Проектная деятельность в начальной школе.
статья

Скорикова Ольга Федоровна

В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Автор разработки: Скорикова Ольга Федоровна -  

                                             учитель начальных классов

                                             МАОУ «Байкало-Кударинская общеобразовательная

                                             школа»

Проектная деятельность в начальной школе.

    Тема «Проектная деятельность с первого класса» достаточно актуальна в  условиях современного образовательного процесса. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

     Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.  

     Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

   Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.

В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением.

     Условиями успешности проектной деятельности является:

  • умение учителя выдвигать интересные темы для проекта;
  • активность ученика;
  • связь при проектировании с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проектной деятельности:

  • создать проблемную ситуацию и подвести к самостоятельному решению;
  • излагать разные точки решения;
  • предложить вспомогательный дидактический материал (шаблоны, буклеты, инструкции);
  • объяснить требования к оформлению; (Приложение 1)
  • подключить к деятельности родителей.

Здесь же хочется предложить несколько правил для учителей – руководителей проектной деятельности: тема должна быть выполнима, конкретна, доступна, оригинальна с элементами неожиданности; приучить учащихся к навыкам самостоятельно принимать решения; наличие требуемых материалов и технических средств; не затягивать с результатами проектирования, пока интерес не угас.

В проектной деятельности можно установить порядок действий. Ниже предлагаются один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся (по В.В.Гузееву)

  • Стадии работы над проектом
  • Содержание работы на этой стадии
  • Деятельность учащихся
  • Деятельность учителя - подготовка
  • Определение темы и целей проекта
  • Обсуждение с учителем, получение дополнительной информации. Устанавливают цели.
  • Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели.
  • Планирование
  • Определение источников информации, способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
  • Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
  • Предлагает идеи, высказывает предложения.
  • Исследование
  • Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: опрос, наблюдение, поиск, изготовление
  • Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
  • Наблюдает, советует, руководит.
  • Анализ и обобщение
  • Анализ информации. Оформление результатов, формулировка выводов.
  • Анализируют информацию. Обобщают результаты.
  • Советует, подправляет.
  • Представление или отчёт.
  • Возможные формы представления результатов: устный, письменный.
  • Отчитываются.
  • Слушает, задает вопросы.
  • Оценка результатов и процесса
  • Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения.
  • Оценивает усилия учащихся.

Проектную деятельность необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень -1,

продвинутый уровень – 2,

высший уровень – 3.

Это позволяет осуществить дифференцированный подход к проектной деятельности. Достижение базового уровня говорит о всеобуче в формировании деятельности учащихся. Некоторые умения перечислены с указанием уровня сложности (1,2,3).

Проектное умение – проблематизация.

- Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы - 1.

- Выделить проблему из множества проблем (поля проблем) - 2.

- Из нескольких расположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную , самую острую, самую доступную в решении) - 3.

Проектное умение – целеполагание.

- Формулировать цель деятельности по заданному результату - 1.

- Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Распределение общей цели между членами - 2.

- Ранжировать цели по срокам достижения, по принадлежности – 3.

Проектное умение – планирование.

- Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.

-Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них – 2.

- Выполнять графическое представление плана – 3.

Проектное умение – рефлексия.

- Анализ результатов по практической важности – 1.

- Анализ результатов по составлению цели (по социальной значимости, по степени решения проблемы) – 2.

- Анализ результатов по оптимальности затрат – 3.

Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности:

Мыследеятельностные: мозговой штурм, проблемная ситуация, постановка вопроса, целеполагание, выбор способа, планирование.

Презентационные: устный доклад, презентация, заготовка, отчет.

Коммуникативные: слушать, понимать, выражать себя, находить компромисс, взаимодействие внутри группы.

Поисковые: находить информацию по учебникам, энциклопедиям, услышать от взрослых, поиск в СМИ, в интернете.

Инструментальное: организация рабочего места, подбор материала, наблюдение, измерение, упорядочение.

Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектирование.

                                      Этапы работы над проектом                                                                                            

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

                                           1 этап.   Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

Формирование первичного представления об изучаемом объекте;

Формирование интереса к данной теме;

Создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

                  2 этап.  Организация проектной деятельности.

                                    Актуализация знаний.

1.Выбор темы и целей продукта(через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.) 2.Определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели

Представление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика. Помощь в постановке целей.

                                              Плановые работы

1.Определение источника информации.               2.Планирование сбора и анализа информации.          3.Планирование итогового продукта (формы представления результата)                      Продукт:  

Отчёт

Фильм, макет, сборник…

Конференция, сборник….

4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?)       Определение основных методов:

Прочитать в книге

Понаблюдать

Посмотреть в компьютере

Задать вопросы родителям, специалистам

Подумать самостоятельно

Посмотреть в книгах

Посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач.

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)

                                Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы :интервью, опросы, наблюдения, изучение

литературных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование

информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью,

организация и координирование отдельных этапов проекта.

                                               Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

            3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от участников, так и от слушателей.

                  4 этап.    Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Памятка

                     Памятка начинающему исследователю.

Выбери тему исследования

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.                                              

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.      

      Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.

    Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. В дальнейшем не исключено и то, что дети могут сами предлагать темы проектов. Порой их так захватывает творческая работа над той или иной темой, что дети начинают самостоятельно ветвить проект, таким образом, появляются минипроекты.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

                  По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

  • Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
  • Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
  • Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
  • Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.

 Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
  • Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
  • Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
  • Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.

Проектная деятельность в начальной школе поможет  ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.

Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи:

ПРАКТИКО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – решение практических задач.

Результат: макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Результат: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Результат: дидактический материал к урокам.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Результат: литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ.

Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Результат: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).

Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащихся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных умений, способствует развитие творческих способностей и логического мышления, повышает мотивацию и объединяет знания, сближает учащихся, учит совместному труду.

Список литературы:

1.М.Р.Битянова,Т.В.Беглова «Учимся решать проблемы » М.; Генезис, 2005.

2.М.К.Господникова и др., - 2 ое издание «Проектная деятельность в начальной школе» Волгоград: Учитель, 2010.

3. Интернет – ресурсы.

                                                                                                            Приложение 1

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы

1.Титульный лист.

  • Название ОУ.
  • Название работы.
  • Область (предмет).
  • Данные об авторах.
  • Название населенного пункта и год написания.

2. Оглавление.

  • Наименование разделов и глав (если есть), с указанием номеров страниц.

3. Описание работы. Введение.

  • Актуальность.
  • Проблема.
  • Цель.
  • Задачи.
  • Методы.
  • План работы.

4. Описание работы и её результат.

  • Теоретическая часть.
  • Практическая часть (ход исследования и её результат).
  • Назначение и применение проекта.
  • Выводы.
  • Список литературы.
  • Приложение.

5.Рефлекция.

  • Оценивание степени достижения поставленных целей, приобретенные умения знания, навыки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....