Использование новых информационных технологий в начальной школе
статья

 Применение НИТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
Использование НИТ  позволяет проводить уроки

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

- повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_novyh_inf_tehnologiy3.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых  информационных технологий (НИТ) в начальной школе.

           Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

            Применение НИТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
Использование НИТ  позволяет проводить уроки

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

- повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

- обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

- расширяется возможность самостоятельной деятельности;

- формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
  В каждой школе есть компьютеры,  они  превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо     пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть
 информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, нами  используется мультимедийные средства.

Формы компьютерной (новой информационной) технологии.

           В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования.

           Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговый (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

—  источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

—  наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

—  индивидуальное информационное пространство;

—  тренажер;

—  средство диагностики и контроля.

В функции  рабочего инструмента компьютер выступает как:

—  средство подготовки текстов, их хранения;

—  текстовый редактор;

—  графопостроитель, графический редактор;

—  вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

—  средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

—  программировании, обучении компьютера заданным процессам;

—  создании программных продуктов;

—  применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в  INTERNET.

Досуговая среда организуется с помощью:

—  игровых программ;

—  компьютерных игр по сети;

—  компьютерного видео.

          Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

          Использование ИКТ на различных этапах уроках:                                

• подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

 • усвоение новых знаний;

 • закрепление новых знаний;

 • подведение итогов урока;

 • домашнее задание.

            Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в изготовлении учебного пособия;

в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

        Электронные ресурсы учебного назначения:

 • мультимедийные курсы;

 • презентации к урокам;

 • логические игры;

 • тестовые оболочки;

 • электронные энциклопедии; Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

 • ресурсы Интернет.

  • дистанционные олимпиады

Особенности использования ИКТ в начальной школе.

         Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

         Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

         Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

 • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

 • Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

 • Использование готовых программных продуктов;

 • Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;

 • Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

 • Создание текстовых работ;

 • Обобщение методического опыта в электронном виде.

       Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

 Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где НИТ нашли самое широкое применение.

 Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности.  Работу методического объединения учителей начальных классов сейчас уже невозможно представить без НИТ. Имеется презентация работы ШМО учителей начальных классов, где можно увидеть мониторинг работы каждого учителя. В нашей школе все учителя  начальных классов свободно владеют компьютером,  составляют презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, родительским собраниям, фотоальбомы.  Распространяем свой опыт среди коллег школы, района, республики и России.  Трудно представить себе современный урок без использования НИТ. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование НИТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий  не должна превышать для учащихся:  1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
         При подготовке  к уроку необходимо продумать, насколько оправданным  является применение НИТ. Надо всегда помнить, что НИТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  НИТ применить необходимо.  

Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2.   Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М., 1988.

3.  Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996.-№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...

Использование современных информационных технологий в начальной школе

Информационные технологии помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный матери...

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на...

«Использование современных информационных технологий в начальной школе»

В статье освещаются  основные современные  информационные технологии, которые можно использовать в начальной школе....

Презентация проекта «Использование современных информационных технологий в начальной школе»

Материал содержит презентацию к проекту «Использование современных информационных технологий  в начальной школе»...

Использование новых информационных технологий в начальных классах.

Главная задача использования ИКТ в начальных классах. Использование ИКТ на уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности....