«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов»
учебно-методический материал

Руснак Елена Васильевна
Описывается успешное внедрение цифровых образовательных ресурсов, в том числе самостоятельно созданных, в школьное проcтранство с целью формирования функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС НОО. Также показывается как в современных условиях реализовать задачу формирования у детей функциональной грамотности возможно не только в урочной деятельности, но также и во внеурочной. В частности, прекрасной платформой для этого является проектная деятельность младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu_na_2021_-_kopiya.docx84.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию  на 2021-2022 г.

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов»

Воспитатель ГПД: Руснак  Елена Васильевна

                                                                                                               МБОУ гимназия №2

                                                                                             г. Красногорск

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов»

 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

               В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. На пути реализации этих целей возникает необходимость формирования функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, праве, политике, культуре. Сегодняшний выпускник начальной школы должен быть функционально грамотным человеком, обладающим мышлением, то есть способным ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому возникла необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. И наряду с новыми методиками и педагогическими технологиями в школы постепенно внедряются цифровые образовательные ресурсы, что оказалось не менее важным в образовательном процессе.

Сегодня функциональная грамотность на повестке дня: дети разного возраста пишут независимые диагностики по читательской и математической грамотности. Они, как и многие другие мероприятия, направлены на достижение лучших результатов российских школьников в международных исследованиях: PISA, TIMSS, PIRLS — это входит в цели национального проекта «Образование». Пока что одно из самых значимых исследований функциональной грамотности в мире, PISA, показывает, что в нашей стране функциональная грамотность развита средне

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности», говорила Виноградова Н.Ф. А Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В основе функциональной грамотности лежит функциональное (смысловое) чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.

Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ЦОС в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов».

 Цель опыта: создать и экспериментально апробировать пути и способы внедрения цифровых образовательных ресурсов в школьное пространство для формирования функциональной грамотности младших школьников согласно ФГОС НОО.

Объект опыта: цифровые образовательные ресурсы, образовательные результаты учеников начальной школы.

Предмет опыта: педагогическое и методическое обеспечение процесса внедрения.

Сущность опыта состоит во внедрении цифровых образовательных ресурсов, в том числе самостоятельно созданных на различных цифровых платформах, в образовательный процесс; в создании видео уроков и активном участии в обучающем курсе на платформе Яндекс-учебника для организации различных форм учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности.

Конечный практический результат опыта: успешное внедрение цифровых образовательных ресурсов, в том числе самостоятельно созданных, в школьное проcтранство с целью формирования функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС НОО.

В современных условиях реализовать задачу формирования у детей функциональной грамотности возможно не только в урочной деятельности, но также и во внеурочной. В частности, прекрасной платформой для этого является проектная деятельность младшего школьника.

Начиная работу по данной теме, я выдвинула следующую гипотезу: формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов будет успешным при выполнении следующих условий:

  готовности учителя к самообразованию;

  необходимости четко определить место и роль цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве;

  выбора подходящих педагогических технологий и методик для реализации опыта;

  разработке необходимого диагностического инструментария для оценки достижения планируемых результатов.

 Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий:

  разработка цифровых уроков на различных платформах;

  активное изучение курса «Работа с информацией» на платформе Яндекс-учебника;

  включение курса «Работа с информацией» в учебный процесс в рамках внеурочной деятельности;

  включение курса «Работа с информацией» в учебный процесс предмета «Литературное чтение» и «Окружающий мир».

В соответствии с целью опыта и выдвинутой гипотезой передо мной ставились следующие задачи:

  определить роль и место цифровых образовательных ресурсов в современной школе;

  изучить основные цифровые образовательные платформы;

  изучить технологию создания цифровых образовательных ресурсов на различных платформах;

  рассмотреть возможные пути внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательное пространство школы и выбрать оптимальные;

  изучить курс «Работа с информацией» на платформе Яндекс-учебника и апробировать его во внеучебном процессе;

  обобщить и распространить опыт внедрения и использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Нормативно-правовая база опыта:

  федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

   федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изменениями на 31 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2015 года)»;

  концепция модернизации Российского образования на период до 2022 г.;

  государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»;

  государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы);

  программа информатизации школы на 2021-2022 гг.;

  устав МБОУ «Гимназия №2» г. Красногорск.

Теоретико-методологическая основа опыта: теория учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), теория методов обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.); теория педагогических систем (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский).

Существенным образом работа опиралась на труды, посвященные: электронным ресурсам: технологии разработки и взаимодействия (Н. В. Буханцева); опыту разработки и применения цифровых образовательных ресурсов (В.А. Куклев); вопросам педагогического проектирования (Д.Ш. Матрос и др.).

Основной отправной точкой при создании курса «Работа с информацией» стали труды сотрудников ФГБНУ «ИСРО РАО» Л.А.  Рябининой и О.В. Соколовой «Функциональная грамотность: развиваем в школе».    

Этапы становления опыта по самообразованию:

На первом (теоретическом) этапе – осуществляется поиск необходимой информации, знакомство с понятием «функциональная грамотность». Определялись объект, предмет, цель, задачи и база опыта, происходил подбор методик и технологий обучения учащихся, участие в вебинарах по теме «Функциональная грамотность» и прохождение дистанционных курсов по функциональной грамотности. Изучение возможностей различных цифровых образовательных платформ.

На втором (практическом) этапе – разрабатывается курс «Работа с информацией» на платформе Яндекс-учебника к с целью формирования функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС НОО, выбирались наиболее подходящие технологии, средства и методы обучения при создании цифровых образовательных ресурсов.

На третьем (внедренческом) этапе – создаются цифровые образовательные ресурсы на платформах coreapp, etreniki, learningapps, youtu.be, Online Test Pad. Woodwall, Padlet и др. Изучаются новые возможности цифровых ресурсов. Готовится контрольно-диагностический инструментарий для отслеживания результатов внедрения цифровых образовательных ресурсов в педагогическую практику. Обучающиеся выполняют задания курса «Работа с информацией» на платформе Яндекс-учебника. Обучающиеся применяют навыки функциональной грамотности в проектной деятельности, добиваясь результатов на различных уровнях; успешно выполняют задания ВПР по предметам «Русский язык, «Математика», «Окружающий мир».

На четвертом (обобщающем) этапе –   подводятся итоги внедрения курса, цифровых образовательных ресурсов, оценивается уровень достижения планируемых результатов, вносятся соответствующие корректировки.

Новизна опыта состоит в том, что:

  осуществлен выбор технологий и методик, наиболее подходящих для формирования основ функциональной грамотности младшего школьника;

  изучен и внедряется курс «Работа с информацией» на платформе Яндекс-учебника в рамках ФГОС ООО;

  разработан и внедряется комплекс цифровых образовательных ресурсов на платформах Coreapp, learningapps, Online Test Pad, Padlet.

         Теоретическая значимость опыта заключается в том, что:

  осуществлен поиск, отбор и систематизация информации по данной проблеме;

  создана теоретическая база опыта, обоснованы основные положения его внедрения и распространения.

Практическая значимость опыта заключается в том, что:

  созданы необходимые организационные условия для успешной реализации опыта;

  разработаны методические материалы, для внедрения цифровых образовательных ресурсов, которые могут быть использованы педагогами других школ;

  организована работа по представлению инновационного опыта работы, его обобщению и распространению.

 Комплекс условий, обеспечивающий успешную реализацию и распространение опыта:

  Готовность педагога к постоянному самообразованию, повышению своей профессиональной компетентности в области высоких технологий, развитие информационной культуры учителя, готового решать новые педагогические задачи. Прохождение курсов повышения квалификации в различной форме (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная).

  Развитая учебно-методическая база учреждения (наличие современных компьютерных классов, автоматизированного рабочего места учителя начальных классов, наличие выхода в Интернет, наличие интерактивных средств обучения).

  Востребованность данного опыта педагогами школы, города, области, активно внедряющих данное направление в образовательное пространство школы.

  Выступление педагога по представлению опыта на заседаниях ШМО и ММО учителей начальных классов, семинарах, видеоконференциях различного уровня.

Индикативными показателями успешности опыта, я считаю:

  Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся.

  Показатели уровня сформированности УУД.

  Результаты участия обучающихся в олимпиадах и других мероприятиях различных форм и уровня по проектной деятельности.

  Успешное выполнение заданий ВПР по предметам «Русский язык, «Математика», «Окружающий мир».

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

              Цифровой образовательный ресурс – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер. Динамично развивающиеся информационные технологии предоставляют новые, эффективно дополняющие традиционные средства для образовательного процесса, которые многие педагоги все с большей готовностью включают в свою методическую систему. Использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.

Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР:

-        интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий (повышение эффективности и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательно деятельности);

-        развитие личности обучаемого, подготовка функционально грамотного человека, обладающего вероятностным мышлением, то есть способным ориентироваться в незнакомой ситуации (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации), то есть формирование навыков функциональной грамотности.

Универсальной технологии создания ЦОР не существует. Каждый автор применяет собственную технологию.

Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим содержательным требованиям:

  соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам:

  обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

  обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

  учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

  одержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах;

  содержать набор заданий, ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

  предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

  обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

  Основные этапы создания цифровых образовательных ресурсов:

Этап

Содержание этапа

Предварительная работа

Формулировка исходной идеи.

Оценка существующих возможностей цифровой платформы.

Сбор необходимой информации

Анализ потребностей.

Выделение главной дидактической цели.

Подготовка содержания

Выделение дидактических подцелей.

Составление плана.

Представление содержания.

Дизайн

Разработка общей концепции

Выбор медиа, используемых в ресурсе.

Написание сценария

Производство

Оцифровка содержания

Создание изображений, упражнений, КИМ.

Компоновка материалов в готовый модуль.

Тестирование

Тестирование и оценка продукта

 

  Функциональная грамотность – это умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

  Сегодняшний выпускник школы должен быть функционально грамотным человеком, обладающим вероятностным мышлением, то есть способным ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому возникла необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

  В основе функциональной грамотности лежит смысловое чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.

 Читательская грамотность сегодня как понятие усложняется. Ее стали рассматривать как способность человека читать, писать и говорить. Читательская грамотность сегодня – это способность извлекать мысли, создавать смысловые сообщения, воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе и в цифровой среде (читательская грамотность + цифровая грамотность). Планируется, что ученику будет предложено ряд заданий на экране, то есть для экранного чтения. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий.

  Со времен дистанционного обучения весной 2020 года я изучила и начала активно применять сервис Яндекс-учебник - бесплатная российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, участвовать в вебинарах, проходить курсовую подготовку, осваивать новые вершины цифрового пространства.

Курс «Работа с информацией» был создан в Яндекс-учебника для вовлечения в системную работу учителей и обучающихся в рамках марафона по функциональной грамотности. Главной целью курса являются доступные в цифровом пространстве задания на отработку навыков функциональной грамотности. Вторая цель – это методическая поддержка учителей, интересующихся и работающих над этой проблемой: как системно работать с заданиями, как их встраивать в педагогический процесс. Поскольку все компетенции функциональной грамотности взаимосвязаны, то нельзя формировать какую-то компетенцию отдельно от другой. Все они должны развиваться вместе, гармонично. Идея марафона по функциональной грамоте — это попытка предоставить решения, чтобы помочь воспитателям гпд  и учителям в этой системной работе. Структура марафона состоит из нескольких этапов и позволяет легко и постепенно погружаться в работу по формированию функциональной грамотности:

I этап: онлайн-диагностика компетенций самого учителя, насколько они у него развиты, в результате получат свой личный профиль компетенции, а затем изучить методические материалы, пройти онлайн-курс повышения квалификации по методике формированию у обучающихся функциональной грамотности.

II этап: здесь появляется система обучающих задания для учеников 1-4 классов. Курс назван «Работа с информацией», так как этот навык является основным, на котором базируется все виды читательской грамотности. Развитие идет по нескольким направлениям:

1.Ориентирование в источнике информации.

2. Определение характера требуемой информации и ее извлечения.

3. Работа с недостающей информацией и как ее можно восполнить.

4. Обобщающие занятия по всем трем направлениям.

Задания находятся в библиотеке личного кабинета, учитель их сам отбирает, выдает частично или группой, выбирает сам удобный темп, время работы, место (дома, на уроке). В каждом занятии есть видео от экспертов, чтобы помочь внедрять их в учебный процесс.

III этап: заканчивается марафон игрой – квестом «Иду к цели». Аналог олимпиады по поверке сформированных навыков по функциональной грамотности. Игра яркая, красочная, интересная, направлена на две основные грамотности: читательскую и математическую. Можно использовать во внеурочной деятельности и внеклассной работе. 

Специально для этого курса разработано около 500 оригинальных заданий. Инструкция к заданиям может быть прочитана, либо прослушана, что очень удобно. Очень разнообразен визуальный ряд, чтобы было интересно, увлекательно. Задания появляются постепенно. По результатам учитель получает специальную карту компетенций. Это рекомендации с какого места, с какого момента, с какого блока нам нужно начать работу именно с этими детьми для того, чтобы оптимально развивать у учеников все навыки по всем направлениям. Задания по классам начинаются с входной диагностики, состоящей из комплекта карточек на все умения по работе с информацией.

Марафон легко встраивается в образовательный процесс и на оффлайнуроках, и в дистанционный формат. Для потенциальных участников марафона по функциональной грамотности являются грамоты ученикам, сертификаты учителям, аналитический отчет по компетенциям своих учеников. Конечно, важно понимать, что ЯндексУчебник, как и любой цифровой образовательный ресурс, не должен быть единственным инструментом для формирования функциональной грамотности.

Поэтому я поставила перед собой задачу найти такие цифровые образовательные платформы, которые будут удобны и достаточно понятны в использовании не только для меня, но и, в первую очередь, для обучающихся младших классов и их родителей. 

CORE – это адаптивная онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний учащихся. В этом ее несомненный плюс. Ни для кого не секрет, что далеко не все задания на многих образовательных платформах нравятся самим учителям, так как они уже представлены на сайтах в готовом виде. Но ведь каждый учитель, готовя урок, обязательно должен учитывать уровень знаний, умений и навыков своих обучающихся. Поэтому и задания должны подбираться «индивидуально» для каждого класса.

Данная платформа позволяет это сделать. Работая в CORE, я создаю урок, в котором учащиеся могут познакомиться с новой темой, выполнить упражнения для закрепления или пройти контрольный тест, и даже поиграть! При этом, я вижу, кто из моих учеников еще изучает новый материал, а кто уже выполняет упражнения. Большим плюсом данной платформы является автоматическая проверка некоторых заданий, в зависимости от того, что выберет учитель на данный урок. Чтобы сконструировать занятие, во-первых, необходимо пройти процедуру регистрации, как «учителя». Обучающимся регистрироваться необязательно, так как при получении ссылки на занятие, ученику будет достаточно ввести фамилию и имя. Задания для выполнения будут доступны ребенку в полном объеме.

Во-вторых, платформа имеет доступную и понятную навигацию для всех участников образовательного процесса. Достаточно вводного инструктажа, чтобы ребенок и его родитель смогли самостоятельно выполнить задания.

Как же создать урок на данной платформе? Сделать урок на ней не представляет никакой трудности. Платформа предлагает учителю создать различные типы уроков: изучения нового материала, контрольный, можно также создать олимпиаду или викторину. На сайте имеются как готовые шаблоны создания задания, так и пустой шаблон, который позволяет учителю, воспитателю проявить свое творчество. Все инструменты по созданию урока располагаются в левой части экрана. При помощи мышки нужно лишь перетащить нужные блоки на рабочую страницу и заполнить их своей информацией.

В свой урок я могу добавлять видео, изображение, аудио, текст, текстовый документ. Блок «упражнение» позволяет ввести созданные вами в Learningapps интерактивные задания, дидактические игры или взять их из коллекции. Достаточно скопировать ссылку и любое задание появится на создаваемой вами странице в полном объёме. Данное упражнение не проверяется автоматически, а лишь направлено на закрепление полученных знаний. Играя, дети понимают, что они уже усвоили, а что нужно еще раз повторить.

Инструмент «тест» позволяет создать в данном уроке тест с автоматической проверкой.

Помимо теста можно воспользоваться «открытым вопросом», на который ученику нужно будет ответить, введя его в пустое окошко. Такое упражнение не проверяется автоматически, учителю нужно будет самому проверить ответ каждого ученика. Также ученикам предоставляется возможность, прикрепить текстовый документ или изображение с выполненным заданием. Данную функцию считаю полезной, так как при помощи данной функции осуществляется обратная связь ученика с учителем.

После создания урока учитель может скопировать ссылку на урок и выслать ее ученикам. Либо поделиться ею с учителями. В таком случае у педагогов будет возможность добавить урок коллеги в свою копилку, отредактировать и также поделиться им со своими обучающимися. Большим плюсом считаю то, что ссылка на урок открывается с любого устройства, гаджета. Важным моментом является то, что после отправки ссылки ученикам, свой урок можно редактировать, если есть на это причины. В таком случае повторно отправлять ссылку на урок ученикам не нужно.

После прохождения урока учениками я провожу проверку, нажав на соответствующую иконку. Статистику по каждому ученику вижу сразу после прохождения тестового задания. Пример урока в CORE можно посмотреть, пройдя по ссылкам ниже.

Ссылка на цифровой образовательный ресурс для прохождения урока по формированию математической грамотности:

https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fff04a6c358414e8a5676fe

Ссылка для просмотра урока на цифровом образовательном ресурсе:

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/617ffbd0f12bba05746f596f

CORE - хороший помощник учителю на период дистанционного обучения. Данная платформа позволяет оживить и разнообразить уроки, поддерживать постоянный познавательный интерес, отслеживать выполнение заданий учениками, а также анализировать результаты обучения. Все нужные материалы для урока (видео, аудио, изображение, упражнения) находятся в одном месте и доступны ученикам по одной ссылке. Данный ресурс помогает обучающимся извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать, тем самым позволяет формировать основы функциональной грамотности.

LearningApps является очень простым и удобным приложением для создания интерактивных учебных материалов. Это конструктор предназначен для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам и для применения на уроках и внеурочной деятельности. LearningApps способствует процессу обучения с помощью интерактивных упражнений, созданных как самим учителем, так и учеником. Они могут использовать готовые шаблоны, а также создать собственные. Ресурс предполагает, что учащиеся в игровой форме могут проверить и закрепить свои знания, а это повышает мотивацию, и обучающиеся стараются отвечать правильно, быть более внимательными. Все упражнения сервиса LearningApps.org разделены на 6 категорий:

  Различные тесты и викторины.

  Упражнения на установление соответствия.

  «Шкала времени» и упражнение на восстановления порядка.

  Упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды.

  Онлайн-игры, в которых может участвовать одновременно несколько учеников вашего класса.

Самое главное - ресурс предоставляет возможность для сотрудничества вида «педагог-ученик», «ученик-ученик». Использование данного сервиса на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

         Методическое назначение упражнений различно:

  обучающие;

  информационно-поисковые;

  демонстрационные;

  контролирующие;

  учебно-игровые.

Применение ресурса LearningApps в процессе обучения способствует:

1. Повышению учебной мотивации.

2. Улучшению процесса запоминания нового.

3. Созданию ситуации успеха.

4. Повышению качества знаний.

5. Интеллектуальному творческому развитию школьников.

6. Восполнению дефицита источников учебного материала.

7. Развитию навыков и умения информационно-поисковой деятельности.

8. Объективной оценки знания и умения в более короткие сроки.

Примеры созданных упражнений на данной платформе, направленные на формирование функциональной грамотности:

  Работа с текстом https://learningapps.org/watch?v=prmp42qbt22

  Квест «Школьный день» https://learningapps.org/watch?v=pzhtpxgw522

  Функциональное чтение https://learningapps.org/watch?v=pciq4xxna22

  Работа с деформированным текстом https://learningapps.org/watch?v=pwxefiu7322

  Математическая грамотность https://learningapps.org/view16645288

  Естественно-научная грамотность https://learningapps.org/view13644111

Я использую данный сервис в сочетании с конструктором Core. Чаще всего это различные викторины, задания на группировку, классификацию и кроссворды. Создание приложений не требует значительных временных затрат и специальных знаний, так как сервис предлагает большой выбор готовых шаблонов, заполнить которые, можно не только текстовой информацией, но и графической, звуковой, видеоинформацией.   Созданные на данной платформе упражнения можно опубликовать на своих сайтах и блогах, делиться ссылками с коллегами и обучающимися.   Разумеется, данный сервис не единственный, предоставляющий такие возможности. Но доступность и простота использования, возможность разработки собственных интерактивных упражнений, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность делает его одним из наиболее популярных сервисов. 

Применение ресурса LearningApps окружает и читающих, не читающих детей, и в ней нужно учить разбираться вне зависимости от формирования навыков чтения. Важно научить ребенка находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать, осмысливать, оценивать и использовать информацию. Часто обучающиеся не понимают, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни. Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие функциональной грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами учебного предмета. Нужно суметь формулировать ситуацию, а затем интерпретировать данные. Внедрение приложения LearningApps в процесс обучения дает возможность модернизировать традиционные формы подачи материала, повысить эффективность учебного процесса.

               Сервис Online Test Pad является современным бесплатным, удобным, доступным инструментом для создания образовательных ресурсов, а с недавнего времени и дистанционных учебных занятий. Использование всех этих форм позволяет преподавателю не только протестировать учащихся, но и дать им возможность лучше подготовиться к зачетам, контрольным работам. Кроме того, использование Online Test Pad на уроке дает возможность провести экспресс проверку уровня усвоения материала по какой-либо теме. Также в арсенале этой онлайн платформы имеются готовые тесты из разных областей науки, которые можно использовать на уроках. Сервис даёт возможность скачать созданные тесты для распечатки или использования в компьютерном классе без доступа к сети Интернет.

               Данный сервис позволяет учителю возможность создавать: тесты с выбором одного или нескольких вариантов ответов, вводом числа или текста в ответе, а также ответа в свободной форме; установление последовательности и установление соответствия; заполнение пропусков; опросы, анкеты; кроссворды; логические игры; диалоговые тренажеры.

Пример созданного диалогового тренажера https://onlinetestpad.com/fey5sezx2ox5w.

               Использование в разных вариантах такой игровой технологии как кроссворд, позволяет развивать, не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся, но и эмоционально-волевые, регулятивные, и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Отгадывание кроссворда позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности.  Учащиеся же получают возможность выполнения разнообразных по форме, содержанию и уровню сложности заданий, что позволяет обучающимся развиваться.

              Padlet - виртуальная доска. Сервис Padlet предназначен для быстрого совместного создания веб-страничек. Padlet – это гибрид блога, записной книжки и платформы онлайнового обмена файлами. На стену можно прикреплять заметки, фото и видео, тексты, ссылки на внешние ресурсы. На мой взгляд, это самый эргономичный сервис по созданию виртуальных стен, что не умаляет его функциональности. Вот лишь некоторые возможные варианты применения Padlet для организации продуктивного сетевого обучения в школе:

  хранилище разнохарактерных учебных материалов любого формата по выбранной теме;

  организация групповой проектной деятельности учащихся;

  организация дискуссии, мозгового штурма, опроса;

  проведение викторины с включением видео, аудио и фотоматериалов;

  организовать эффективное дистанционное обучение;

  создание карты памяти, опорного конспекта, интерактивного плаката или презентации;

  эффективное общение со всеми участниками образовательного процесса;

  составление списка дополнительный материалов по теме для слабоуспевающих или одаренных учащихся.

Использование сервиса Padlet является одним из эффективных инновационных средств организации проектной деятельности. Сервис позволяет:

  заинтересовать ученика проектной деятельностью, а детям, пропустившим занятия, стать равноценным участником общего учебного проекта;

  формировать навыки самоорганизации и самоконтроля у обучающихся, их регулятивные компетенции (планирование и пошаговое исполнение инструкций);

  глубже изучить предложенную проблему, получить коммуникативные навыки работы в Интернете, проявить творчество и создать креативный продукт;

  с помощью интерактивных приемов и техник обеспечивать постоянную обратную связь с учащимися, давая возможность оперативно реагировать на возникающие в ходе работы над проектом вопросы и проблемы.

         Работа в режиме онлайн всегда привлекательна для ребенка. Есть возможность вернуться на предыдущий уровень, если что-то не получилось, добавить свои материалы или оставить отзывы.

Практическая значимость сервиса в том, что, участвуя в проектной деятельности с помощью виртуальной стены, обучающиеся имеют возможность доступа ко всем осуществленным проектам, что позволяет им прослеживать динамику своих достижений, создавать портфолио проведенных проектных работ и осознавать ценность своего учебного труда.

  Использование интерактивной онлайн-доски – неотъемлемая часть современного процесса образования. Padlet - хороший пример логичной идеи и ее технологически продвинутого воплощения. Легко осваивается и решает практические задачи по визуализации информации при различных формах удаленной работы, способствует формированию и развитию ИКТ-компетенций, расширяет возможности урока в условиях реализации ФГОС, развивая различные виды метапредметных и личностных УУД у обучающихся, позволяя им быть равноценными участниками в проявлении творческих идей и создании общего креативного образовательного продукта.

Основная цель образования– это социальный заказ общества: формирование личности, способной самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть основная цель - формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы.

Главная задача системы начального образования – помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Для эффективного формирования ключевых компетентностей учащихся нужна система учебных задач.

Система учебных задач по формированию структурных единиц ключевых компетентностей учащихся 

Структурная единица компетентности

Разработанные задачи по формированию структурной единицы

Формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций ученика

Создавать условия, которые способствуют вхождению ученика в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций.

Понимание принципов работы, возможностей, предназначенных для поиска и обработки информации

1.      Сформировать у учащихся умение классифицировать задания по типам с последующим решением и выбором определенного способа выполнения в зависимости от его основных характеристик.

2.      Сформировать понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности.

3.      Ознакомить обучающихся с особенностями цифровых образовательных ресурсов, методов по переработке и хранению информации.

4.      Сформировать у обучающихся навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий).

Навыки коммуникации, умения общаться

Сформировать у обучающихся знание, понимание, выработать навыки применения языков (естественных и формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных).

Способность к анализу собственной деятельности

Сформировать у обучающихся способность к осуществлению рефлексии информации, оценки и анализа своей информационной деятельности и ее результатов. Рефлексия информации предполагает раздумья о содержании и структуре информации, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании информации, о возможности использования человеком ее содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Воспитательная составляющая курса

Использование цифровых образовательных ресурсов предполагает работу с детьми во внеурочное время. Согласно М.М. Поташнику, используются следующие каналы воспитания в процессе обучения:

1. Через содержание основ наук (воспитывать мировоззренческие понятия: причинно-следственные связи в окружающем мире; познаваемость окружающего мира и человечества).

2. Через методы обучения (воспитывать у обучающихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), воспитывать чувства товарищеской взаимовыручки и этики групповой работы).

3. Через личность учителя.

 Использование цифровых образовательных ресурсов призвано помочь обучающимся 4 класса систематизировать знания по предметам, получить основные функциональные компетенции, необходимые для успешного выполнения ВПР. Опыт имеет практическую направленность, служит дополнением к основному курсу начальной школы и позволяет:

1)      обобщить и систематизировать учебный материал по предметам, необходимый для успешного выполнения ВПР;

2)      сформировать основы функциональной грамотности младшего школьника.

Управление процессом внедрения цифровых образовательных ресурсов в процесс обучения включает следующие управленческие функции: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция. Данный вид деятельности обязателен, так как данный процесс необходимо анализировать, планировать, организовывать, контролировать и, конечно, корректировать.

 

Функция контроля

Предпринятые действия в рамках функции контроля

Анализ

1.      Выделение индикативных показателей.

2.      Входной мониторинг сформированности основ функциональной грамотности обучающихся.

Планирование

1.      План работы педагога на учебный год.

2.      Разработка рабочей программы.

Организация 

1.      Выбор наиболее эффективных технологий, методов, форм и средств организации обучения.

2.      Организация проектной деятельности во внеурочное время.

3.      Создание межпредметных творческих и исследовательских проектов для участия в конкурсах различного уровня.

Контроль

1.      Управление процессом усвоения знаний – проведение промежуточных мини-соревнований, знаний по ПДД, выполнение исследовательских практических работ, контрольных срезов, тестов.

2.      Повышение мотивации и формирование познавательного интереса.

3.      Промежуточный и итоговый мониторинг сформированности основ функциональной грамотности обучающихся.

Коррекция

При необходимости:

1.  Коррекция состава индикативных показателей.

2. Коррекция рабочей программы педагога (в частности, тематического планирования).

 

Результатами внедрения цифровых образовательных ресурсов по формированию основ функциональной грамотности обучающихся является:

         конструирование цифрового образовательного материала на платформе CORE;

         разработка, внедрение и успешная апробация авторских интерактивных упражнений на платформе LearningApps;

         разработка методического и цифрового дидактического обеспечения занятий внеурочной деятельности на платформе Padlet;

         разработка методического и цифрового дидактического обеспечения занятий внеурочной деятельности на платформе Online Test Pad;

         презентация результатов педагогической деятельности по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством цифровых образовательных ресурсов» на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №» г. Красногорска, Московской области.

         трансляция инновационного педагогического опыта на областном форуме «Стратегия развития региональной системы патриотического воспитания. Вектор. Ключевые точки. Ресурсы»;

         проведение мастер-класса для педагогов г. Красногорска, Московской области.

 по теме: «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов при дистанционном формате обучения»;

Обучающиеся являются победителями и призерами в олимпиадах, викторинах, конкурсах различных уровней по предметам и проектной деятельности:

        Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 2021 г.;

       Международные олимпиады на платформе ЯКласс – 2021 г.;

     − Всероссийские олимпиады на платформе Яндекс учебник – 2021 г.;

        Международные олимпиады на платформе ЯКласс – 2022 г.;

        Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 2022 г.;

        Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников – 2022 г.;

     − Всероссийские олимпиады на платформе Яндекс учебник – 2021 г.;

       Международные и Всероссийские олимпиады на портале uchi.ru – 2019-2022 гг.

Обучающиеся демонстрируют прочные знания и хорошо сформированные навыки практической деятельности, как общеучебные, так и исследовательские.

Подводя итоги, можно сказать, что внедрение цифровых образовательных ресурсов по формированию основ функциональной грамотности повлекло за собой:

         повышение уровня мотивации и интереса к изучению предметов и исследовательской деятельности;

         формирование новых моделей учебной деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов;

         повышение уровня сформированности читательской, математической и естественно-научной   компетентностей обучающихся, знание ПДД; 

         совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе использования возможностей цифровых образовательных ресурсов;

         создание условий, которые позволяют реализовать способности и интересы учащихся;

         создание условий для реализации моделей открытого образования, для вариативности и индивидуализации образования.

 

Заключение

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Создание и использование цифровых образовательных ресурсов — это задуманный, сформированный и отрабатываемый на практике опыт. Это реальная практика и ее может использовать в своей работе любой педагог. Разрабатывание материалов достаточно просто, чтобы педагог, впервые взявшийся за работу, легко смог внедрить их в процесс обучения. Данный опыт можно использовать как руководство к собственному действию, опираясь на эти разработки, самостоятельно модифицировать ресурсы под себя, свой инструментарий, свое видение, текущий момент.

Система заданий даёт новые возможности. В век информатизации нам катастрофически не хватает времени. Но данные ресурсы решают эту проблему. Конечно, для успешной работы у учащихся должны быть выработаны навыки самостоятельной работы с текстом, презентациями, иными ресурсами. Ученик должен обладать самоконтролем. И вообще данный вид работы возможен только тогда, когда учащийся сам хочет учиться. Ему психологически проще сесть и, прослушав ещё раз дома в тишине, разобраться в теме. Все данные чётко фиксируются. И я вижу во сколько ученик был на ресурсе, проверяя работы, оцениваю, как он потрудился. Дальнейшие успехи отслеживаю на занятиях.

Индикативные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся, занимающиеся на платформах, демонстрируют прочные знания и хорошо сформированные навыки практической деятельности, как общеучебные, так и специальные.

Показатели мотивации учебной деятельности 

 https://documents.infourok.ru/cd084d00-4b99-4771-a07d-4ffe714bc02e/0/image001.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании анализа всех индикативных показателей опыта можно смело сказать, внедрение цифровых образовательных      ресурсов в современный образовательный процесс помогает осуществить более качественную подготовку, развитию возможностей и интеллектуальных способностей учащихся.

Привлечение школьников к исследованиям позволит создать необходимые условия для высокого качества     образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Именно поэтому важно уметь создавать цифровые образовательные ресурсы самому учителю. Активная роль цифровых образовательных ресурсов в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, но и стимулируют формирование функциональной грамотности. Развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность, ПДД,  способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, креативность позволит выпускнику начальной школы соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

"Формирование функциональной грамотности младших школьников"

Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Формирование функциональной грамотности младшего школьника

Презентация по теме "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"...