Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования"
статья

Козлова Дарья Николаевна

Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полноценное восприятие ими художественных текстов. Современный учитель должен знать методы и приемы, которые позволят ему сформировать у учащихся умение анализировать различные художественные тексты. Одним из таких методов и является моделирование, эффективность которого мы решили выяснить в ходе нашего исследования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет учителя Козловой Д.Н. по самообразованию на тему:

«Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования»

Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полноценное восприятие ими художественных текстов. Современный учитель должен знать методы и приемы, которые позволят ему сформировать у учащихся умение анализировать различные художественные тексты. Одним из таких методов и является моделирование, эффективность которого мы решили выяснить в ходе нашего исследования.

Цель работы: создание условий, необходимых для формирования у детей умения анализировать художественные тексты путем применения заданий, связанных с моделированием содержания текста.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи педагогической деятельности:

  1. Провести анализ актуальной литературы по поставленной теме.
  2. Отобрать и применить эффективные приемы, направленные на развитие читательской грамотности через моделирование.

Первым этапом нашей работы стал анализ литературы по интересующей теме. Как мы выяснили, проблеме использования моделей при обучении младших школьников уделено внимание во многих педагогических, психологических, методических исследованиях (М.А. Бантова, С.П. Баранов, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, Н.Г. Салмина, В.П. Сохина, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.).

Изучение литературы помогло определить, что моделирование — это метод познания интересующих объектов через модели. Модель на уроке литературного чтения — это результат знаково-символической деятельности, дающий возможность представить словесное произведение в других формах, рассматривающих предмет с качественно новой стороны. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет человек замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Согласно ФГОС НОО, моделирование является одним из познавательных УУД, которыми должен овладеть ребенок в процессе обучения. Моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта.

Метод моделирования на уроках литературного чтения применяется как один из способов формирования читательской грамотности. Данный метод применяется на уроке преимущественно на текстовом и послетекстовом этапе и служит для разных целей: запоминания содержания, составления пересказов, формулирования ответов на вопросы, описания героев, анализа их качеств и поведения.

Вторым этапом нашей работы стал отбор и применение на практике приемов моделирования, способствующих формированию умения анализировать. В ходе анализа мы выделили следующие приемы: «Составь кластер», «Составь интеллект-карту», «Опиши героя», «Нарисуй главного персонажа», «Придумай 5 вопросов к тексту», «Сочини продолжение произведения», «Заполни пропуски в таблице», «Ромашка Блума».

Когда некоторые из этих приемов были использованы нами на уроках литературного чтения в 4 классе, мы заметили, что по началу дети испытывали трудности при замещении словесного текста новыми формами (табличными или графическими), так как не могли самостоятельно определить, какую информацию лучше выбрать или как передать характер героев. Был сделан вывод: чтобы моделирование работало эффективно, учитель должен выстраивать систему продуманных вопросов к каждому заданию, которые будут побуждать ребенка мыслить самостоятельно и решать поставленную проблему, руководствуясь содержанием произведения.

Использование вопросов помогло детям лучше понять, как анализировать произведение: какие стороны более существенные в произведении, а какие лучше не рассматривать, как правильно описать героев и на что обратить внимание в первую очередь.

Использованные приемы моделирования художественного текста помогли детям сначала при помощи учителя, а затем самостоятельно исследовать произведения различного жанра, сделать собственные выводы, доказать и аргументировать свою точку зрения. Например, с помощью использования схематичных приемов моделирования (таблицы, кластеры, интеллект-карты) учащиеся 4 класса смогли распределить информацию в соответствии с требованием задания только после того, как они нашли её в тексте, проанализировали и выбрали главное. Было замечено, что после применения таких заданий на уроках литературного чтения дети стали более осознанно подходить к чтению и восприятию текста, задумываясь и размышляя над каждым отрывком. Благодаря разработанной нами впоследствии модели анализа, некоторые дети при прочтении сразу отмечали закладками или карандашом необходимые места в тексте (Приложение 1).

Таким образом, нами был сделан вывод: введение моделирования в процесс ознакомления детей с содержанием художественного произведения может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий персонажей.

С другой стороны, использование моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности, что способствует формированию умения анализировать не только художественные, но и другие виды текста, встречающиеся в повседневной жизни младшего школьника.

Список использованной литературы

  1. Принципы анализа литературного произведения / Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. - М.: Изд-во МГУ, 1984.  – 200с.
  2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. – 175с.
  3. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика, 2015. №8.

Приложение 1

Схема анализа литературно-художественного произведения

  1. История создания.
  2. Тема.
  3. Главная мысль.
  4. Жанр.
  5. Основные художественные образы.
  6. Краткий сюжет
  7. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей.
  8. Личное отношение к произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно...

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Приемы и задания для формирования умений воспринимать художественный текст младшими школьниками

В статье представлен практический материал для формирования читательских умений...

Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование у младших школьников табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления»

Актуальность данной темы велика в рамках начальной школы, так как она имеет большое значение во всём начальном курсе математики....