Домашние задания в начальной школе: цель, значение, оценивание.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В данной статье раскрываются цели, способы и значение домашних заданий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашние задания в начальной школе:

цель, значение, оценивание.

     Как и сколько нужно задавать на дом ученику начальной школы? Сколько времени он тратит на выполнение домашнего задания?  Как правильно оказывать ребёнку помощь при его выполнении? Да и нужно ли вообще задавать работу на дом? Эти и многие другие вопросы ждут своего решения в процессе реализации ФГОС в начальной школе.

    Для того, чтобы найти пути оптимального решения данной проблемы, давайте попробуем найти ответы на три вопроса:

1.Зачем  мы задаём ученику домашнее задание?

2.Кому мы его адресуем?

3. Как будет оцениваться домашнее задание?

   Предлагая ребёнку выполнить определённый объём домашней работы, учитель предполагает, что это будет способствовать:

  • закреплению полученных на уроке знаний
  • подготовке к восприятию нового учебного материала
  • расширению и углублению знаний учащихся
  • развитию интереса к предмету
  • развитию его творческой активности
  • самовыражению ребёнка.

В современных условиях учитель имеет возможность выбора вида домашнего задания в           соответствии с тем, какую цель он преследует, с учётом особенностей учащихся, уровня их  обученности, личностной творческой активности. При этом используют следующие виды  домашних заданий:

  • общие
  • дифференцированные
  • индивидуальные
  • для соседа по парте
  • групповые
  • творческие

ФГОС указывает на отсутствие в 1 классе обязательных домашних заданий, но игровая форма предложения определённых интересных познавательных заданий способна не только закрепить полученные знания и подготовить к восприятию новых, но и вызвать интерес у ребёнка к процессу обучения, реализовать его потенциальные возможности, создаёт ситуацию успеха. Работа же над проектом создаёт условия для совместного творчества.

Хочется ещё раз отметить, что предлагать задания возможно только тем детям, которые выразили своё желание выполнять его. Как же заинтересовать ребёнка учебным процессом? Важно помнить о необходимости хвалить ребёнка даже за то, что он выразил своё желание поучаствовать в работе, а также показать положительную динамику в развитии учащегося.

    Кому же учитель адресует домашние задания в начальной школе? Будет его выполнять сам ученик, родители, группа ребят или это будет совместная работа? Часто даже творческое сообщение превращается в прочитанный на уроке плохо понимаемый самим ребёнком материал. Если учащиеся наблюдают за творчеством учителя, принимают участие в совместной работе над проектом, то и сами пытаются представить материал в игровой форме, иллюстрируют своё сообщение, пробуют создавать собственные презентации, включают в них задания викторинного характера.. Ребята с большим желанием составляют домашнее задание для своих одноклассников («домашнее задание для соседа по парте»). Преподаватель должен чётко понимать кому адресованы  домашние задания, кто и как их будет выполнять.

    Третий вопрос, на который нужно найти ответ: кто и как будет оценивать домашнюю работу? Следуя федеральному государственному образовательному стандарту, указывающему на то, что ребёнок должен овладевать УУД, что ведёт к развитию умения самостоятельно находить необходимые знания, планировать свои действия в процессе обучения и прогнозировать их результат, научиться работать в коллективе, оценивание домашней работы может быть представлено следующим образом:

  • самооценка
  • взаимооценка
  • оценка в группе
  • коллективная
  • учителем

Важно помнить, что какой бы вид домашнего задания учитель ни предлагал своим ученикам, оно должно быть понятно и интересно детям. Ш. А. Амонашвили говорил, что принуждая ученика делать домашние задания, «в выполнении которого он не видит жизненного смысла», антигуманно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о дозировке домашних заданий в начальной школе и анкета для учащихся

Определение объема домашних заданий по всем предметам  во 2-4 классах, ежедневной нагрузки с учетом школьного расписания....

Домашние задания в начальной школе.

Важная задача учителя начальных классов-научить выполнять заданные уроки.Поэтому нужно задавать разнообразные домашние задания....

памятки по выполнению домашних заданий в начальной школе.

Вашему вниманию предлагаются памятки по выполнению письменных заданий по русскому языку и математике, по чтению и окружающему миру  в начальной школе....

"Подготовка домашних заданий в начальной школе" ( для родителей)

Даны рекомендации по подготовке домашних заданий для начальной школы...

Домашнее задание в начальной школе

Сегодня в школах актуальна проблема повышенного объёма домашних заданий,даются рекомендации по успешной подготовке школьника к урокам....

Как готовить домашнее задание в начальной школе

Основные советы и методы при подготовке домашнего задания с младшими школьниками...