Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР
статья

Балдина Ольга Георгиевна

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию  универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР»

Универсальные учебные действия

Характеристика универсальных учебных действий

Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР

Познавательные

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; 

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков;

• синтез — составление целого из частей;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей,;

• построение логической цепочки рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Процесс формирования познавательных учебных действий - это последовательный процесс, в результате которого происходит саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковые символические средства, в том числе модели  и схемы для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • усваивать основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Приёмы:

  1. Систематизировать информацию, слушать и слышать учеников-игра: «Да-нет»;
  2. Тренировочная контрольная работа;
  3. Работа с информацией в определенных ограничительных условиях. ( с опорой на подготовленную дома );
  4. Блицконтроль - для выявления степени усвоения учебных навыков.

 Коррекционные задания:

- Развитие аналитико- синтетической сферы:

« Аналитическая задача»,» Чего недостаёт?»

- Развитие логического мышления, слухового внимания, оперативной памяти, восприятия: « Бабушкин домик», « Зимние запасы»,

« Исключение лишнего», « Кроссворд», « Найди пару».

- Формирование операции анализа и навыка самоконтроля: « Домики»,

« Одеяло для куклы».

- Развитие операций анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти: «Закономерности», « Конструирование из геометрических фигур», « Почини коврик», « Продолжи ряд».

- Формирование операции анализа и навыка самоконтроля. «Домики». - - Развитие вербально-логического мышления. «Исключение лишнего»

- Развитие образного мышления, операций анализа и абстрагирования.

«Нелепица».

Регулятивные

 Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки

этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

  • принимать и сохранять учебную задачу; соотнесение того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; использовать предложения и оценки для создания нового, более  совершенного результата.

Приёмы:

  1. Вариативное домашнее задание – 2,3 варианта.
  2. Сообщение темы урока, выявление уже имеющихся знаний в игровой форме.
  3. Организация работы в группах- парах.
  4. Заранее предупреждать об опросе. Использование учениками сигнальных карточек «готовности ответа».
  5. Проведение рефлексии на всех этапах урока.
  6. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекционная задания:

- принимать и сохранять учебную задачу. «Бабушкин домик»,

«Закономерности», «Нелепица»

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей. «Зимние запасы».

- контроль, коррекция, прогнозирование. «Письма», « Пропали знаки препинания», « Составь слова», « Сюжетные картинки», Цепочка», «Перфокарты».

- целеполагание. « Парочки», « Новые слова», « Кроссворд».

- контроль. « Весёлый поезд», « Герои сказок», « Забавная картинка»,

« Что исчезло, изменилось?». «Домики» «Исключение лишнего».

Личностные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

- личностное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Приёмы:

  1. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
  2. Использование примеров из окружающей действительности, сюжетов из детских мультфильмов.
  3. Учитывать личностные особенности учащихся, давать время на подготовку ответа всем. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. И тем, кто спешит с ответом обдумать всё ещё раз.
  4. «Найди ошибку» - объясняя материал, намеренно допускаются ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом.
  5. Театрализация.
  6. Групповые проекты.

Коррекционные задания:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. « Аналитическая задача»,

« Кроссворд», « Конструирование из геометрических фигур»,» Почини коврик», « Ребусы». 

Коммуникативные

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

•  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства  для  решения  различных  коммуникативных  задач,  строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой речи;

•  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•  формулировать собственное мнение и позицию;

•  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

•  задавать вопросы;

•  контролировать действия партнёра;

•  использовать речь для регуляции своего действия.

Приёмы:

  1. Взаимоопрос и взаимопроверка.
  2. Работа в парах, группах. (планирование учебного сотрудничества со сверстниками)
  3. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  4. Ответы на простые вопросы учителя.
  5. Работа с различными видами текстов.
  6. Игра « превращалки» позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность. 
  7. Игра « горячий стул». ( закрепление пройденного материала)
  8. Рассказ по иллюстрации.
  9. «Социальные истории».

Коррекционная задания:

 - «Кто самый внимательный», «Нелепые стихи», « Новые слова»

« Парочки», «Перфокарты», «Письма», Слоги», « Пропали знаки препинания», « Составь слова», « Сюжетные картинки», Цепочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.

С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...

Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...

Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ

Важнейшей задачей совремменой системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Вс...

Возрастные особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В насто...

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями.

Данная работа раскрывает одно из основных положений Федеральных государственных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий обучающихся. Акцент сделан ...

Особенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР

Универсальные учебные действияХарактеристика универсальных учебных действийОсобенности формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....