Статья "Функциональная грамотность"
статья

Статья "Функциональная грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx704.34 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность и оценка качества образования.

В последнее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях.

Однако прежде, чем, говорить о повышении уровня функциональной грамотности, следует определить, что подразумевается под данным понятием.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, а в дальнейшем в жизни, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

В 1957 году Юнеско определяет понятие «грамотность» как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте.

Минимальная грамотность- способность читать и писать простые сообщения.

Функциональная грамотность- способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом.

В последствии это понятия трансформировались.

Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества является одним из значимых направлений модернизации системы образования.

В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.

Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), беглость (быстрота генерирования различных идей), гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы).

У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, сначала по конкретной теме, а потом на основе обобщения и содержательного дополнения любых практически значимых задач.

Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) – это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос. Процесс переноса, который заключается в том, как учащийся воспроизводит и использует ранее усвоенные знания, приемы (перестраивает их или нет, выбирает нужные знания, приемы из других и т.д.), какие при этом процессы умственной деятельности он осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.).

Учащийся, анализируя незнакомую ситуацию, характеризующуюся наличием известных ему объектов, но находящихся в неизвестных отношениях пытается найти эти отношения, то есть «перенести» сформированное ранее умение в новую ситуацию.

Таким образом, можно обозначить проблемы, на которые следует обратить внимание при развитии функциональной грамотности:

• низкий уровень практических навыков, отсутствие практико-ориентированного подхода в обучении;

• репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии);

• неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение домашних заданий;

• формальное изучение предмета;

• невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий.

На современном уроке помимо заучивания определенных терминов, исторических фактов важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Умение находить информацию и, главное, умение эффективно использовать имеющуюся информацию, навык работы с источниками, уже являются значительным шагом в образовательном процессе.

Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неординарностью. Соответственно, реалии определяют необходимость воспитывать ученика, гражданина, способного работать в режиме неопределенности, работать с задачами любого уровня сложности, способного принимать неординарные, креативные решения. Вектор образования смещается к инновационному обучению, ориентированному на будущее.

Функциональная грамотность- понятие достаточно широкое, включающее в себя много компонентов. Остановимся на 6 составляющих:

читательская грамотность- Читательская грамотность-неотъемлемое качество культурного человека. Это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением, чтобы достигать своих определенных целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни общества. Включает в себя умение соотносить информацию из разных текстов, в том числе графических, умение критически оценивать информацию, делать выводы.

Для формирования данной составляющей необходимо использовать тексты, неадаптированные в учебной деятельности: статьи, научные тексты, афиши.

Уровни грамотности чтения.

  1. Поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень).
  2. Поиск в тексте нужной информации по множественным критериям.
  3. Поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией.
  4. Поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
  5. Понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

Рассмотрим компетенции при работе с текстом:

Работая с текстом необходимо подбирать задания, которые позволят обучающимся:

Математическая грамотность- способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах, т.е. применять математические знания и умения в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Применение математики в жизни: распределение заработной платы, оплата счетов, ипотека и кредитование, покупка товаров, планирование ремонта, перевод денежных единиц и т.д.

Естественнонаучная грамотность тесно связана с математической и читательской грамотностью. Это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Т.е. оосваивать и использовать естественнонаучные знания, которые ему необходимы для полноценного функционирования в той или иной среде.

Финансовая грамотность- способность человека принимать обоснованные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами.

Глобальные компетенции

Глобально компетентная личность- человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Компетенции:

-указывать причины существования проблемы

-приводить адекватные аргументы о возможных перспективах развития проблемы

-оценивать информацию о проблеме

-способность предпринять необходимые действия для решения проблемы

Одним из способов формирования данных компетенций выступает метод проектов, написание научно-исследовательских работ.

Креативное мышление- способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи, умение находить различные пути достижения своей цели.

Сейчас много систем мониторинга. Один из главных — PISA.

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г.

Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало «креативное решение задач», в цикле 2015 года – «совместное решение задач», в цикле 2018 года – «глобальная компетентность». Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.

Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся.

В 2000 году основное направление исследования – «читательская грамотность», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность», в 2009 году – «читательская грамотность», в 2012 году – «математическая грамотность», в 2015 году – «естественнонаучная грамотность».

 

В России национальным центром проведения исследования PISA является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она выявляет  навыки учащихся руководствоваться рассудком и логикой при решении нестандартных задач. 

Задания PISA проверяют не вызубренный материал по школьным предметам, а владение навыками в различных аспектах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, научные инновации и технологии. 

Например, в интерактивных заданиях с наблюдением за каким-то объектом, нужно сделать вывод, как действует этот объект. Есть задания с аналитическим подходом: нужно определить, как развернуться события или поведут себя предметы.

В 2015 году в PISA появились и коллективные задания. Вместе с партнером (виртуальным) нужно найти решение проблемы: что-то реорганизовать, улучшить, изобрести. Задание демонстрирует, как ученик коммуницирует с партнёром: в какой форме доносит информацию, как ставит задачи и ведет переговоры.  

Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Мы заняли 31 место из 77 участвующих. Результаты исследования PISA-2018 показали, что больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней читательской грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...