Технологии наставничества.
консультация

Кулаева Лилия Валерьевна

В работе описаны некоторые технологии наставничества, которые мною используются в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._opisanie_opyta_raboty.docx75.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина». Сократ  

К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Также он отмечал,  что процесс наставничества невозможен без обратной связи.

Этот принцип Ушинского я взяла за основу своей работы как педагога-наставника. Наставник оказывает воздействие на воспитанника, а тот, в свою очередь, поступками, личностными изменениями дает наставнику обратную связь, помогая последнему корректировать процесс наставничества.

Также деятельность педагога – наставника особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии Инновационного развития России, Приоритетного национального проекта «Образование», развития и реализации плана действий по модернизации общего образования Тамбовской области. Нормативной правовой основой организации наставничества в государственных органах является:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Таким образом, наставничество – это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс.

Из чего должно складываться наставничество? Для себя я создала конструктор идеального наставничества:

  1. Учитель – наставник.

В данном направлении мною ведется работа в двух направлениях:

  1. Работа со студентами ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» по специальности «Педагогика и методика начального образования» и тесное сотрудничество с кафедрой теории и технологии дошкольного и начального образования этого же института.

Цель:  создание условий для самореализации, для приобретения студентами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Всю работу со студентами делю на три этапа:

  1. выстраиваю отношения со студентами таким образом, чтобы возникло взаимопонимание и доверие между наставником и студентом. На данном этапе важно быть внимательным к воспитаннику, чтобы понять, какие цели и мотивы преследуют его в обучении;
  2. на втором этапе рассказываю студентам о традиции школы, о своих личных традициях, о взаимоотношениях в классном коллективе. Использую видеоматериалы проведенных уроков и мероприятий внеурочной деятельности;
  3. на третьем этапе, когда уже чувствую обратную связь, приступаю к реализации поставленных задач.

При работе со студентами использую разные виды деятельности: мастер-классы, творческие лаборатории (в работе которых привлекаю  других учителей и студентов), деловые игры, круглые столы, обучающие семинары. При подготовке урока не раз использовалась техника «мозгового штурма», которая активизирует работу не только студента, но и мою, как педагога-наставника. При работе со студентами мною используется  техника точечной групповой работы и командное наставничество кадровой технологии.

2. Вот уже несколько лет веду работу с молодыми специалистами. В 2017 году я вошла в состав творческой группы по разработке программы работы с молодыми специалистами.
Цель: создание в ОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Конечно, таких специалистов очень мало, от этого данный вид моей деятельности является для меня бесценным и очень интересным.

Модель работы с молодыми специалистами

«Школа молодого педагога»

Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании.

При работе в данном направлении использую технику партнерского наставничества кадровой технологии. Она помогает мне более продуктивно осуществлять задачи данного вида деятельности: более быстрая и безболезненная адаптация молодых специалистов, выявлении затруднений профессиональной практики, включение молодого педагога в самообразовательную и исследовательскую деятельность.

Учитель – наставник 

Цель: создание организационно-методических условий для успешной адаптации  вновь прибывших специалистов в условиях современной школы.

Свою деятельность, как учителя-наставника, строю по следующему принципу:

После успешного прохождения всех этапов, можно утверждать, что педагог может успешно развиваться в своей сфере деятельности. При работе активно использую технику онлайн и офлайн – наставничества кадровой технологии, что помогает более рационально использовать время педагога.    

  1. Руководитель школьного педагогического объединения учителей начальных классов.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей является хорошо организованная методическая работа. Школьное педагогическое объединение учителей - это коллегиональный орган школы, которым  я руковожу с 2013 года. Правильно выстроенная работа его, способствует повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Одним из действенных форм методической работы считаю наставничество, т.к. она является актуальной и востребованной кадровой технологией.  Работа в данном направлении включает разные формы методической работы:  проведение открытых уроков и мероприятий с последующим подробным анализом, работа над моделированием урока (целиком или фрагментарно), подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме, составление опорных схем, памяток, дидактического материала, подготовка к семинарам, профессиональным конкурсам, помощь в работе над составлением «портфолио» учителя и многое другое.

  1. Член творческой группы.

Цель: объединение педагогов, участвующих в научно-педагогическом исследовании и научно-практическом поиске при совершенствовании воспитательно - образовательного процесса.

Являюсь постоянным членом творческих групп  в реализации инновационных  проектов разного уровня. В этом направлении применяю техники командного наставничества, индивидуальное наставничество и воркшоп (работа учебной группы) кадровой технологии.

Да, наставничество нелегкий, но интересный труд. Для того чтобы профессионально осуществлять наставническую деятельность, педагогу необходимо постоянно развивать творческий потенциал, находиться в педагогическом и научном поиске, совершенствоваться в своих методах работы, межличностных коммуникациях, повышать квалификацию в областях психологии, педагогики, методики преподавания дисциплин. Результатом наставничества должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, личности, всесторонне развитой, нравственной, культурной.

По статистике 10% людей будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы земные блага им не обещали. Работа же остальных 80% зависит от искусства управления и стимулирования, в том числе – и от искусства наставничества. Можно получить высшее образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурноисторического наследия и опыта невозможно. И как говорил Сократ: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе....