк заданий на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога. Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок. С учениками 1 - 4 классов отрабатываем метапредметные навыки С учениками 5 - 9 классов развиваем: Читательскую грамотность Математическую грамотность Естественнонаучную грамотность Креативное мышление https://media.prosv.ru/fg/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

"Формирование функциональной грамотности младших школьников"

Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Формирование функциональной грамотности младшего школьника

Презентация по теме "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"...